Еще один день в Санкт-Петербурге мы решили провести на острове Котлин в городе Кронштадт.
01.
История Кронштадта началась в 1704 году, когда на насыпанном за одну зиму искусственном острове близ острова Котлин был построен и освящен форт Кроншлот. Работа проходила в напряженном темпе, и уже на следующую весну шведы, открывая навигацию, с удивлением обнаружили в заливе, который еще недавно они считали своим, крепость, закрывшую им проход к Невской губе. В октябре 1723 года на Котлине в торжественной обстановке Петр I заложил крепость Кронштадт, "которая заключала бы в себя весь город и все портовые сооружения, и служила бы делу обороны со всех сторон". В это же время город стал главной военно-морской базой Балтийского флота. После катастрофического пожара 1764 года город восстанавливался по генеральному плану, составленному архитектором Саввой Ивановичем Чевакинским. Значительная часть городских построек была разрушена или сильно пострадала в результате наводнения 1824 года. Для руководства работами по восстановлению города был создан Комитет об устройстве Кронштадта. В результате деятельности комитета были построены Гостиный двор, комплекс военно-морского госпиталя, Арсенал и прочие здания. В октябре 1905 года в Кронштадте вспыхнуло восстание, в котором принимали участие около 3 тысяч матросов и 1,5 тысяч солдат. Город фактически оказался в руках восставших, однако отсутствие руководства и дисциплины привело к погромам винных складов, магазинов и жилых домов. Прибывшие из Санкт-Петербурга и Ораниенбаума (ныне Ломоносов) войска подавили восстание. В результате с обеих сторон 22 человека были убиты или умерли от ран, около 100 человек ранены, около 3 тысяч участников восстания арестованы.
28 февраля 1921 года оказалось, что на выборах в местные советы не прошли члены большевистской партии. Это событие было квалифицировано в Москве как "Кронштадтский мятеж". Восставшие требовали обеспечение свободных перевыборов советов, свободу слова и печати для рабочих и крестьян, свободу собраний, профсоюзов и объединений крестьян, освобождение политзаключенных, реализацию лозунга "землю - крестьянам", разрешение кустарного производства собственным трудом. 7 марта войска под командованием Михаила Тухачевского начали обстрел Кронштадта. По данным советских источников штурмующие потеряли 527 человек убитыми и 3285 ранеными. При штурме было убито около тысячи мятежников, свыше 2 тысяч было "ранено и захвачено в плен с оружием в руках", более 2 тысяч сдались в плен, а около 8 тысяч перешли границу с Финляндией. С весны 1922 года началось массовое выселение жителей Кронштадта с острова. В сентябре 1941 года, во время Великой Отечественной войны, на Кронштадт состоялось несколько налетов Люфтваффе, в результате которых город понес большие разрушения, а флот потерял несколько своих кораблей. Кронштадт, как и Ленинград, находился в блокаде, а Малая дорога жизни связывала город с Ораниенбаумом и поселком Лисий Нос. В 1984 году в результате возведения дамбы остров Котлин с северной стороны был соединен с материком автомобильной дорогой, движение между Кронштадтом и Ломоносовым официально открылось в 2011 году. В 1996 году город, имевший ранее статус ЗАТО, был открыт для свободного посещения гражданами России и иностранцами. В настоящее время город Кронштадт с населением в 44321 человек входит в состав Санкт-Петербурга.
Герб Кронштадта разделен на две части. В правом лазоревом поле (напоминаю, что в геральдике направление "право-лево" инвертировано) изображен увенчанный императорской короной серебряный маяк с золотым фонарем. В левом червленом поле изображен черный котел, с которым, по легенде, связано название острова Котлин. Якобы первые русские воины, ступившие на остров, обнаружили сиротливо лежащий на берегу котел, в спешке брошенный шведами.
02. Осмотр города начинаем, конечно же, с Морского собора святителя Николая Чудотворца постройки в 1903-1913 годов, который вы видите на заглавном фото. С 2013 года он является главным храмом Военно-морского флота России.
03.
04.
05.
06. На стенах висят памятные доски вечного поминовения погибших российских военных моряков.
07. Макет собора.
08. Эскадренный броненосец Бородино. Построен в Санкт-Петербурге в 1901 году. Броненосец отличился 14 мая 1905 года в Цусимском сражении, когда он, выдержав множество попаданий японских снарядов и ни на минуту не прекращая огня, вел бой в составе эскадры и более четырех часов возглавлял эскадру до своей гибели со всем экипажем.
09. Рядом с собором на Якорной площади в 1913 году был установлен памятник адмиралу Степану Осиповичу Макарову (1849-1904).
10. Тут же за памятником через Макаровский овраг перекинут пешеходный Макаровский мост, открытый в 2013 году.
11.
12. Сразу за мостом на пересечении Красной улицы и Манежного переулка стоит памятник-бюст Герою Советского Союза гвардии капитану 3-го ранга Василию Марковичу Жильцову (1909-1976).
13. Пройдя по Красной улице, мы упираемся в одно из зданий Арсенала, построенного в 1832-1836 годах. Раньше на этом месте находился Пушечный двор, существовавший еще при Петре I, где приводили в порядок пушечные стволы. После возведения Арсенала в нем стало храниться полмиллиона снарядов, 5 тысяч пушечных стволов и 47 тысяч ружей. Арсенал работает и по сей день, сейчас в нем производят оружие и боеприпасы.
14. Идем дальше по Арсенальному переулку.
15. Памятный знак героям Цусимского сражения.
16. Петровская пристань - главные морские ворота города, построенные в 1874-1875 годах.
17. Посмотрим на пришвартованные суда.
Сухогрузное судно типа "Бахтемир" (проект 326.1) СТК-1008, спущено на воду в 1984 году, порт приписки - Санкт-Петербург.
18. Причал ВМФ.
19. Пожарное судно (проект 1893) ПЖС-282, спущено на воду в 1975 году, приписка - ВМФ России.
20. Большой десантный корабль (проект 775/II) Александр Шабалин (бортовой 110), спущен на воду в 1985 году, приписка - ВМФ России.
Ледокол типа "Добрыня Никитич" (проект 97К) Буран, спущен на воду в 1966 году, приписка - ВМФ России.
21. Катер (проект 21270) Буревестник (бортовой 002), спущен на воду в 2003 году, приписка - ВМФ России.
22. Вдали виднеется Кронштадтский задний маяк, построенный в 1915 году.
23. Рядом с пристанью в качестве памятника установлено полуденное орудие, изготовленное в середине XIX века.
24. Ну и как же без памятника основателю Кронштадта - императору Петру I (1672-1725).
25. Совсем рядом расположен Петровский док, строившийся с 1719 по 1752 год. К сожалению, Доковый мост через канал имени Петра Великого был закрыт на реконструкцию, и нам пришлось искать другой путь на противоположный берег канала.
26. Указатель городов-побратимов Кронштадта.
27. Кронштадтский автобус. Всего внутри города действуют три автобусных маршрута: 1Кр, 2Кр и 3Кр.
28. Пеньковый мост через Обводный канал, открытый в 1873 году и перестроенный в 1887-1888 годах. На мосту сохранилась подлинная чугунная мостовая.
29. Здания Машинной школы Балтийского флота, построенные в 1904-1905 годах.
30. Проходная Кронштадтского Морского завода, открытого в 1858 году и занимающегося ремонтом и сервисным обслуживанием военных и гражданских судов.
31. Памятник морзаводцам - участникам Великой Отечественной войны.
32. А мы идем по улице Аммермана, названной в честь большевика, участника обороны Петрограда Петра Кирилловича Аммермана.
33. Сделав большой крюк и забрав машину с парковки недалеко от собора, мы наконец добрались до другого берега канала имени Петра Великого.
34. В 2005 году здесь был открыт памятный знак в честь 150-летия установления дружественных отношений между Россией и Японией.
35. Множество кораблей у пирсов военной части.
36. Задний створный знак Кронштадтского рейда, возведенный в 1898 году и перестроенный в 1914-м.
37. Пожарное судно (проект 14611) ПЖК-900, год спуска на воду неизвестен, приписка - ВМФ России.
38. Здесь же находится музей подводных самоходных аппаратов. Обитаемый аппарат "Риф", разработан в 1985 году.
39. Сверхмалая подводная лодка "Тритон-1М", разработана в 1968 году.
40. Сверхмалая подводная лодка "Тритон-2", разработана в 1966 году.
41. Автономный рабочий снаряд АС-22, разработан в 1971 году.
42. Спасательный подводный аппарат АПС-5, разработан в 1976 году.
43. Рейдовый катер (проект 1915) РК-1915 (бортовой 513), год спуска на воду неизвестен.
44. Ну и вишенка на торте. Корабль является музейным экспонатом и открыт для посещения.
Эскадренный миноносец (проект 956) Беспокойный (бортовой 620), спущен на воду в 1990 году.
45. К месту вечной стоянки корабль прибыл 13 мая 2018 года.
46.
47.
48. Вдали виден форт "Кроншлот", с которого и началась история города. Свой нынешний вид форт принял после перестройки 1850-1863 годов.
49.
50. Контейнеровоз (проект Sietas Typ 178) Charlotta B, спущен на воду в 2008 году, порт приписки - Монровия.
51. Вид на маяк с "Беспокойного".
52. Идем обратно к машине.
Перекус в кафе Бриош (ул. Советская, 33Б)
★★★★★
Вкусно и недорого, самый центр города.
А нам пора отправляться обратно на большую землю. Не переключайтесь!
Если вам интересны мои заметки о России и ее регионах, посещенных в рамках данной поездки (и не только), переходите по ссылкам ниже.