Центральный музей ВВС РФ: часть 7

Oct 27, 2023 15:33

Раз в полгода я вспоминаю о том, что лет 5 назад довелось нам посетить Центральный музей ВВС РФ в подмосковном Монино. Сегодня речь пойдет о самолетах, разработанных в конструкторском бюро Микояна и Гуревича.

01. Мы раньше уже видели МиГ-15 в одном из павильонов, поэтому повторять историю его создания я не буду, но расскажу конкретно про этот самолет. Перед нами МиГ-15УТИ - учебно-тренировочный истребитель, использовавшийся для базовой подготовки пилотов всех типов истребителей МиГ вплоть до 1970-х годов. Наш экземпляр был выпущен в 1954 году и эксплуатировался в различных частях ВВС. По программе подготовки космонавтов на нем летали Юрий Алексеевич Гагарин, Валентина Владимировна Терешкова, Андриян Григорьевич Николаев, Геогрий Тимофеевич Береговой и Алексей Архипович Леонов. В 1973 году самолет оказался в музее.
03 красный / Микоян-Гуревич МиГ-15УТИ / СССР - ВВС.



02. МиГ-17 - советский реактивный истребитель, разработанный в ОКБ Микояна и Гуревича в конце 1940-х годов. Полеты на МиГ-15 показали, что скорость этого самолета вплотную приближается к звуковой. Преодолеть звуковой барьер, однако же, не удавалось, а на околозвуковых скоростях управлялся истребитель очень плохо. Было принято решение создавать новый самолет, являвшийся фактически более совершенной версией МиГ-15. В качестве прототипа был взят МиГ-15бис с установленным на нем крылом стреловидностью 45°, который получил внутренний шифр СИ, а также именовался МиГ-15бис 45° или МиГ-15бис "стрела 45". Первый полет данная машина совершила 26 июля 1949 года. Испытания на ней продолжались до 17 марта 1950 года, когда во время одного из полетов истребитель под управлением летчика-испытателя Ивана Тимофеевича Иващенко сорвался в пикирование и разбился. На втором опытном образце СИ-2 была выявлена причина аварии первого СИ. Ею оказалось разрушение рулей высоты при флаттере (вибрации) стабилизатора. Госиспытания проводились на самолетах СИ-01 и СИ-02, перестроенных из серийных МиГ-15бис. Комиссия отметила преимущества прототипов перед серийными МиГ-15бис, и приказом МАП №851 от 1 сентября 1951 года предписывалось начать производство МиГ-17. Серийно истребитель выпускался в 1951-1969 годах на авиазаводах №1 в Куйбышеве (ныне Самара), №21 в Горьком (ныне Нижний Новгород), №31 в Тбилиси, №126 в Комсомольске-на-Амуре, №153 в Новосибирске, а также по лицензии в Чехословакии, Польше и Китае. Всего было выпущено 10870 машин. Помимо СССР МиГ-17 также стоял на вооружении в Албании, Алжире, Анголе, Афганистане, Бангладеш, Болгарии, Буркина-Фасо, Венгрии, Вьетнаме, ГДР, Египте, Гвинее, Гвинее-Бисау, Индонезии, Ираке, Камбодже, Китае, Республике Конго, Кубе, Ливии, Мадагаскаре, Мали, Монголии, Марокко, Мозамбике, Нигерии, Пакистане, Польше, Румынии, Сомали, Сирии, Судане, Танзании, Уганде, Северном и Южном Йемене, Чехословакии, Шри-Ланке и Эфиопии. По состоянию на 2023 год неясный статус имеют 107 самолетов МиГ-17 и Shenyang J-5 (китайская копия), находящихся в КНДР. Наш же экспонат был собран в 1952 году и эксплуатировался в интересах ЛИИ им. М. М. Громова, затем в качестве учебного пособия попал в Военно-воздушную академию им. Ю. А. Гагарина, откуда в 1961 году был передан в музей.
01 красный / Микоян-Гуревич МиГ-17 / СССР - ВВС.


03. МиГ-19 - советский реактивный истребитель, разработанный в ОКБ Микояна и Гуревича в первой половине 1950-х годов. Является первым советским серийным сверхзвуковым истребителем. Первым шагом к созданию нового истребителя была замена одного двигателя ВК-1 на самолете МиГ-15бис 45° на два АМ-5. Вместе эти две силовые установки без форсажа выдавали большую тягу, чем один ВК-1Ф на форсаже, при этом их суммарная масса была больше всего на 88 кг. Меньшие же габариты позволили разместить в фюзеляже дополнительные топливные баки общим объемом в 770 л. Прототип впервые поднялся в воздух 24 мая 1952 года. Следующим этапом разработки стало создание второго прототипа СМ-2, который отличался удлиненным фюзеляжем, уменьшенным размахом крыла, стреловидность которого составляла уже 55°, а также увеличенной массой. Затем до 1954 года шли эксперименты с различными двигателями и формой крыла. Предсерийный прототип СМ-9 совершил свой первый полет 5 января 1954 года. В феврале 1955 года Совет Министров распорядися начать серийный выпуск машины на заводах в Горьком и Новосибирске. Всего с 1955 по 1960 год было выпущено около 6,5 тысяч самолетов. МиГ-19 эксплуатировался в СССР, Албании, Афганистане, Бангладеш, Болгарии, Венгрии, Вьетнаме, ГДР, Египте, Замбии, Индонезии, Ираке, Камбодже, Китае, Кубе, Пакистане, Польше, Румынии, Сирии, Сомали, Судане, Танзании и Чехословакии. Официально последней страной, снявшей МиГ-19 с вооружения был Китай, который сделал это в 2010 году, однако считается, что у ВВС КНДР в строю до сих пор находятся 100 единиц как оригинальных самолетов, так и их китайских лицензионных копий Shenyang J-6. Монинский экземпляр был выпущен в 1957 году и эксплуатировался в нескольких частях ВВС СССР, а в 1973 году он оказался в музее. Данный самолет носит обозначение МиГ-19ПМ и представляет собой перехватчик, вооруженный четырьмя управляемыми ракетами РС-2У.
11 красный / Микоян-Гуревич МиГ-19ПМ / СССР - ВВС.


04. МиГ-21 - советский реактивный истребитель, разработанный в ОКБ Микояна и Гуревича во второй половине 1950-х годов. Самолет проектировался с оглядкой на то, что эпоха ближних маневренных боев уходит в прошлое, а основным видом воздушного боя будет сближение самолетов на огромной скорости и поражение цели с первого залпа ракет или пушек. Первый полет протитип МиГ-21 под обозначением Е-2 совершил 14 февраля 1955 года. Однако данная машина обладала стреловидным крылом, от которого было решено отказаться в пользу треугольного крыла. И вот уже прототип Е-4 впервые поднялся в воздух 16 июня того же года. Самолет прошел ряд доработок и в 1959 году ушел в серию. Производство МиГ-21 было налажено в 1959-1985 годах в Москве, Горьком и Тбилиси, а также в Чехословакии, Индии и Китае. Всего свет увидело 11496 машин, не считая около 2,5 тысяч китайских копий Chengdu J-7, которые выпускались вплоть до 2017 года. По состоянию на 2023 год МиГ-21 все еще стоит на вооружении в Анголе, Индии, КНДР, Кубе, Ливии (Ливийская национальная армия), Мозамбике, Сирии и Хорватии. Интересно, что в США разными путями тоже попали несколько самолетов, которые выполняли роль агрессоров во время учений "Red Flag", гриф секретности с которых сняли в 1990-х годах. Также известно об одном частном МиГ-21, находящимся во владении бывшего пилота "American Airlines" Реджинальда Финча. Музейный же экспонат был собран в 1964 году и носит обозначение МиГ-21ПФС. Это всепогодный перехватчик, модифицированный для эксплуатации на грунтовых аэродромах. Пролетав в интересах ВВС СССР, в 1971 году самолет прибыл в музей.
93 красный / Микоян-Гуревич МиГ-21ПФС / СССР - ВВС.


05. В музее имеется уникальная модификация МиГ-21 - МиГ-21И/2, он же А-144. Это самолет-аналог сверхзвукового пассажирского лайнера Ту-144, созданный для исследования поведения самолетов схемы "бесхвостка" и с оживальным крылом. Всего было построено два экземпляра, первый из которых разбился, а второй, собранный в 1970 году и как раз запечатленный на этом фото, в 1980 году был передан музею.
б/н / Микоян-Гуревич МиГ-21И/2 (А-144) / КБ Микояна.


06. МиГ-23 - советский многоцелевой истребитель с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в ОКБ Микояна в 1960-х годах. Разработка нового самолета началась с понимания того, что оптимальная с точки зрения аэродинамики компоновка самолета МиГ-21 не позволит установить на него более мощный радиолокатор из-за недостатка места в носовом конусе воздухозаборника. Поэтому было принято решение перенести воздухозаборник вбок или вниз, а в заново спроектированную носовую часть установить новую прицельную РЛС "Сапфир-23" (которая, кстати, и дала индекс 23 будущей машине). Хоть разработка истребителя и стартовала в самом начале 1960-х, опытная машина, похожая на на тот МиГ-23, каким его знаем мы, впервые поднялась в воздух только 10 июня 1967 года. До этого же КБ занималось экспериментами, не раз перестраивая МиГ-21 под требования технического задания. 9 декабря 1970 года, в самый разгар государственных испытаний, умер Артём Иванович Микоян, генеральный конструктор ОКБ, поэтому дальнейшие работы по программе перешли под руководство Ростислава Аполлосовича Белякова. Серийное производство МиГ-23 было налажено на московском заводе "Знамя труда" и Иркутском машиностроительном заводе. Всего в 1969-1985 годах было выпущено 4399 экземпляров. В настоящее время самолет стоит на вооружении в Анголе, Зимбабве, Казахстане, КНДР, Ливии (как в Правительстве национального согласия, так и в Ливийской национальной армии). Сирии, Судане и Эфиопии. Не менее десятка МиГ-23 были проданы Египтом в США, где они принимали участие в учениях, выполняя, как и МиГ-21, роль агрессора. Также 14 августа 2023 года во время авиашоу "Thunder Over Michigan" разбился частный МиГ-23 (пилот и пассажир выжили), принадлежавший отставному летчику ВМС США Дэну Филеру. В Монино находятся первый и третий опытные образцы истребителя, причем оба запечатлены на данной фотографии. На переднем плане вы видите третий образец, построенный в 1968 году, за которым спрятался образец первый 1967 года выпуска.
231 синий / Микоян-Гуревич МиГ-23 (23-11/3) / КБ Микояна.


07. МиГ-25 - советский высотный многоцелевой самолет, разработанный в ОКБ Микояна в 1960-х годах. В 1961 году конструкторское бюро получило заказ на разработку самолета, способного развивать трехкратную скорость звука и поражать цели на высоте от 0 до 25 тысяч метров. Задача состояла в том, чтобы машина могла отражать предполагаемую угрозу со стороны американских сверхзвуковых бомбардировщиков Convair B-58 Hustler и North American XB-70 Valkyrie, а также разведчика Lockheed SR-71 Blackbird. Две первые опытные машины поднялись в воздух 6 марта и 9 сентября 1964 года. В процессе испытаний и доводок было установленно несколько мировых авиационных рекордов. В 1975 году за проведение государственных испытаний МиГ-25 звания Героя Советского Союза удостоились летчики-испытатели Степан Анастасович Микоян, Вадим Иванович Петров и Александр Саввич Бежевец, а летчик Норайр Вагинакович Казарян был награжден орденом Ленина. 31 августа 1977 года летчик-испытатель Александр Васильевич Федотов на МиГ-25 установил до сих пор не побитый рекорд высоты полета для пилотируемых самолетов с реактивными двигателями - 37650 м. Серийно машина производилась с 1969 по 1982 год в Горьком на заводе №21, всего было выпущено 1190 единиц. Самолет стоял на вооружении России, Армении, Азербайджана, Беларуси, Грузии, Казахстана, Туркменистана, Украины, Алжира, Болгарии, Индии, Ирака, КНДР, Ливии и Сирии. Также 6 сентября 1976 года один МиГ-25 был перегнан в Японию летчиком-перебежчиком Виктором Ивановичем Беленко. Самолет он передал японским властям, которые отдали его для изучения американцам. В СССР машину удалось вернуть спустя два месяца в полностью разобранном состоянии. В музее представлено два экземпляра МиГ-25. Первый из них - это третий прототип высотного разведчика МиГ-25Р, собранный в 1966 году. В 1973 году его передали учебной базе Военно-воздушной инженерной академии им. Н. Е. Жуковского, а в 1979 году он попал в музей.
25 красный / Микоян-Гуревич МиГ-25Р (Е-155Р-3) / СССР - ВВС.


08. Еще один самолет носит обозначение МиГ-25ПД. Это модернизированный истребитель-перехватчик с новыми двигателями и РЛС, возможностью устанавливать на него подвесные топливные баки и увеличенной дальностью пуска ракет "воздух-воздух". Данная модификация стала следствием угона, о котором я говорил выше - поскольку США досконально изучили самолет, СССР пришлось отправлять на срочную модернизацию не только собирающиеся машины, но и те, которые уже находились в эксплуатации.
04 красный / Микоян-Гуревич МиГ-25ПД / СССР - ВВС.


09. МиГ-27 - советский истребитель-бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в ОКБ Микояна в начале 1970-х годов. К концу 1960-х годов перед советскими ВВС остро встала проблема замены устаревших истребителей-бомбардировщиков, уже не отвечающих современным требованиям бортового прицельно-навигационного оборудования и номенклатуры управляемого вооружения. Инженеры ОКБ Микояна пришли к выводу, что наиболее рациональным вариантом создания нового самолета станет адаптация новейшего по тем временам истребителя МиГ-23 для решения ударных задач. Результатом этого решения стало создание самолетов МиГ-23Б и МиГ-23БН. Следом был выпущен модернизированный вариант МиГ-23БМ, который впервые поднялся в воздух 17 ноября 1972 года. Именно эта модификация после официального принятия на вооружение и стала именоваться МиГ-27. Серийное производство машин было налажено на иркутском заводе №39. Всего за период с 1973 по 1982 год было выпущено 764 МиГ-27. На сегодняшний день данный самолет стоит только на вооружении ВВС Казахстана. Музейный экспонат был собран в 1974 году и является одной из ранних серийных машин - 19-я по счету.
01 красный / Микоян-Гуревич МиГ-27 / СССР - ВВС.


10. МиГ-29 - советский и российский многоцелевой истребитель четвертого поколения, разработанный в ОКБ Микояна в 1970-х годах. Разработку нового фронтового истребителя развернули в конце 1960-х годов и разделили ее на две темы - создание тяжелого (ТПФИ) и легкого (ЛПФИ) самолетов. Из ТПФИ получился Су-27, а из ЛПФИ - МиГ-29. Легкий истребитель должен был обладать превосходством в воздушных боях над американским истребителем 4-го поколения Northrop YF-17 Cobra и любым истребителем предыдущих поколений, а также вести бой на равных с тяжелым McDonnell Douglas F-15 Eagle, обеспечивать перехват широкого круга воздушных целей и поражать наземные цели неуправляемым оружием. Первый полет опытный экземпляр МиГ-29 совершил 6 октября 1977 года. В 1987 году самолет был официально принят на вооружение, но к тому времени истребитель был уже хорошо освоен в строевых частях, куда первые машины начали поступать еще летом 1983 года. Серийно МиГ-29 производился с 1983 по 2016 год в Москве, Нижнем Новгороде и Луховицах, всего было выпущено около 1900 машин. Сейчас данный истребитель стоит на вооружении в России, Азербайджане, Алжире, Бангладеш, Беларуси, Болгарии, Египте, Индии, Иране, Казахстане, КНДР, Кубе, Монголии, Мьянме, Перу, Польше, Сербии, Сирии, Судане, Туркменистане, Узбекистане, Ураине и Эритрее. Известен случай угона самолета, когда 20 мая 1989 года летчик-перебежчик Александр Михайлович Зуев, усыпив дежуривших на аэродроме летчиков и техников тортом со снотворным и ранив механика, вылетел в Турцию, где попросил политического убежища в США. Турецкая сторона в кратчайшие сроки вернула машину в СССР, а Зуева судила по обвинению в угоне воздушного судна, но оправдала, ссылаясь на то, что его действия носили политический характер. На момент посещения музея, в экспозиции находилось три экземпляра МиГ-29. Один из них - это МиГ-29 (9-12), первая серийная модификация. Самолет был выпущен в 1983 году и летал по программе испытаний в интересах самого КБ. В музей машина попала в 1997 году.
03 синий / Микоян-Гуревич МиГ-29 (9-12) / КБ Микояна.


11. Следом идет пара уникальных экземпляров. МиГ-29КВП (9-18) - это опытный самолет, летом 1982 года переоборудованный из седьмого летного экземпляра МиГ-29 (9-12) и предназначенный для отработки трамплинного взлета и аэрофинишерной посадки на наземном комплексе "Нитка" в интересах создания корабельного истребителя МиГ-29К. В 1992 году он был представлен на Московском авиашоу, предшественнике нынешнего МАКСа, а в 1995 году попал в музей.
18 синий / Микоян-Гуревич МиГ-29КВП (9-18) / КБ Микояна.


12. Ну и нельзя не упомянуть тот самый первый прототип МиГ-29 (9-01). Построен он был в августе 1977 года, а в музей его передали в 1985 году.
01 синий / Микоян-Гуревич МиГ-29 (9-01) / КБ Микояна.


13. Подробно про МиГ-31, как и про МиГ-15, я уже рассказывал в другом монинском посте, поэтому просто дам краткую справку про данный самолет. Он был построен в 1979 году и являлся одним из первых серийных МиГ-31. Летал в интересах ВВС и в 1994 году был передан музею.
96 синий / Микоян-Гуревич МиГ-31 / Россия - ВВС.


14. Е-152 - советский экспериментальный истребитель-перехватчик, разрабатывавшийся в ОКБ Микояна и Гуревича конце 1950-х - начале 1960-х годов. Истребитель предназначался для перехвата и уничтожения самолетов противника, летящих со скоростями до 1600 км/ч на высоте 10000 м и до 2500 км/ч на высоте 20000 м и выше на встречнопересекающихся курсах. Впервые самолет поднялся в воздух 21 апреля 1961 года. Е-152 должен был стать носителем опытных управляемых ракет класса "воздух-воздух" К-9, однако все работы по нему были прекращены после закрытия программы испытаний этих самых ракет. Всего было собрано 2 экземпляра, первый из которых Е-152/1, также получивший обозначение Е-166, в 1967 году передали в музей.
Е166 синий / Микоян-Гуревич Е-152/1 (Е-166) / КБ Микояна.


15. МиГ-105 - летный аналог экспериментального пилотируемого орбитального самолета, создававшегося в ОКБ Микояна в 1960-1970-х годах в рамках программы "Спираль". Орбитальный самолет по технологии воздушного старта должен был выводиться в космос гиперзвуковым самолетом-разгонщиком, а затем ракетной ступенью на орбиту. Впервые МиГ-105 совершил полет 11 октября 1976 года. "Спираль" была закрыта из-за разработки программы "Энергия" - "Буран". Из трех самолетов-аналогов до конца была собрана и ушла на испытания только дозвуковая модель МиГ-105.11 (должны были быть еще сверхзвуковая и гиперзвуковая), которая и представлена в музее.
б/н / Микоян-Гуревич МиГ-105.11 / КБ Микояна.


Ну а на сегодня все. Надеюсь, я скоро закрою тему монинских постов, осталось-то всего две штуки :) Не переключайтесь!

Если вам интересны мои посты о споттинге, а также заметки о России и ее регионах, посещенных в рамках данной поездки (и не только), переходите по ссылкам ниже.




Россия, Монино, фото, путешествия, споттинг, Московская область

Previous post Next post
Up