Спасти всех

Feb 23, 2022 15:54

Будучи человеком тихим и в общем безобидным (лишь некоторым и достаточно редко удавалось довести меня до истерики), я до последнего не верил в возможность признания Россией независимости Донецкой и Луганской народных республик, но вечером 21 февраля узнал о своей стране нечто новое. Зато теперь стало намного больше ясности в вопросе таинственных "военно-технических ответов" на отказ США принять условия декабрьского ультиматума, выдвинутого Путиным. Доллар подскочил пока только до 80 рублей с 76, но тут ещё Байден объявил о санкциях против российского суверенного долга. Надеюсь, теперь исполнится мечта ныне покойного Егора Гайдара о бездефицитном бюджете, а не возобновится курс Черномырдина на бесконечное обесценение рубля посредством необеспеченной эмиссии, поскольку в сложившихся условиях критически важным для России не в абстрактно-политическом смысле, а буквально в контексте её физического выживания становитсяобеспечение экономического роста и повышения качества жизни подавляющего большинства её жителей в отсутствие широкомасштабного экономического взаимодействия с Западом. Согласно обещанию Байдена, войны с американцами не будет, но будет такая борьба за оттеснение России от Европы, что уже проступают картины грядущей на наших просторах экономической пустыни. Неизменный курс на сотрудничество с Западом, в разных формах и с разной степенью самоотверженности поддерживаемый три с лишним десятилетия тремя российскими президентами очевидно меняется, поскольку его сохранение возможно только в случае признания американцами права России решать внешнеполитические проблемы теми же способами, которыми их решают американцы.

Не сразу, но всё же артикулирован ответ на один из ключевых вопросов: в каких границах признаны республики Донбасса. В границах их провозглашения, то есть в масштабах Донецкой и Луганской областей целиком. Некоторые не самые авторитетные отечественные СМИ начали сообщать о вступлении российских колонн на территорию Донбасса уже в ночь с 21-го на 22-е, но на своей вчерашней пресс-конференции Путин официально таких заявлений не делал, а наоборот, отвечая на вопрос Колесникова о предполагаемой глубине военного продвижения, заговорил о разных возможностях и заметил: "Я не сказал, что войска вот сейчас прямо туда пойдут после нашей с вами встречи здесь". Однако, если армия так и останется по сю сторону границы, а боевые действия Майдана против Донбасса продолжатся, то исторический поворот сразу превратится в робкую полумеру и демонстрацию нерешительности, а то и страха перед могучим киевским противником. Ради чего же тогда весь сыр-бор и обрушение стабильных отношений с Западом?

Война с Украиной кажется бредом сумасшедшего, но Майдан многое сделал возможным. Кардинальный геополитический выбор сделан на одной киевской площади с демонстративным пренебрежнием к интересам миллионов украинских граждан и повлёк за собой неизбежные и вполне закономерные трагические последствия. 15 февраля 2022 года даже президент США Байден публично заговорил о вековых "семейных, исторических и культурных узах" между Украиной и Россией и выразил уверенность, что народ России не хочет кровавой разрушительной войны с Украиной (эту сентенцию он предварил обращением к "гражданам России": "Вы не являетесь нашим врагом"). Учитывая, что многочисленные обещания господина Байдена о предстоящем со дня на день российском вторжении на Украину наконец потихоньку реализуются, и даже с нужными подробностями о ложных поводах (историю с прорывом на российскую территорию украинских диверсантов и двух БМП, как и все прочие истории такого рода, сидя дома на диване не проверишь на подлинность, но мне всё равно), следует отдать должное американской разведке. Дело не в отдельном инциденте, а в процессе радикального отрешения украинской элиты от упомянутых американским президентом уз ради исторического выбора в пользу цивилизованного Запада, который начался давным-давно - снятые в советское время на киностудии Довженко исторические фильмы о Киевской Руси сейчас видятся в совершенно новом свете - они уже тогда готовили почву для разделения общей истории. И российская, и украинская история начинаются там, хотя не было то государство ни Россией, ни Украиной, как не была Францией франкская империя Карла Великого, говорившего на одном из германских наречий, хотя французская история начинается ещё раньше - от галлов, которые кельты и чей язык тоже не имел никакого отношения хотя бы к романской языковой семье, а ведь русский и украинский растут из старославянского (правда, теперь он вроде бы называется в зависимости от убеждений филолога древнебелорусским, древнеукраинским или древнерусским). Ничего поразительного и антагонистического здесь нет, но яростным националистам с обеих сторон, включая теперь уже глав обоих наших государств (я теперь об Украине и России, а не о Франции), непременно нужно присвоить всё себе и уничтожить историю соседа. Вчера Путин выкатил свои требования и к Украине: отказаться от идеи вступления в НАТО и признать принадлежность Крыма России, после чего восстановление двусторонних отношений станет возможным. Другими словами, он предложил действующей украинской элите самоубиться.

Вошли российские войска на территорию Донбасса или нет, сообщений о боестолкновениях между ними и вооружёнными силами Украины пока нет. Сама мысль о возможной войне (очень и очень возможной, но, надеюсь, не неизбежной) обрушивает в холодный тяжёлый ужас. В течение веков главной проблемой в украинско-российских отношениях было противоречие между разнонаправленными устремлениями элит и простым желанием народов жить. Исторический выбор делается редко и далеко не всегда - одномоментно. Весёлый нахрап Майдана с 2014 года изрядно обтрепался и обрёл конкретные черты реальной политики, когда англосаксонские посольства заранее кинулись из Киева во Львов, почему-то сочтя, что его русские варвары пожалеют. Они хотят со стороны полюбоваться, как мы будем резать друг другу глотки. Никто не боится воевать с Россией - сначала Дудаев, Масхадов и Басаев не боялись, потом Саакашвили - поиски новых добровольцев на роль пушечного мяса продолжаются. Зеленский к исходу вторых суток после после решительных событий ещё не разорвал дипломатические отношения и даже не отменил безвизовый режим. России отступать некуда - дальше только могила исторической государственности в том виде, как мы её знаем. В фантастическом сне российские войска без единого выстрела проходят через украинские позиции и движутся дальше, поскольку останавливаться нельзя, как и стрелять.

Украина, экономика и финансы дилетанта, политика, история

Previous post Next post
Up