В очередной раз мы возвращаемся в петербургский Музей железных дорог России. Сегодняшний пост будет посвящен вагонам, находящимся в коллекции данного музея.
01.
02. Ок 584 032 - товарный вагон, построенный, вероятно, в 1870-х годах в Австро-Венгрии, хотя точных данных на этот счет нет. Он попал в Россию во время Первой мировой войны, когда русские войска заняли часть Галиции, в которой находилось 4 тысячи верст железных дорог. Уже в нашей стране его кузов был заменен на кузов нормального товарного вагона. Появление в 1892 году нормальных товарных вагонов (НТВ) со стандартными размерами кузова, дверей и ходовых частей было призвано упростить перевозку грузов внутри страны, так как до этого момента все вагоны использовались только внутри дорог-собственниц, а на стыковой станции с другой дорогой происходила перегрузка. После введения в строй НТВ они могли перемещаться по всей России, а на стыковых станциях появилось правило обмена - сколько вагонов убыло, столько и прибыло. Раз в 3 года вагон должен был возвращаться собственнику для обслуживания и ремонта. Данный экспонат поступил в музей в 1987 году с Октябрьской железной дороги.
03. Р. У. 207 - пассажирский вагон II класса для пригородного движения Рязано-Уральской железной дороги, построенный Коломенским заводом в 1899 году. В салоне было девять отделений с мягкими диванами, причем четыре из них в середине вагона являлись отдельными купе. Вагон был расчитан на перевозку 48 пассажиров. В музей экспонат поступил из путевой машинной станции №29 (Токсово).
04. Заб. 315 - пассажирский вагон-микст II/III класса Забайкальской железной дороги, построенный на заводе "Двигатель" в Ревеле (ныне Таллин) в 1900 году. Появление вагонов-микст I/II и II/III классов было обусловлено тем, что зачастую пассажиров определенного класса могло просто не набраться на целый вагон.
05. Зкв. Лк 433 - багажный вагон Закавказской железной дороги, построенный между 1901 и 1908 годами. Ради увеличения места для багажа вагон сделали непроходным, однако же поездной бригаде все равно мог потребоваться проход вдоль всего состава. Эта проблема была решена следующим способом. Вагон стал уже на 200 миллиметров, вдоль него ниже рамы была установлена подножка, а на кузове - поручни для держания. Данный экземпляр прибыл в музей в середине 1990-х годов из депо Санкт-Петербург-Пассажирский-Московский.
06. Ордж 168 044 - вагон-цистерна, изготовленный на раме нормального товарного вагона, построенного на рижском заводе Акционерного общества "Феникс" между 1885 и 1902 годами. Сам же бак мог быть произведен Путиловским или Русско-Балтийским заводами. В музей вагон попал в 1987 году из путевой машинной станции №82 (Бологое).
07. Омс. 847 025 - вагон-ледник, построенный, предположительно, Сормовским заводом в Нижнем Новгороде в 1905 году на базе нормального товарного вагона. Вагон предназначался для перевозки скоропортящихся продуктов и имел в торцах карманы для льда, а его двойные стенки, пол и потолок были проложены прессованой пробкой.
08. Внутри находится инсталляция, показывающая перевозку в таких вагонах бочек с маслом.
09. Ю. З. 3694 - пассажирский вагон IV класса Юго-Западных железных дорог для перевозки переселенцев, построенный Южно-Русским заводом в Киеве между 1909 и 1918 годами. Он был рассчитан на перевозку 40 пассажиров и оборудовался одним отхожим место и одной уборной с раковиной (запас воды при этом не предполагался). Данный экспонат был отремонтирован в 1987 году и находился в составе поезда, принимавшего участие в праздновании 150-летия железных дорог СССР.
10. Переселенцы.
11. 076 75002 - салон-вагон, построенный как вагон I класса Ростовскими мастерскими Владикавказской железной дороги между 1912 и 1914 годами. Вагоном-салоном, предназначенным для поездок партийной элиты, он стал только в 1940-1950-х годах. В музей экспонат попал в 1989 году со Свердловской железной дороги.
12. Ок 1201 - пассажирский вагон I класса, построенный Сормовским заводом между 1913 и 1918 годами. Такие вагоны входили в состав запущенного в 1931 году фирменного поезда "Красная стрела", оставаясь при этом синего цвета. Данный же экземпляр был переоборудован под пригородное сообщение. В музей он поступил в 1993 году со станции Чудово Октябрьской железной дороги.
13. ДВ 714 160 - товарный вагон, построенный в 1915 году канадской компанией "The Eastern Car Company Limited" на ее заводе в Нью-Гласгоу. Во время Первой мировой войны России требовалось большое количество вагонов, поэтому заказ на их производство разместили в США и Канаде. Оттуда они в разобранном виде доставлялись во Владивосток, где и собирались во временных мастерских. Данный экземпляр в 1961 году был переоборудован в дизель-электоостанцию. В музей он попал в 1992 году из депо Сибирцево Дальневосточной железной дороги и до 2000 года использовался как служебный вагон для перевозки музейной техники.
14. Ю 657 582 - товарный вагон, построенный, предположительно, на Сормовском заводе в 1926 и 1927 году. Такие вагоны собирались на основе канадских двухосных моделей, но с некоторыми изменениями в сторону упрощения конструкции и унификации с нормальными товарными вагонами. Данный экспонат был передан музею в 2009 году со станции Приозерск Октябрьской железной дороги.
15. Внутри вагона находится инсталляция, погружающая посетителей в будни железнодорожников блокадного Ленинграда.
16. Сев-Дон 704 349 - товарный вагон, построенный Тверским вагоностроительным заводом в 1927 году. В 1925 году конструкторским бюро Всесоюзного объединения вагоностроительных и тормозных заводов был разработан крытый товарный четырехосный вагон с двумя дверьми, по одной на каждой боковой стенке. У четырехосных вагонов было несколько преимуществ перед двухосными, например, они лучше входили в кривые, а при том же весе состава поезд с ними был короче. Экземпляр на фото был передан музею из депо Выборг Октябрьской железной дороги в 1998 году.
17. СВ 1024 - головной прицепной вагон электропоезда СВ (для Северных железных дорог, электрооборудование фирмы "Викерс"), построенный на Мытищинском вагоностроительном заводе в 1932 году. Электропоезд представлял собой трехвагонную секцию с двумя прицепными вагонами и одним моторным между ними, при этом каждый вагон имел свою кабину машиниста. Музейный экземпляр эксплуатировался в составе поезда СВ 024, в 1955 году переоборудованного на напряжение 3000 В. В музей он попал в 1996 году из депо Санкт-Петербург-Сортировочный-Витебский.
18. Клн 4178 - вагон аптека-перевязочная, построенный как жесткий вагон дальнего следования ленинградским заводом имени И. Е. Егорова между 1935 и 1939 годами. С началом Великой Отечественной войны Народный комиссариат путей сообщения дал указание сформировать 288 военно-санитарных поездов, но к 1942 году их число выросло до 700. Данный экземпляр поступил в музей в 2019 году со станции Подмосковная Московской железной дороги. Интерьер реконструировался на основе изданного в 1941 году "Альбома чертежей оборудования подвижного состава постоянных и временных военно-санитарных поездов".
19. В вагон можно зайти. Перед нами обмывочная с душем для раненых.
20. Перевязочная.
21. Реплика станка НИИСИ-42.
22. Аптека.
23. Помещение для дежурного.
24. Уборная.
25. Ок 470 843 - товарный вагон, построенный в Кёнигсберге на заводе "Waggonfabrik L. Steinfurt" в 1942 году. С 1921 года в Германии всем типам грузовых вагонов присваивали названия по именам городов, и данный экземпляр является представителем типа "kurzer Oppeln", то есть "короткий Оппельн". В СССР он попал в качестве трофея или репарации. В музей вагон передали из путевой машинной станции №28 (Горы) в 1996 году.
26. Интерьер вагона.
27. Ок 3906 - пассажирский вагон для пригородного движения, построенный на заводе имени И. Е. Егорова в 1940 году. Вагон был оборудован двух- и трехместными деревянными скамьями, туалетом и котлом отопления. Также на себя обращает внимание так называемый створный угол, позволявший внести в вагон носилки. Данный экземпляр попал в музей из Опытной путевой машинной станции №1 (Решетниково) в 1995 году.
28. 083 27090 - пассажирский плацкартный вагон, построенный на польском заводе "Zakłady Metalowe im. Józefa Stalina - Poznań" в Познани в 1953 году. Такие вагоны были оборудованы 87 местами для сидения и 58 местами для лежания, а также кипятильником и позже охладителем для воды. В музей экспонат поступил в 1994 году с базы запаса на станции Фадино Западно-Сибирской железной дороги.
29. 001 07383 - пассажирский вагон СВ, построенный немецким заводом "VEB Waggonbau Ammendorf" в городе Галле в 1994 году. Вагон состоит из 9 двухместных купе. Наш экспонат эксплуатировался в составах фирменных поездов "Санкт-Петербург", "Ладога" и "Красная стрела". В 2016 году он был отремонтирован и передан в музей Северо-Западным филиалом АО "Федеральная пассажирская компания".
30. Закончим осмотр этой части экспозиции еще тремя экспонатами. Вот, например, ручная дрезин-качалка. Кем и когда она была построена, неизвестно. Передана в коллекцию музея в 1997 году дистанцией пути Максатиха Бологовского отделения Октябрьской железной дороги.
31. ТУМ-975 - тротуароуборочная машина, разработанная Опытным механическим заводом технического управления Моссовета в конце 1950-х годов. Собиралась она малыми партиями на нескольких авторемонтных заводах Москвы, однако наиболее массовый выпуск этих машин был налажен на Московском механическом заводе "Красный путь". Всего было собрано около 600 экземпляров. Часть ТУМ-975 трудилась на вокзалах до конца 1980-х годов, а последняя из них работала на петербургском стадионе "Кировец" до середины 1990-х. Конкретно эта машина была передана в музейную коллекцию частным лицом.
32. Частью инсталляции "железнодорожный переезд" является автомобиль Москвич-407.
На этом мы заканчиваем знакомство с экспозицией внутри здания музея и отправляемся на улицу, но об этом я расскажу в другой раз. Не переключайтесь!
Если вам интересны мои заметки о России и ее регионах, посещенных в рамках данной поездки (и не только), переходите по ссылкам ниже.