Вот мы и добрались до Горно-Алтайска. Главной целью предпоследнего дня нашего путешествия стало посещение Национального музея имени А. В. Анохина (алт. А. В. Анохинниҥ адыла адалган эл музей).
01.
Адрес: Россия, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Чорос-Гуркина, д. 46
Сайт:
musey-anohina.ruТелефон: +7 (38822) 4-77-70
Режим работы:
· среда-воскресенье, выходные дни - понедельник, вторник;
· 09:30-18:00 - среда-суббота;
· 09:30-18:00 - воскресенье.
Стоимость посещения:
· 300 рублей - взрослые;
· 150 рублей - студенты;
· 100 рублей - школьники и пенсионеры;
· бесплатно для льготных категорий граждан (указаны на сайте).
История музея начинается в 1920 году, когда коллегия Горно-Алтайского отдела народного образования решила признать необходимость создания музея в Горном Алтае. Первоначально коллекция музея располагалась в селах Чемал и Алтайское, пока в 1923 году она не была перевезена в село Улала (нынешний Горно-Алтайск). Для посетителей музей открыл свои двери в 1927 году, тогда он располагался в бывшем доме-магазине купца Даниила Михайловича Тобокова. Выдающуюся роль в организации музея сыграл советский ученый-этнограф Андрей Викторович Анохин, который более двадцати лет жизни посвятил сбору и изучению материалов по этнографии, фольклору, песенному и музыкальному творчеству народов юга Сибири и Алтая. В 1931 году музей переехал в бывшую лавку купца Михаила Матвеевича Бодунова, где он находился до 1989 года, пока не переехал в нынешнее здание.
02. Начнем погружаться в историю Алтая с совсем уже древних времен. На карте представлены различные археологические памятники на территории республики.
03. Реконструкция пещерной стоянки каменного века.
04. Чоппер и рубило - одни из древнейших орудий труда человека.
05. Найденные в могильниках глиняные сосуды, датированные примерно VIII-VI веками до н. э.
06. Медные ножи Афанасьевской культуры (IV-III тысячелетия до н. э.).
07. Плиты из погребений с нанесенными на них рисунками.
08. Каменное изваяние бронзового века.
09. Реконструкция поселка эпохи бронзы.
10. Еще одно изваяние, датированное бронзовым веком. Во второй четверти XX века в результате распашки поля оно было разломано, а в музее находилась лишь его верхняя часть. Нижняя же часть была реконструирована только в 2020 году.
11. Железное и бронзовое оружие, а также костяные наконечники стрел.
12. Современная реплика войлочного ковра V-III веков до н. э., найденного в одном из Пазырыкских курганов. Оригинал хранится в Эрмитаже.
13. Множество экспонатов музея было найдено не в результате археологических раскопок, а совершенно случайно, как, например, этот бронзовый котел.
14. Реконструкция одного из пазырыкских погребений. Интересно, скелеты реальные или это муляж?
15. Реконструкция крышки погребального саркофага.
16. Скифская одежда I тысячелетия до н. э.
17. Облачение тюркского воина I тысячелетия н. э.
18. Золотые поясные бляхи, найденные в захоронении VIII века.
19. Камень с древнетюркскими рунами, распространенными в VIII-X веках.
20. Письменность Тодо-бичиг, созданная в 1648 году на основе старомонгольского письма. С ойратского языка ее название переводится как "ясное письмо".
21. Также на территории Алтая находят и тибетские тексты.
22. Нельзя не упомянуть императрицу Елизавету Петровну (1709 - [1762] 1761), при которой в 1756 году Алтай вошел в состав России.
23. Алтайские сеоки или рода. По состоянию на 1897 год у алтайцев насчитывалось 68 сеоков.
24. Календарь с алтайскими названиями месяцев. Чаган ай (январь) - белый месяц, кочкор ай (февраль) - месяц горного барана, тулаан ай (март) - теплый месяц, кандык ай (апрель) - месяц кандыка, кӱӱк ай (май) - месяц кукушки, кичӱ изӱ ай (июнь) - месяц малой жары, јаан изӱ ай (июль) - месяц большой жары, јайгы куран ай (август) - месяц самца косули, сыгын ай (сентябрь) - месяц марала, ӱлӱрген ай (октябрь) - месяц большого ветра, кӱчӱрген ай (ноябрь) - месяц малого ветра, кышкы куран ай (декабрь) - месяц зимней косули.
25. Представленный в несколько уменьшенном виде аил - традиционное жилище алтайцев.
26. Внутреннее убранство аила.
27. Примеры национальной одежды алтайцев.
28.
29.
30.
31.
32. Различные алтайские украшения. Маленький мешочек слева предназначался для хранения пуповины, так как по алтайским верованиям она была неразрывно связана с душой ребенка.
33.
34. Неотъемлемой частью культуры Алтая является шаманизм, атрибуты которого также находятся в коллекции музея. Самый узнаваемый из них - это бубен.
35. Свой бубен шаман никогда не изготавливает сам, однако он руководит процессом, общаясь с духами. Духи сообщают шаману, какое дерево и шкура какого животного нужны для изготовления бубна, а также какие рисунки следует на него наносить. Шаман знает, сколько времени он может пользоваться одним бубном и сколько их всего бубнов ему еще придется иметь. Когда срок пользования последнего бубна заканчивается, шаман должен умереть.
36. Шаманское ритуальное одеяние.
37. Изображение духов-покровителей шамана.
38. Эмегендер - куклы-обереги, которые матери передают своим дочерям как приданое или по случаю рождения в семье первенца. Название куклы переводится на русский как "старушка" или "матушка".
39. Топшуур - национальный музыкальный инструмент.
40. Современный войлочный ковер с изображением сцен героического эпоса.
41. Русское население на Алтае появляется в начале XVIII века. Значительную часть его составляли бежавшие от гонений старообрядцы.
42. Внутреннее убранство русской избы.
43. Зипун.
44. Женская праздничная одежда первой половины XX века.
45. Список Казанской иконы Божией Матери начала XVIII века, а также церковная утварь.
46. "Око церковное" или Большой устав - книга, в которой собраны все основные богослужения, строго расположенные по часам и датам. Данный экземпляр был отпечатан в Москве в 1641 году.
47. Небольшой зал посвящен современной истории Республики Алтай.
48.
49. Рельефный макет Чуйского тракта.
Ну и закончим осмотр экспозицией, посвященной Принцессе Укока - мумии молодой женщины примерно 28-30 лет, найденной в 1993 году на плато Укок на юге республики.
50. Наскальные рисунки V-III веков до н. э. - примерно того же времени, когда и была захоронена Принцесса.
51. Погребальный сруб IV века до н. э. из могильника Верх-Кальджин-2.
52. Реконструкция погребального обряда Принцессы, могильник Ак-Алаха-3.
53. На дне большой ямы был установлен сруб, в котором находилась лиственничная погребальная колода, украшенная кожаными аппликациями оленей. В колоде лежала молодая женщина в шелковой кофте, длинной шерстяной юбке с поясом и войлочных сапогах-чулках. Около колоды стояли глиняные, деревянные и роговые сосуды с погребальной пищей. За стенами сруба были уложены пять лошадей с полными комплектами сбруи.
54. Реконструкция прижизненного облика Принцессы Укока.
55. Деревянные элементы лошадиной сбруи.
56. До 2012 года мумия находилась в Новосибирске, что вызывало недовольство некоторых алтайцев. Одни считали, что ее нужно хотя бы просто вернуть в республику, другие же настаивали на повторном захоронении. С сентября 2012 года мумия находится в горно-алтайском музее, а экспонируют ее только в определенные дни новолуния. В остальные дни колода с ней закрыта.
Осмотр музей закончен, а мы на пару часиков отправляемся в соседний регион, о чем я расскажу в следующий раз. Не переключайтесь!
Если вам интересны мои заметки о России и ее регионах, посещенных в рамках данной поездки (и не только), переходите по ссылкам ниже.