Новогодние каникулы на Балтике. Морская крепость Суоменлинна

Jan 13, 2018 13:13

Первый день 2018 года было решено посвятить посещению крепости Суоменлинна, расположенной на группе островов в 2,5 километрах от Рыночной площади Хельсинки.

01. От материковой части города на острова круглогодично ходит небольшой паром, а летом туда можно добраться и на водном автобусе.



02. Билет туда-обратно стоит 5 евро, но, как я говорил раньше, можно воспользоваться и дневным проездным.


Нам же деньги удалось сэкономить и прокатиться к крепости и обратно совершенно бесплатно :) Стоим мы в очереди к билетным автоматам, до отправления парома остается минут десять, а очередь двигается ой как медленно. За пять минут до отправления работник открывает турникеты и говорит толпе: "Давайте на борт, билеты купите на обратном пути". Все загружаются, судно отходит, на выходе у крепости никакого контроля нет. Вечером после прогулки приходим на пристань, чтобы вернуться обратно в город. Я иду к билетным автоматам, дабы оплатить проезд. Один автомат вообще отказывается реагировать на нажатия на экран, второй начинает тупить на выборе способа оплаты: сначала он просто выплевывает все монеты обратно, а затем и вовсе вылетает на виндоусовский рабочий стол. Начинается посадка толпы туристов на паром, работники причала открывают все турникеты, мы на халяву прокатились на остров :)

03. Паром отчалил, позади остается Рыночная площадь.


04. Улица Южный берег.


05. Паром Silja Serenade, спущен на воду в 1989 году, порт приписки - Мариехамн.


06. Уже знакомый танкер Lotus и еще один паром "Viking Line".
Паром Gabriella, спущен на воду в 1991 году, порт приписки - Мариехамн.


07.


08. Белый остров или Валкосаари (Valkosaari).


09. Русский остров или Рюссянсаари (Ryssänsaari). Вообще, "рюсся" (ryssä) - это уничижительное финское прозвище русских, ведь нейтральным обозначением является слово "веняляйнен" (venäläinen). Причем слово "рюсся" до обретения Финляндией независимости считалось вполне нейтральным, но идеология нового правительства сыграла свою роль.


10.


Паром причалил к Большому Черному острову или Исо-Мустасаари (Iso Mustasaari) и пришла пора немного рассказать об истории крепости.

Крепость была основана в 1748 году и после постройки получила шведское название Свеаборг (Sveaborg, "Шведская крепость"). В финском же языке за ней закрепилось имя Виапори (Viapori), произошедшее от шведского наименования. В 1918 году после провозглашения независимости Финляндии название Виапори было заменено на Суоменлинна (Suomenlinna, "Финская крепость").

Решение об укреплении островов у Гельсингфорса было принято шведским правительством после окончания Русско-шведской войны 1741-1743 годов. В 1746 году руководить фортификационными работами по укреплению русско-шведской границы было поручено майору Августину Эренсверду. В 1756 году по инициативе Эренсверда был реорганизован шведский галерный флот, который стал называться армейским. Его главной базой стал нововозведенный Свеаборг. Все строительные работы были закончены к 1770 году. В 1808 году крепость после непродолжительной осады была взята русскими войсками. Победителям досталось 7500 пленных, более 2000 орудий и 110 военных судов. Комендантом крепости был назначен генерал Михаил Леонтьевич Булатов.

Во время Крымской войны Свеаборг подвергся бомбардированию со стороны англо-французского флота. 28 июля 1855 года неприятельский флот, подошедший к крепости, действовал в составе десяти линейных кораблей, семи парусных фрегатов, семи паровых фрегатов, двух корветов, одного брига, четырех судов "особой конструкции", шестнадцати бомбард, двадцати пяти канонерских лодок, двух яхт и трех транспортов. После двухдневного артиллерийского боя эскадра ушла от Свеаборга, потеряв несколько мортирных кораблей и произведя незначительные пожары и разрушения в крепости. После войны в крепости была проведена реконструкция, построены новые укрепления и артиллерийские позиции, установлены более современные орудия. В начале XX века в Свеаборге было около 1500 жителей, не считая гарнизона. Сообщение с Гельсингфорсом поддерживалось летом маленькими пароходами. В крепости располагались станция русского военного флота, доки, арсеналы, матросская школа, казармы, цейхгаузы, пороховые погреба, резервуары пресной воды, а также православная церковь. В 1906 году в крепости произошло Свеаборгское восстание. Во время Первой мировой войны в окрестностях Гельсингфорса была построена цепь оборонительных сооружений. Частично она располагалась и на островах. Целью создания крепости было обеспечения безопасности военно-морской базы Балтийского флота Российской империи, защиты Гельсингфорса и защиты подходов к Санкт-Петербургу от возможного немецкого вторжения.

После провозглашения независимости Финляндии часть укреплений была использована в ходе финской гражданской войны, а на территории крепости находился концлагерь для финских красногвардейцев. Прибрежные укрепления впоследствии перешли к Финляндии и применялись для защиты Хельсинки, а укрепления на суше были в основном брошены и разоружены. В 1933 году в крепости взорвался склад боеприпасов, погибло 12 человек. Артиллерия, находившаяся в крепости использовалась Финляндией до конца Второй мировой войны. Во время Советско-финской войны 1941-1944 годов крепость несколько раз бомбила советская авиация. В это же время на военно-морской базе Суоменлинна базировались немецкие катерные флотилии. После войны часть островных батарей досталась СССР, однако позже была передана Финляндии. В 1973 году устаревшая крепость была передана гражданским властям. Острова стали одним из районов Хельсинки. С 1991 года крепость Суоменлинна внесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

11. Большинство туристов попадает в крепость через ворота в здании береговой казармы, построенной в 1868-1870 годах.


12.


13.


14. Лютеранская церковь Суоменлинна (Suomenlinnan kirkko), перестроенная в 1928 году из православного собора. Оригинальный гарнизонный собор Александра Невского был построен в 1854 году архитектором Константином Тоном, автором Большого Кремлевского дворца и храма Христа Спасителя в Москве.


Вот так собор выглядел до перестройки.


15. Стена кронверка Эренсверд (kruunulinna Ehrensvärd), названного в честь руководителя строительства крепости Августина Эренсверда.


16. Сейчас в кронверке находятся библиотека и некоторое количество жилых квартир.


17. Через узкий пролив перекинут деревянный мост на Волчий остров или Сусисаари (Susisaari).


18. Там, за склоном, в южной части Исо-Мустасаари находится исправительная трудовая колония, действующая по принципу "открытой тюрьмы" (российский аналог - колония-поселение). Осужденные трудятся на исправительных работах как в самой крепости, так и в городе, получая зарплату и оплачивая из нее свое содержание.


19.


20. На берегу Сусисаари в качестве музея (работает только в летний период) установлена подводная лодка Vesikko. Она была спущена на воду в 1933 году и принимала участие в Советской-финской и Второй мировой войнах. Согласно Парижскому мирному договору между СССР и Финляндией 1947 года, последняя не могла иметь своих подводных лодок, и тогда "Vesikko" осталась на вечном приколе в Суоменлинне. Выше ватерлинии на корпус лодки нанесен так называемый ослепляющий камуфляж, который не скрывает судно, но искажает его очертания, затрудняя оценку расстояния до него, его скорость и курс.


21.


22.


23. Не забываем и про толстых пушистых котиков :) Судя по ошейнику, этот был домашним, совсем не боялся людей и охотно давал себя погладить.


24. Чуть дальше расположен крепостной двор, в котором находится могила Эренсверда.


25. Старинные пушки.


26.


27.


28. Вид с Сусисаари на бывший остров, а ныне полуостров Кустаанмиекка (Kustaanmiekka), названный в честь наследного принца, а затем и короля Швеции Густава III, родившегося во время строительства крепости. И финское Кустаанмиекка, и шведское Густавcсвярд (Gustavssvärd) дословно переводится на русский как "меч Густава".


29.


30.


31. Когда-то на месте этого заливчика с пляжем и находился пролив между островами.


32.


33. Береговая артиллерия. Пушки были изготовлены в начале XX века на Пермских пушечных заводах.


34.


35.


36.


37.


38.


39.


40. Внутри этих укреплений можно побродить.


41.


42.


43.


44. Вид на Валовый остров или Валлисаари (Vallisaari).


45. Отлично виден частный сектор.


46. Стемнело и пришла пора возвращаться обратно в город.


47.


48.


49.


50. Наш паром прибывает, а другой отчаливает.
Паром Suokki, спущен на воду в 1952 году, порт приписки - Хельсинки.


Эта прогулка закончилась, но впереди еще много других. Не переключайтесь!

Если вам интересны мои заметки о Финляндии и других странах, посещенных в рамках данной поездки (и не только), переходите по ссылкам ниже.



Хельсинки, фото, путешествия, Финляндия, Новогодние каникулы на Балтике

Previous post Next post
Up