Центральный музей ВВС РФ: часть 4

Mar 27, 2021 20:56

Уже почти год как я не писал о Центральном музее ВВС РФ в подмосковном Монино, но материала по нему еще навалом. Сегодня мы познакомимся с вертолетной экспозицией музея, но в этом посте не будет самого главного винтокрылого экспоната - В-12, так как о нем я уже довольно подробно рассказывал пару-тройку лет назад.

01. Як-24 - советский вертолет продольной схемы, разработанный в ОКБ Яковлева в 1951-1952 годах. В первой половине 1952 года на ленинградском заводе №272 увидели свет четыре опытных вертолета: два из них были предназначены для статических и динамических испытаний, а еще два - для летных. Як-24 совершил свой первый полет 3 июля 1952 года. На двух опытных машинах было совершено 142 полета. Основной проблемой нового вертолета оказалась сильная вибрация, устранить которую удалось, укоротив лопасти на полметра. Уже в ноябре того же года было принято решение завершить заводские испытания и передать Як-24 на испытания государственные, несмотря на явную недоведенность машины. Государственные же испытания неоднократно приостанавливались - один вертолет сгорел, второй рухнул на землю с высоты 8 метров. Як-24 неоднократно возвращался на доработку и заводские испытания, которые продолжались до конца 1954 года. Серийно данный вертолет выпускался с 1955 по 1958 год, всего было собрано 40 машин. Представленный в музее Як-24 был произведен в 1956 году, а уже через год его переоборудовали в опытный трубоукладчик. Хоть эта модификация и не пошла в серию, вертолет успел поучаствовать в прокладке газопровода "Серпухов - Ленинград", укладывая трубы на труднодоступных для наземной техники участках. В 1961 году машина была выведена из состава ВВС и передана в гражданскую авиацию, откуда в марте 1962 года ее уже передали музею.
51 красный / Яковлев Як-24 / СССР - ВВС.



02. Ми-4 - советский многоцелевой вертолет, разработанный в ОКБ Миля в 1951-1952 годах. Милевцы преследовали цель ликвидировать отставание в разработке вертолетов среднего класса. Разработка Ми-4 была выполнена в очень короткий срок: уже в апреле 1952 года, всего через полгода после начала проектирования, начались первые испытания вертолета на привязи. Первый же полноценный полет машина совершила 3 июня 1952 года, а уже в декабре началось ее серийное производство, которое продолжалось до 1968 года - всего было собрано около 4 тысяч вертолетов. Решение о списании всех находящихся в эксплуатации на территории СССР Ми-4 было принято после катастрофы, произошедшей в Читинской области 2 февраля 1988 года, в которой погибло 8 человек. Многие вертолеты к тому времени находились в неудовлетворительном техническом состоянии, а их дальнейшая эксплуатация была признана нецелесообразной и опасной. Ми-4 поставлялся в 35 стран мира, а Китай даже выпускал его лицензионную копию под названием Harbin Z-5. Известно, что по состоянию на 2016 год последней страной-эксплуатантом Ми-4 была Северная Корея, на вооружении ВВС КНДР стояло 48 таких машин. Монинский экземпляр был выпущен в 1954 году в Казани и до декабря 1965 года эксплуатировался в ВВС СССР, после чего был передан в музей.
34 белый / Миль Ми-4А / СССР - ВВС.


03. Ми-6 - советский тяжелый многоцелевой вертолет, разработанный в ОКБ Миля в 1954-1957 годах. Согласно Постановлению Совета Министров СССР, новый вертолет должен был перевозить 6 тонн груза при нормальной взлетной массе, 8 тонн при перегрузочной и 11,5 тонн в случае полета на короткую дистанцию. Ми-6 впервые поднялся в воздух 18 июня 1957 года, а его серийное производство осуществлялось с 1959 по 1980 год, всего было собрано 926 машин. Отличительной особенностью конструкции вертолета является небольшое крыло - оно помогает снизить нагрузку на несущий винт и таким образом сократить расход горючего во время крейсерского полета. В то же время крыло снижает верхний порог полезной нагрузки, из-за чего при перевозке тяжелых грузов его обычно снимали. Помимо Советского Союза и его бывших республик эксплуатантами Ми-6 также являлись Алжир, Вьетнам, Египет, Индонезия, Ирак, Пакистан, Перу, Польша, Сирия и Эфиопия. По состоянию на 2016 год данные машины все еще эксплуатировались в Узбекистане и Лаосе. Россия же приземлила свои последние Ми-6 в 2002 году. Вертолет, представленный в музее, является одним из первых серийных Ми-6. Он был выпущен в конце 1960 года и до лета 1963 года использовался в испытаниях на Московском вертолетном заводе, откуда его передали военным. В 1965 году машина перелетала в Монино, где стала учебным пособием для курсантов Военно-воздушной инженерной академии им. Н. Е. Жуковского. В музей данный Ми-6 попал в 1978 году.
02 черный / Миль Ми-6 / СССР - ВВС.


04. Второй Ми-6, представленный в музее, носит обозначение Ми-6ВКП (воздушный командный пункт). Данная модификация была разработана в конце 1972 года на заводе №535 в Конотопе, где в нее было переоборудовано 36 вертолетов. Машина предназначалась для боевого управления войсками общевойсковой или воздушной армий, а в ее грузовой кабине размещался узел связи и салон для офицеров штаба. Ми-6ВКП мог выполнять свои функции только после посадки и развертывания оборудования на земле. Музейный экспонат появился на свет в 1974 году, а последним его местом базирования был аэродром Левашово в Санкт-Петербурге, откуда в 1994 году вертолет перегнали в Монино.
39 красный / Миль Ми-6ВКП / СССР - ВВС.


05. Здесь мне пришлось вставить мою фотографию, сделанную еще в далеком 2013 году. Почему я не снял этот вертолет во время посещения музея в 2018 году, я уже не помню. Третий музейный Ми-6 носит обозначение Ми-6ПЖ2. Пожарная версия вертолета (еще под обозначением Ми-6ПЖ) была разработана в 1967 году. Она отличалась от базовой версии отсутствием крыла, а также наличием бака на 12 тонн воды, бака для пенообразования, насосов и спасательного оборудования. В музее же представлена вторая версия данной модификации, у которой в носовой части появилась лафетная установка с комбинированным стволом. Как и остальные ПЖ2, наш экспонат появился на свет в 1971 году путем конвертации из базовой версии. До 1992 года данный вертолет нес службу в городе Троицк Челябинской области, откуда его передали музею.
41 желтый / Миль Ми-6ПЖ2 / Россия - ВВС.


06. Ми-8 - советский и российский многоцелевой вертолет, разработанный в ОКБ Миля в конце 1950-х - начале 1960-х годов. Основной целью создания нового вертолета была замена выпускавшегося тогда Ми-4. Прежде всего у новой машины должна была максимально рационально использоваться эргономика: кабина пилотов расположилась в передней части фюзеляжа, двигатели установили над фюзеляжем, а все остальное место отвели либо под грузовую кабину, либо под пассажирский салон, в зависимости от модификации вертолета. Первый прототип, имевший только один двигатель, поднялся в воздух 9 июля 1961 года, а второй, уже с двумя двигателями - 17 сентября 1962 года. В 1965 году, после ряда доработок, Ми-8 был запущен в серийное производство, которое продолжается и по сей день - настолько он оказался удачной машиной. Данные по количеству выпущенных машин разнятся, но уже в 2014 году их число перевалило за 12 тысяч. В настоящее время эксплуатантами Ми-8, помимо России, являются более 70 стран мира. Оба представленных в музее вертолета носят обозначение Ми-8Т - транспортный. Ми-8Т с этой фотографии был выпущен в 1966 году. В 1971 году он перелетел в Монино и стал учебным пособием в Военно-воздушной инженерной академии им. Н. Е. Жуковского, откуда в 1978 году его передали музею.
За Ми-8 стоит Ми-10 - советский транспортный вертолет (летающий кран), разработанный в ОКБ Миля в 1958-1960 годах и фактически являющийся развитием Ми-6. По заданию правительства СССР данная машина должна была обладать грузоподъемностью 12 тонн при дальности 250 километров и 15 тонн при перевозке груза на короткие расстояния. Позже задание было дополнено требованием по перевозке крылатых и баллистических ракет, что должно было стать основной задачей Ми-10. Прототип вертолета поднялся в небо 15 июня 1960 года, успешно испытывался, но в мае 1961 года из-за технической неисправности сгорел на земле. Позже ВПК отказался от идеи возить ракеты вертолетами, из-за чего проект оказался на грани закрытия. Серийно Ми-10 производился с 1964 по 1969 год, но из-за того, что данные машины так и не нашли широкого применения, всего было собрано 44 экземпляра. Представленный в музее Ми-10 был произведен в 1968 году, а в музей его передали через 6 лет - в 1974-м.
05 красный / Миль Ми-8Т / СССР - ВВС.
44 белый / Миль Ми-10 / СССР - ВВС.


07. Данная машина несколько младше своего брата с предыдущей фотографии - ее выпустили в 1972 году. В ВВС данный вертолет служил до 1992 года, после чего отправился в музей.
61 красный / Миль Ми-8Т / Россия - ВВС.


08. Ми-2 - советский многоцелевой вертолет, разработанный в ОКБ Миля в 1960-1961 годах. 30 мая 1960 года конструкторскому бюро было поручено создать легкий вертолет для выполнения сельскохозяйственных, санитарных и учебных задач, а также пассажирских и грузовых перевозок. 7 октября 1961 года прототип Ми-2 впервые поднялся в воздух. В сентябре 1962 года новый вертолет был представлен членам советского правительства и представителям Польской Народной Республики. После демонстрации Ми-2 было принято решение начать его серийное производство в Польше силами концерна "PZL". В 1964 году был заключен договор о передаче Польше лицензии на изготовление новых вертолетов и двигателей к ним, по которому Советский Союз обеспечивал гарантию на закупку достаточного количества данной авиатехники и запасных частей. Серийно вертолет производился в 1965-1992 годах, всего было выпущено более 5400 машин. В настоящее время Ми-2 эксплуатируется в более чем 30 странах мира. Первый из двух представленных в музее Ми-2 увидел свет в 1967 году. Был переоборудован в вооруженную модификацию в подмосковном Томилино на заводе №329. Вертолет был оснащен шестью управляемыми ракетами противотанкового комплекса "Фаланга-М" или четырьмя блоками неуправляемых реактивных снарядов С-5 и до августа 1975 года проходил различные испытания в ОКБ Миля, после чего был передан в музей.
12 желтый / Миль Ми-2 / СССР - ВВС.


09. Второй Ми-2, уже в сельскохозяйственной модификации, был выпущен в 1983 году и до 1993 года эксплуатировался в подмосковном Мячково, после чего также перелетел на вечную стоянку в музей.
RA-20869 / Миль Ми-2СХ / Частное ВС.


10. Ка-25 - советский противолодочный вертолет корабельного базирования, разработанный в ОКБ Камова в начале 1960-х годов. Свой первый полет машина совершила 20 июля 1961 года. Это был первый отечественный вертолет, изначально проектировавшийся под боевое применение, а не конвертированный из гражданского. Серийно Ка-25 производился с 1965 по 1973 год, всего было собрано около 460 вертолетов. Помимо СССР данный вертолет также поставлялся в Болгарию, Вьетнам, Югославию, Индию и Сирию. Представленный в музее Ка-25ПЛ является основной модификацией данной машины. Он предназначен для поиска и уничтожения атомных подводных лодок бортовыми средствами обнаружения и поражения на удалении около 200 километров от корабля базирования. Вертолет оборудован опускаемой гидроакустической станцией ВГС-2 "Ока", поисковой РЛС "Инициатива-2К" и радиогидроакустической системой "Баку" с приемным устройством СПАРУ-55 "Памир". Также на машинах данной модификации установлен радиоприемник маяков-ответчиков РПМ-С, взаимодействующий с радиолокационными буями типа "Поплавок-1А". В поисковом варианте Ка-25ПЛ может переносить и применять до 36 сбрасываемых радиогидроакустических буев. Также вертолет может быт вооружен торпедами, ракетой-торпедой или противолодочными авиабомбами. Монинская машина была выпущена в конце 1966 года, а затем передана в филиал Ухтомского вертолетного завода в Феодосии. В музей вертолет попал в 1981 году.
17 черный / Камов Ка-25ПЛ / СССР - ВМФ.


11. Ми-24 - советский и российский ударный вертолет, разработанный в ОКБ Миля в 1968-1969 годах. Первый полет прототип Ми-24 совершил 19 сентября 1969 года. Первоначально, как это видно на фото, вертолет имел общую переднюю двухместную кабину, так называемую "веранду", где летчик и оператор размещались поперечно. Но уже в 1971 году для улучшения устойчивости на высоких скоростях вертолет был оборудован уже привычной нам кабиной с продольным размещением экипажа. Серийный выпуск Ми-24 начался в 1971 году и продолжается до сих пор, уже выпущено более 4 тысяч машин, что делает его вторым по распространенности ударным вертолетом в мире после американского AH-64 "Apache". В настоящее время эксплуатантами данного вертолета являются около 60 стран мира. В основной экспозиции музея представлено три вертолета данного типа. Первый из них - это ранняя модификация Ми-24А. Машина была выпущена в 1972 году, налетала 1032 часа и в 1984 году была передана в музей.
50 красный / Миль Ми-24А / СССР - ВВС.


12. В музее также находятся два вертолета Ми-24В - самая массовая модификация этой машины. Каких-то сведений об их службе до поступления в музей мне найти не удалось.
46 белый / Миль Ми-24В / СССР - ВВС.


13. 44 белый / Миль Ми-24В / СССР - ВВС.


14. Ми-26 - советский и российский тяжелый многоцелевой транспортный вертолет, разработанный в ОКБ Миля в 1970-х годах. Задание от правительства СССР на разработку требовало, чтобы новый вертолет мог перевозить грузы массой до 20 тонн на расстояние 400 километров при обеспечении статического потолка более 1500 метров. Первый полет опытной машины состоялся 14 декабря 1977 года. Серийное же производство данных машин началось 1980 году и продолжается до сих пор, на конец 2019 года было собрано около 330 Ми-26 различных модификаций. Музейная машина была выпущена в 1986 году и всю свою жизнь служила в ВВС, пока в 1995 году ее не передали в Монино.
21 черный / Миль Ми-26 / Россия - ВВС.


Ну а пока все, не переключайтесь!

Если вам интересны мои посты о споттинге, а также заметки о России и ее регионах, посещенных в рамках данной поездки (и не только), переходите по ссылкам ниже.




Россия, Монино, фото, путешествия, споттинг, Московская область

Previous post Next post
Up