Наступил новый день нашего реального и вашего виртуального путешествия по Балканскому полуострову. Сегодня мы едем в неофициальный центр исторической области Герцеговина - город Мостар.
01. Где-то в середине пути проезжаем город Кониц (Konjic) и встречаем реку Неретва (Neretva), которая будет сопровождать нас до самого Мостара.
02.
03. Ябланицкое озеро (Jablaničko jezero), образованное одноименной ГЭС.
04. Горы, через которые мы едем, называются Динарским нагорьем, протянувшимся на 650 километров вдоль побережья Адриатического моря по территории Словении, Хорватии, Боснии и Герцеговины, Сербии, Черногории и Албании.
05.
06.
07.
08. В окне показался Мостар.
Первое письменное упоминание Мостара (Mostar) датируется 1452 годом. Город был основан как укрепление на торговом пути между побережьем Адриатики и внутренними районами Динарского нагорья. С 1468 года находился под властью турок. После Берлинского конгресса 1878 года город попал под управление австро-венгерских властей. С 1918 года в составе Королевства сербов, хорватов и словенцев. В 1992-1994 годах Мостар являлся столицей самопровозглашенного Хорватского государства Герцег-Босна.
09. Начнем нашу прогулку по городу с самой известной его достопримечательности - Старого моста (Stari most) через Неретву. Построен он был в 1557-1566 годах и простоял 427 лет, вплоть до Боснийской войны, пока 9 ноября 1993 года не был полностью уничтожен Хорватским советом обороны. Мост долго символизировал мирное сосуществование многонационального населения Мостара, но именно это символическое значение послужило причиной его уничтожения. То, что мы видим сегодня - это современная копия, построенная в 2003-2004 годах. Кстати, обратите внимание на герб города. Это уникальный случай, когда его символику не нужно объяснять.
10. Кривой мост (Kriva ćuprija) через приток Неретвы речку Радоболя (Radobolja), построенный в 1558 году. Говорят, что строили его как тестовую версию Старого моста.
11.
12. Хаджи-Куртова мечеть (Hadži-Kurtova džamija) или Табачица (Tabačica) постройки XVI-XVII веков. Названа она была в честь основавшего ее хаджи Алии Курта - представителя одной из богатых семей города. Табачицей же она называется из-за того, что находилась она в Табхане, районе кожевенников, или же по-турецки "tabakçı".
13. Как же я обожаю кошек :) Практически ни одно путешествие не обходится без фотографирования местных котиков.
14. Вид на Неретву со Старого моста.
15.
16. Традиционное развлечение туристов и заработок молодых людей - прыжки с моста в реку. Высота прыжка колеблется от 24 до 30 метров в зависимости от уровня воды, однако, главная опасность - это разница температур окружающей среды и воды. Даже в 40-градусную жару вода в реке может быть очень холодной.
17. Просто так с моста никто сигать не будет. Прыгуны ныряют в воду, только собрав с туристов 30 евро.
18.
19.
20. Крепостная башня Халебия (Halebija) на правом берегу.
21. На левом берегу среди деревьев укрылась Чейван-чехаина мечеть (Ćejvan-ćehajina džamija), построенная в 1552-1553 годах. Есть предположение, что она является самой старой сохранившейся мечетью города. Названа же она в честь своего основателя Чейван-чехая. Предполагают, что по происхождению он был рабом, но был освобожден от своей рабской доли, сделал успешную карьеру и разбогател. В благодарность за счастливую судьбу большую часть своего состояния Чейван-чехая пускал на строительство полезных для города объектов.
22. Рядом стоит вторая мостовая крепостная башня - Тара (Tara).
23. Идем на север от моста по улице Маршала Тито (Maršala Tita), названной в честь президента Югославии Иосипа Броза Тито. Впереди виднеется мечеть Несух-аги Вучияковича, построенная где-то в промежутке между 1528 и 1564 годами. Об основателе мечети, чьим именем она и была названа, подтвержденных данных не сохранилось.
24.
Обед в ресторане Aščinica Saray (Karađozbegova, 3)
★★★★⋆
Вкусно, но нет алкоголя - халяль, что поделать.
25. Впереди из-за деревьев выглядывает Караджозбегова мечеть (Karađozbegova džamija), чье строительство было завершено в 1557 году. Названа она в честь самого щедрого мецената Герцеговины Мехмеда Караджоз-бега, на чьи ее и возвели.
26.
27. Вернемся на правый берег и поднимемся на колокольню католической церкви Святых Петра и Павла (crkva Svetih Petra i Pavla). Первая церковь на этом месте была построена в 1866-1872 годах по позволению турецкого султана Абдулы Азиза. Это была первая христианская церковь в городе за 400 лет турецкой оккупации. Во время Боснийской войны она была разрушена, но когда дело дошло до восстановления, решили не возвращать ей старый облик, а построить абсолютно новое здание.
28. Колокольня достигает 107 метров в высоту и является самой высокой постройкой в городе.
29.
30.
31.
32. Мечеть Незир-аги (Nezir-agina džamija) - построенная в 1999 году копия одноименной мечети, стоявшей на этом месте в 1550-1950 годах. Названа в честь своего основателя Незира-аги, зятя Несух-аги Вучияковича, о котором я говорил выше.
33. "Видишь, там на горе возвышается крест?"
34. Кафедральный собор Блаженной Девы Марии, Царицы Небесной и Матери церкви (katedrala Blažene Djevice Marije, Kraljice neba i Majke Crkve), возведенный в 1974-1980 годах.
35. Мечети Чейван-чехаина и Несух-аги Вучияковича.
36. Торговый центр.
37. Железнодорожный и автовокзал.
38. Пора ехать дальше.
39. Делаем остановку в средневековом городе-крепости Почитель (Počitelj). Первое упоминание о ней датировано 1444 годом. Построена крепость была для защиты дороги к морю вдоль долины Неретвы.
40. Здесь до сих пор живут люди, хотя сейчас, конечно, это просто небольшой поселок. Внизу видна мечеть Шишмана Ибрахима-паши (Šišman Ibrahim-pašina džamija). Табличка над входом утверждает, что построена она была 1563 году на средства Хаджи Алии. Ибрахим-паша, вероятно, ее в свое время капитально отремонтировал.
41.
42. Изначально крепость строилась для обороны от турецких войск, но в 1471 году она пала, однако же, не потеряла своего значения. Продолжили ее строить и укреплять уже турки.
43.
44. Что ж, едем дальше в сторону границы с Черногорией.
45.
46. Хоть вестерны снимай.
47. Из-за жары в Боснии и Герцеговине, Хорватии и Черногории бушевали лесные пожары.
48. Проезжаем город Требине (Trebinje).
49. И вот мы уже в Черногории. Внизу видны воды Которского залива.
50. Чтобы люди не тратили свое время, объезжая залив по побережью, в самом его узком месте организована паромная переправа.
Паром Grbalj, спущен на воду в 2009 году, порт приписки - Котор.
51. Паром Lepetane, спущен на воду в 1954 году, порт приписки - Котор.
52.
53. Паром Igalo, спущен на воду в 1982 году, порт приписки - Котор.
54.
55.
Уже затемно мы прибываем в город Бар, где нам предстоит провести несколько дней, нежась на пляже :)
Пять ночей отеле Princess (Jovana Tomasevica, 59)
★★★★⋆
Офигенно, но довольно дорого, если вы хотите заселиться туда самостоятельно. Отель делает большую скидку на заселение туристических групп.
Впереди еще много интересного, не переключайтесь!
Если вам интересны мои заметки о Боснии и Герцеговине, Черногории и других странах, посещенных в рамках данной поездки (и не только), переходите по ссылкам ниже.