«Они томят, как плотские грехи, На лацкан сюртука тобой пролиты, Воспламеняя чувственные мхи. Твои духи!».
Игорь Северянин.
Об ароматах и благовониях написаны сотни статей и книг - тема влияния запахов на человека интересует не только психологов и культурологов, но и людей, далёких от науки. Рассуждая о моде, архитектуре, живописи и музыке былых времён, мы постоянно произносим устойчивые словосочетания - «аромат эпохи» или - «дух времени». Или вот - «Дуновение века» от Александра Васильева. Мелодии, вещи, памятные места могут вызывать острейшую ностальгию, пробуждать светлые или, напротив, тягостные воспоминания, но именно запахи способны мгновенно «переносить» в прошлое, как бы погружая человека в атмосферу пережитого. Достаточно «услышать» аромат духов, которыми вы душились в юности и воспоминания не заставят себя долго ждать. Более того - знакомый запах не просто напоминает человеку о конкретном событии, связанном, например, с теми же духами или букетом цветов, но и выстраивает целую цепочку образов. Для меня духи 'Climat' - это мама, детство, песни про...Комсомол и БАМ - по радио, это «Кабачок '13 стульев'» - по телевизору, это большие немецкие куклы, это младшие классы и песня 'Hafanana' от Afric Simone, доносившаяся из открытых окон соседнего общежития.
По центру - реклама российской парфюмерной фирмы Брокар.
Актрисы Катрин Денёв и Мэрилин Монро в рекламе духов Chanel №5.
Я с детства любила духи - самые разные, даже те, которые мне совершенно не подходили. Каждой женщине - свой аромат. Я не могу носить на себе восточные, сладкие, томно-эротические «шлейфы», ибо я андрогинна, стремительна и современна. Я - дитя города и люблю острые углы, похожие на мои острые колени. Поэтому ваниль и прочие сладости - не для меня. Я их не ем, я ими не хочу пахнуть! Но сам запах...сами ноты... Это отдельный жанр - вдыхать запах духов. «И почему бы, собственно, не существовать искусству, которое берёт начало от запахов? Ведь есть же искусство, действующее звуковой волной на барабанную перепонку или цветовым лучом на сетчатку глаза?» - спрашивает Дез Эссент, герой культового - в своё время - романа «Наоборот». Серебряный Век с его жаждой ощущений - время поэтического постижения ароматов. И, вместе с тем, время создания новых технологий. Эпоха, сочетавшая в себе красиво увядающий, распутный декаданс и нарождающееся техно-рацио, дала миру уникальный аромат Jicky от Guerlain (его и теперь называют «революцией в парфюмерии»). Существует красивая легенда, что имя Джики принадлежало юной англичанке, разбившей сердце Эме Герлену.
Флакон с духами Jicky от Guerlain.
Розы Аткинсона, собственно...
Флаконы российской парфюмерной фирмы Ралле.
Однако, скорее всего, это не более чем красивая сказка. Тогда было принято сочинять волшебные истории и волшебные родословные. Черубина де Габриак и Мата Хари - такие разные, но такие похожие в своём стремлении создать себе и - о себе роскошный миф. О, да. Вернёмся к Jicky. Что же представляли собой эти «революционные» духи? Новатор Герлен рискнул сделать основой нового аромата химическое вещество кумарин с запахом свежескошенного сена. «Он принялся изучать действие различных запахов, секреты изготовления ароматических веществ. Перегонял благовонные масла, жёг душистые смолы Востока. Он приходил к заключению, что всякое душевное настроение человека связано с какими то чувственными восприятиями, и задался целью открыть их истинные соотношения», - это уже результаты научно - практической деятельности Дориана Грея. Поэты воспевали духи, не просто ароматы жасмина или фиалки, а фирму, бренд, знак. «…Вдыхая запах ‘poudre Simon’, влюбляясь в розы Аткинсона…» - писал Андрей Белый, говоря о парфюмерной фирме Atkinson и не забывая о популярной продукции Simon (крем-симон делал кожу белой и мягкой, а пудра-симон закрепляла полученный эффект).
Флакон с духами Rosine от Poiret.
Фрагмент наряда от Поля Пуаре.
Дениза Пуаре - жена мэтра в восточном наряде.
Но, конечно же, дамы по-прежнему любили восточные ароматы и цветочную феерию. Поль Пуаре со своим типично западным, то есть с восторженно-безграмотным, пониманием Востока создал целую линию ароматов, позволявших женщине - его женщине, женщине от Пуаре, чувствать себя роскошной одалиской, прекрасной гейшей, наложницей китайского императора. В лабораториях Poiret были созданы «Магараджа», «Минарет», «Китайская ночь», «Запретный плод». Одевая женщину в провокационные турецко-персидские, подсмотренные у Бакста, шелка, Пуаре позаботился о создании целостного образа, более того, он стал родоначальником того, что мы сегодня называем «индустрией моды». До него портной и пафюмер не смешивали свои жанры... Коко Шанель продолжила этот путь, но она искренне презирала, а возможно, просто не понимала и самого Пуаре, и его путь в мире моды. Не жаловала она и цветочные ароматы. Она так и сказала Эрнсту Бо, гениальному парфюмеру: «Создайте такой аромат, чтобы женщина не была ходячим букетом цветов!». И он создал знаменитые Chanel №5. (Кстати, Эрнст Бо начинал в России, в прославленной фирме Ралле).
По центру - Мэй Уэст - голливудская шок-дива 1930-х годов.
Сальвадор Дали «Лицо Мэй Уэст, использованное в качестве сюрреалистической комнаты».
Духи Shoking.
«Девица хоть и с хрипотцой, но сладко запела, картавя, что-то малопонятное, но, судя по женским лицам в партере, очень соблазнительное: - Герлэн, шанель номер пять, мицуко, нарсис нуар, вечерние платья, платья коктейль…!». Михаил Булгаков - мужчина, ему невдомёк, что Mitsouko - это тоже Guerlain и с этими духами тоже связана некая романтическая история - на этот раз уже с японским колоритом. Разумеется, любовь. Разумеется, трагедия. Потому что истинный аромат просто обязан иметь шлейф из тайн и значений... Без него духи не имеют смысла - женщине всегда хочется примерить на себя некий волнующий образ. Шокирующая Эльза Скьяпарелли, миф предвоенных-тридцатых, создаёт духи Shoking - шокировал не аромат, а сам флакон, созданный «по мотивам» провокационных форм Мэй Уэст. Эта излишне фигуристая, тяжеловесная, где-то даже вызывающая голливудская дива, была любимейшей музой сюрреалиста Сальвадора Дали и его коллеги - Эльзы Скьяпарелли. У шокирующего искусства - шокирующие музы... После войны Дали-Скьяпарелли снова создают аромат. На этот раз их музой становится легендарный король Людовик XIV, ибо духи так и называются - 'Le Roy Soleil'.
Духи Miss Dior и роскошная женщина 1950-х.
...Кристиан Диор, создавая свой элегатный, роскошный и чарующий New Look, не забыл об аромате, который должна источать его женщина, его прекрасный цветок с тонкой талией и округлыми формами. Диор признавал только утончёный аристократизм и, как говорят, отказался шить платье для юной Брижит Бардо, сочтя её влишком вульгарной... Miss Dior - элегантная молодая леди, покачивающаяся на тонких каблучках. Корсет и кружевные нижние юбки - непременны. Тонкие запястья - обязательны. «Я создал этот аромат, чтобы окутать всех женщин невидимой аурой вечной женственности...». Иное дело - его ученик и творческий антипод Ив Сен-Лоран. Он всегда создавал именно то, о чём мечтала толпа. В 1960-х он был лаконичен, поэтому на флаконе была только одна буква - Y - от Yves. Как некая перекличка с рациональными 1920-ми, с Шанелью, с её «просто пятым номером», когда вечно спешащая Коко быстро выбрала лабораторный флакончик под номером 5. В 1970-х всё тот же Сен-Лоран создаёт провокацию под названием Opium - его тут же обвиняют в пропаганде наркотиков, а в ряде штатов США эти духи запрещены к продаже. Кстати, в Советский Союз эти духи всё-таки просочились... У маминой приятельницы - на почётной полке гарнитура-стенка стоял этот, добытый в боями, флакон.
Реклама духов Opium.
А это и сам Ив Сен-Лоран, снявшийся для рекламы мужских духов...
А ещё советские женщины любили (вернее, доставали) Madame Rochas, Poison, Fidji, и потом ещё много-много польских и рижских духов - с этими было много проще. Парижские ароматы стоили дорого, но дамы не скупились - советские зарплаты были не самые низкие в мире! У меня были духи, купленные в мажорско-элитной «Берёзке» - Nocturnes de Caron. Подругам понравилось, но... «Но это же не Diorissimo!». Не в том смысле, что скучнее пахнет, а в том смысле, что Caron - не раскрученная в СССР марка. Увы и ах - кроссовки 'Adidas' (как и духи Poison c Diorissimo) считались много престижнее, интереснее, нужнее и лучше, чем нечто, малоизвестное, хотя не менее заграничное и гораздо более буржуйское... В 1990-х к нам хлынул поток подделок, прямо-таки духи в разлив, как пиво или квас. Ужасные, ужасные флаконы с надписями...Deor, Klima, Poason были уверенным дополнением к аудиоаппаратуре Pavasonic и нарядам от Shanel. Грустная, печальная история. А хотелось бы о прекрасном. Потому что появились и специализированые магазины. В те годы я полюбила Pleasures от Estée Lauder и люблю этот запах-1995 до сих пор. Тот первый, без последующих примесей и модификаций, вроде «летних» его разновидностей с добавлением «букета цветов». Это для себя, под свой стиль. А для души, для запаха, просто в качестве ноты люблю Cinema от Yves Saint Laurent.
Современное прочтение: Jicky, Y, Chanel №5...
Сейчас - время выбора. Мы имеем возможность примерить на себя легендарные ароматы - от Jicky и Mitsouko до Chanel №5 и Opium. Есть причудницы, которые покупают Escentric Molecules - духи с феромонами. Есть любительницы...мужских ароматов. Есть фанатки модных новинок, а есть консервативно настроенные особы, которые из года в год покупают одни и те же ароматы. И многим из нас всё время хочется впечатлений, ощущений и ароматов, ещё не опробованных, не созданных. Забавно, что Марлен Дитрих - дама, искушённая и пресыщенная - в «Азбуке моей жизни» вспомнила о белой акации: «Прекрасное цветущее растение. Как хочется наполнить её запахом флакон». Белая акация на старинном языке цветов - это «платоническая любовь». Должно быть, это действительно прекрасно!