Индусы--многочисленный народ, насчитывающий огромное количество людей и занимающий огромное пространство. Живут они далеко к востоку от нас, в тех краях, где изгибается берег Океана и восходит солнце, там, где рождаются звёзды и кончается земля, дальше, чем египтяне учёные, иудеи суеверные, набатеи-торговцы, дальше арсакидов в развевающихся одеждах
(
Read more... )
Говорят, что в море водятся огромные, страшные драконы; называются они таннинами. В разгаре зимы, когда облака проходят над самой водой, таннин вылезает из моря и заползает в тучу, ибо он не выносит жара морской воды, которая в это время года кипит, как в котле. Таннин сидит неподвижно, охваченный холодом облака; ветры, дующие над водой, подымают тучу вверх, и таннин подымается вместе с ней. Туча подымается и движется по небу из одного края в другой; но, когда вода из нее испаряется, она превращается в тонкую пыль и рассеивается под дуновением ветра, таннин теряет свою опору и падает вниз - иногда в море, иногда на сушу. Если Аллах всевышний желает зла какому-нибудь народу, он сбрасывает таннина в этой стране. Чудовище пожирает верблюдов и лошадей, поедает крупный и мелкий скот и всячески губит жителей, пока не подохнет, истребив всю пищу, или пока Аллах преславный не поразит его. Разные люди, часто плававшие по морю, купцы и капитаны, говорили мне, будто не раз они видели таннина, пролетавшего в облаке над их головами. Он лежал весь черный, вытянувшись в туче, а если облако рассеивалось, спускался на нижний слой и удерживался там. Часто кончик его хвоста свешивался наружу, но, почувствовав холод воздуха, таннин отодвигался вглубь, уносился в облаке и скрывался от взоров. Благословен Аллах, прекраснейший из творцов!
(...)
Слышал я от одного из старых моряков, будто в области Сенф есть большая деревня, из которой все жители принуждены были выселиться. Причиной этому была змея, жившая поблизости. Она пожирала скот и даже людей из поселка. Жители, не будучи в силах справиться с ней, переехали в другое место. С тех пор деревня опустела, и никто не возвращался в нее.
Вот что рассказал мне Абу Мухаммад аль-Хасан ибн Амр:
Один капитан во время плавания был застигнут бурей. Заметив какую-то бухту, он укрылся в ней и простоял там целые сутки. На следующее утро к ним выползла по берегу громадная змея - неизмеримой длины и устрашающего вида. Она спустилась в бухту и, проскользнув с быстротой молнии, исчезла на противоположном берегу. После заката она появилась снова и с такой же ловкостью проползла обратно. Это повторялось пять дней подряд. Каждое утро змея уползала, а возвращалась она после заката. На шестой день капитан сказал матросам: «Сойдите на землю и проследите, куда уходит змея». Когда чудовище уползло, матросы спустились на сушу и, пройдя около мили, очутились в лесной чаще. Там они увидели стоячее болото, полное больших и малых слоновых клыков. Матросы пришли и обо всем рассказали капитану. На следующий день он пошел вместе с ними к этому болоту, рассмотрел его и вернулся обратно. С этого дня, как только змея уползала, моряки принимались переносить слоновую кость на судно и работали так до самого возвращения змеи. Они притащили на корабль огромное количество клыков, и, по мере того, как приносили их, выбрасывали из судна все, что не имеет спроса и мало ценится. Около двадцати дней мореплаватели оставались в этом заливе, а потом уехали. Очевидно, эта змея пожирала слонов и оставляла клыки.
(с) ибн Шахрияр "Чудеса Индии"
http://www.vostlit.info/Texts/rus6/Chudesa_Indii/frametext1.htm
Reply
Reply
Вот еще навскидку Бируни:
Рассказывают, что в степях Кункана, называемых Данак, [обитает] животное, называемое шарабха. У него четыре ноги, но на его спине есть еще четыре [конечности], похожие на ноги и растущие кверху. У него есть маленький хобот и два больших рога, которыми оно может ударить слона и разорвать пополам. Оно по внешности похоже на буйвола, но крупнее, чем ганда [носорог]. Индийцы утверждают, что оно часто бьет рогами какое-либо животное и вскидывает его [всего] или часть его себе на спину так, что оно падает между двумя верхними конечностями и разлагается там, превращаясь в кишащую массу червей, которые проникают в его спину; и оно все время трется о деревья до тех пор, пока не погибает. Говорят, что иногда это животное, заслышав, как гремит гром, принимает его за какое-то животное и устремляется против него; оно забирается за ним на горные вершины и, бросившись оттуда на него, низвергается и разбивается на куски.
Что касается ганды [носорогов], то их в Индии много, в особенности около Ганга. По внешности он похож на буйвола: у него черная складчатая (Буквально «чешуйчатая» ) кожа и свисающие подгрудки. Из трех желтых копыт на каждой ноге одно большое выступает вперед, а два - по бокам. Хвост у него недлинный, а глаза сидят ниже обычного [для других животных] места на щеке. На кончике носа у него один рог, загнутый кверху. Его мясо едят исключительно [одни] брахманы. Я видел своими глазами, как один молодой ганда ударил попавшегося ему навстречу слона и, ранив его своим рогом в переднюю ногу, забодал его.
(с)http://www.vostlit.info/Texts/rus17/Biruni_3/frametext18.htm
(т.е. может быть все началось с носорогов?) :)
Reply
शरभ (s'arabha)--m. a kind of deer or (in later times) a fabulous animal (supposed to have eight legs and to inhabit the snowy mountains ; it is represented as stronger than the lion and the elephant;
а макары больше похожи на крокодилов; нашла рисунок из Ориссы--ну вылитый крокодил! http://www.bestiary.us/images/varuna-na-makare
есть и изображения, где они похожи на дельфина--простого или гангского.
Reply
https://en.wikipedia.org/wiki/Sharabha#/media/File:Munneswaram_Sharabha.jpg
вот такая красивая!
это как бы Шива в образе шарабхи подчиняет себе Нарасимху (т.е. аватар Вишну); думаю, это поздняя легенда, так как вишнуизм был крайне популярен в первой половине первого тысячелетия н.э., а шиваизм расцвёл уже позднее.
Reply
Leave a comment