Весь год на занятиях Зализняка мы читали "Сказание о Нале и Дамаянти". Прочли, правда, немного--от первой шлоки "Жил-был царь по имени Нала, могучий сын Вирасены, наделённый всеми достоинствами, красавец и знаток коней" до эпизода игры в кости.
А в конце июня японский режиссёр Сатоси Мияги привёз в Москву спектакль Mahabharata--Nalacaritam--"Сказание о Нале".
Свадьба Налы и Дамаянти
По форме--это типичная волшебная сказка. Рассказанная наивно и искренне. С элементами кукольного театра и японского бумажного театра камишибай. Костюмы богов и других сверхъестественных существ сделаны из бумаги, а действия актёров часто дублирует рассказчик--"logos". Вначале актёры только действуют, а звучат рассказчик, хор и оркестр. По мере того как страсти накаляются, актёры начинают говорить сами за себя.
Игра в кости.
По содержанию--это Махабхарата в миниатюре, но с хорошим концом. Рассказ о борьбе человека со своими слабостями.
Дамаянти узнаёт Налу

по отрезанному рукаву.
Спектакль очень лёгкий, то лиричный, то смешной. Нала, получивший от богов кулинарный талант, угощает семью вкуснейшим в мире мясом (алые лоскутки бумажной материи, похожие на язычки пламени). В время игры в кости Нала самым натуральным образом раздевается, оставаясь в аккуратном традиционном нижнем белье. Перед тем, как покинуть жену, он, в духе сюжетов японской миниатюры, "отрезает" рукав с её платья. Дамаянти, оставшись одна в джунглях, таскает тигра за хвост, требуя рассказать, куда подевался Нала (прямо-таки "я спросил у ясеня..."!) А во время интерлюдии актёры устраивают форменную веселуху, превращая имя главной героини в рекламный слоган--"Damayan-Tea! Damayan-Tea! Best Quality!"
Действие происходит в условной сказочной стране, где есть четыре царства--Северное, Южное, Западное и Восточное. Таким образом, в финале, когда все действующие лица, включая коварного Пушкару, мирятся-дружатся, наступает мировая гармония.
* Ссылки:
http://www.chekhovfest.ru/program/spec/1820/http://www.vip-kassir.ru/mahabharata-nalacharitam/http://www.japantimes.co.jp/culture/2003/11/12/stage/a-mini-mahabharata-of-epic-proportions/