В своём крайнем посте Татьяна Воеводина(
domestic-lynx) подняла тему элиты = испокон веков это было воинское сословие, защищавшее мирных граждан. Таков общественный договор "вы нас защищаете, мы признаём ваше главенство, платим подати-налоги". Потом элита вырождалась, тема служения отходила на второй план, вместо человека войны появлялись условные Обломовы и случалась очередная революция. Свежие хищники пробивались во власть. На дворе у нас очередной кризис, глобальный кризис капитализма и современного мироустройства. Была высказана мысль, что именно ветераны СВО, люди прошедшие войну и закалившиеся, сплотившиеся там, смогут стать новой элитой.
Написал коментарий:
"Во власть вообще не зовут, особенно при смене элит. Смогут ли прийти сами? Большой вопрос."
Не смогут.
Именно, что по причине "элита - это воин-защитник, защитник простых людей". Их этому не учили, защищать. Такой вот парадокс. Нынешние вояки следуют принципу Портоса "дерусь, потому что дерусь". Такова система подготовки, времён ещё СССР-овских, та самая разруха в головах. Тут лонгрид нужно писать, чтобы развёрнуто показать все аспекты проблемы. Но ежели кратко, они как бульдоги на цепи - хороши выполнять команды хозяина "СВО, нациков мочить, мирняк не трогать, действовать только высокоточным оружием, своих беречь". Цели поставлены, границы обозначены, "работаем, братья". Самостоятельным игроком, способным задавать цели и быть лидером, вести вперёд за собою, просто не обучены. Нету идеологической базы и как следствие "слишком далеки они от народа" (замкнутое, кастовое сообщество).
Татьяна затребовала продолжения "domestic-lynx: Напишите лонгрид, это может быть интересно."
Давайте попробуем. Красиво не обещаю, работы море на неделе, устал люто. Хотя бы тезисно.
Человек есть говорящая обезьяна, отряд приматы, семейство гоминиды, род homo sapiens sapiens. Ключевое слово «говорящая» - это главное, что отличает нас от остальных животных и сделало топовыми хищниками на Земле. Отдельная тема, отдельный лонгрид. Теперича поговорим за обезьяну, что живёт в каждом из нас. В частности про животные механизмы нашей психики, им миллионы лет. И они актуальны во все времена. Вы подняли тему «воин = защитник». Именно так. Защитник. Ты берёшь в руки оружие (каменный топор, калащ, плазменную винтовку) и мочишь козлов/нациков/ксеноморфов. Принцип всегда один «это члены моей стаи и я их защищаю, не смей трогать моих». Так устроен мозг.
Изначально это механизм животный, прописан на уровне миндалина-гипоталамус. Прямой как лом. Вышел я в чисто поле, а тут из-за угла - тигра саблезубая. Опасность! Что делать? Ответ: тикать-колотить.
Объясняю на пальцах. Впереди тигра, сзади - женщины-дети-старики. Скушает их кошка и вымрем мы как вид, без баб и детишков. Поэтому мужикам следует брать в руки оружие и мочить кошку. Вплоть до «грудью на амбразуру» = сам сдохни, но детей-баб спаси. Сам умрёшь, но дети вырастут, плюс бабы ещё новых нарожают. Под это дело, «мочим козлов», автоматически включается адреналин, боевой транс, туннельное зрение и много всяких полезных ништяков, этакий форсаж психики для конкретной боевой задачи (см. адреналиновые наркоманы). Оно заложено на животном уровне и включается автоматически. Как результат, другой пример приведу, каждый из нас может вспомнить стрессовую ситуацию из своего жизненного опыта (ДТП, первое свидание, драка с гопниками), где было страшно и стрёмно. Вёл ты себя откровенно неадекватно, тормозил, суетился и ваще. Потом, когда нервы стали на место и накатил рюмку чая, пришло удивление «а чё я тогда тупил? Можно же было всё сделать вот так… или этак». Потом пришло. Когда психика вышла из боевого режима и вернулась в привычное мирное. Но Там мозг был под веществами, тему рулила «древняя обезьяна», животные инстинкты, они быстрее. Автоматика сработала «некогда думать, бежать надо». Чтобы уметь думать под веществами, нужно много лет тренировок, чем профессиональные военные-полицейские-МЧС и занимаются. Но для рядового обывателя сам тезис «я не управлял ситуацией, это были мои обезьяньи инстинкты» уже вызывает когнитивный диссонанс и лютое отторжение «вывсёврёти». Спорю на ящик водки, мало кто будет читать дальше.
Итак, животный механизм «бежать-колотить». Ибо, если впереди тигра саблезубая, а за спиною бабы-детишки, то следует «колотить» - убивать кошку драную. Надо, так надо. Когда надо. Но есть обратный вариант. Вышел я один в поле, а тут из-за угла тигра. Чё делать? Тикать. С визгом. До ближайшей пальмы и на ветку, пересидеть, подождать, пока зверёк уйдёт. Я ж один. Защищать некого. Весь адреналин «уходит в ноги». Нарываться просто так, без повода, на пару центнеров мяса и когтей - чревато моргом и вообще вредно для здоровья. Поэтому «беги, Форест, беги».
Есть опасность.
И есть тумблер «тикать-колотить».
Он автоматически включается на уровне гипоталамус-гиппокамп. Точно так же как, простите за цинизм взрослый, член мужской встаёт при виде голой бабы. Глаза увидели, сработал тумблер - тестостерон в кровь пошёл, член встал. Там тестостерон, тут адреналин. Или в руки (воевать) или в ноги (бежать). Положения тумблера тупо два.
То было и есть на животном уровне. Всегда, как миллионы лет назад и так теперь.
Но. С тех пор появился ещё и человеческий уровень - неокортекс. Из-за которого и случается тот самый Вьетнамский Синдром. Конфликт человеческого и животного. Когда условного Джека из Оклахомы закинули во вьетнамские джунгли, он должен воевать с какими-то там ВиСи непонятно за что. Его хотят убить, ему страшно. Но где же объект защиты? Да нигде. Девочки дома? Они уже не считают Джека защитником. Наоборот, любить не будут, дерьмом собачьим обсыплют и назовут убийцей, убийцей маленьких вьетнамских детишек. Всё, психика пошла вразнос. Есть опасность из джунглей, нету кого защищать, тумблер переключается в режим «тикать». А неокортекс вопит «надо воевать, ежели побежишь - свои же пристрелят за дезертирство». Натурально короткое замыкание в мозгах, сознание с подсознанием конфликтуют «воевать или бежать?». Это как в автомобиле нажать одновременно педали газ и тормоз = колодки расплавятся. Психика перегревается, мозг ломается, включается аварийный режим защиты «гипертрофированное боевое братство». Психика автоматически находит ближайших хомо сапиенсов кого защищать, из-за кого нужно драться с тигрой. Это - его боевые товарищи «потому что мы - банда». Находит и застывает в этом аварийном режиме, спекается в монолит. А потом боец возвращается в Америку, но уже не может вернуться в мирную жизнь. Здесь не его стая, его стая там, во Вьетнаме. Или боевой офицер, прошедший несколько командировок в Ирак. Садится дома за стол, парадный китель, фуражка рядом и пускает пулю себе в голову «я к вам, пацаны». Он сгорел на войне, его стая там, в мирной жизни чувствует себя чужаком. Даже жена и дети перестали быть близкими, какие-то чужие люди. Его стая там.
Ещё раз - педаль газа и педаль тормоза. Психика перегревается, ломается, запекается «где служил?».
Это общая болезнь большинства современных вояк.
Синдром Шендёрфера.
Назвал в честь Пьера Шендёрфера. Французский режиссёр. Служил во Вьетнаме, попал в плен под Дьенбьенфу. Потом уже с американцами во Вьетнаме в 60-е летал-снимал кинооператором. За документалку «Взвод Андерсона» получил Оскара. Так вот у него потом все фильмы об одном и том же. О Войне, чести, предательстве и боли. Боли, что красной линией проходит в каждом фильме. Долго искал определение, понял, о чём он «мы вас защищали, а вы нас предали». Крик боли солдата, потерявшего статус, мотивацию и уважение общества.
Солдат перестал быть защитником, он стал убийцей детей.
Оно случилось в 60-х прошлого века. Миллионы лет мы жили под страхом смерти. Голод, холод, болезни и войны. В малых популяциях по 30-50 человек. Примерно 10 тысяч лет назад случился резкий скачок. Когда придумали земледелие и скотоводство. Вместо малых групп охотников-собирателей, образовались уже города и государства. Появился избыток ресурсов и разделение труда. Одни растили, другие лечили, третьи защищали своих или грабили соседей. Грабить и рэкетом заниматься оно всегда веселее, чем самому в поле корячиться. Поэтому, кто не кормит свою армию - кормит чужую. Этой теме тыщщи лет и все всё понимали. Ибо жили под плитою страха. В любой момент из-за горизонта могут выскочить кочевники-викинги-монголы и всех убить. Тотального страха. Который вдруг резко выключили. Когда люди придумали пенициллин, социализм и ядерную бомбу. Всё. МОЖНО НЕ БОЯТЬСЯ. Ты не умрёшь от холода-голода-болезней. Государство о тебе позаботится, накормит, вылечит. Это раньше до 16 лет доживала только треть детей. Слабые умирали. Остальные - в 40 лет уже старик больной и немощный. Страх был с нами всегда и везде. Естественный регулятор, что подстёгивал и дисциплинировал. Как волки в тундре санитарами работают, самих больных и ленивых отлавливают да кушают. Здоровые и резкие олени выживают. Убери волков - популяция ослабнет или даже вообще вымрет. Так было. Миллионы лет эволюции и тысячи лет нашей цивилизации.
А потом пришёл условный «Максим Камерер» и сломал все башни. Страха нет. Войны не будет. У нас же ядерный зонтик. МОЖНО НЕ БОЯТЬСЯ. Колись, бухай, люби гусей, «make peace, not war». Как следствие, статус солдата, как уважаемого члена общества, резко упал до уровня «бандит-убийца-душегуб». Общественный договор сломался. Миллионы лет на психике каждого лежала бетонная плита и тут её резко убрали. Оно как жахнуло битлами-пацифистами-вудстоком. Миллионы ж лет там спрессовывалось, копилось и вдруг крышку открыли. С точки зрения эволюционных механизмов - практически мгновенный переход. Общество оказалось не готово к таким радикальным переменам. Мы до сих пор живём в этом самом мгновении перехода. Тут поколения нужны, чтобы устаканилось и утряслось.
То вступление было, спасибо всем, кто дотерпел до данного места. Простите зануду, но без ликбеза никак. Говорить просто не о чем будет. И да, отвлекусь. Следует понимать, что прикладные аспекты работы мозга и боевая психология в частности - это прямая дорога к власти, методикам управления людскими массами. Настоящей власти. Которой никто, ни с кем, не собирается делиться. Прямого запрета нету, ради бога, обсуждай. Только всё инфополе будет забито белым шумом уровня «адмирал Попов сказал, что АПЛ Курск потопили пиндосы, гы-гы-гы». Никакой Йося Джугашвили не будет пилить ролики о методиках переворота на примере событий 17-года. Щаз, он всё бросил. Наоборот, пусть Иудушка Троцкий остаётся в неведении. Да, Лев Давыдыч был официальным главой ВРК в Питере в те самые события октября 17-го. В самой гуще, командовал революцией, сидя в штабе. Но когда он в 1927-м попробовал сделать то же самое, подвинуть Сталина, оказалось - все ходы перекрыты. На ключевых точках почта-телефон-телеграф-вокзал сидят вежливые люди в кожанках. А члены советского правительства спрятаны в надёжном бункере. Иосиф Виссарионович знал и умел революцию глубже и шире штабных мечтателей, он на низовом уровне тогда всё организовывал.
Так что, понимание реальных процессов, происходящих в обществе, позволяет управлять обществом. А это уже власть. Как говаривал мой сэнсэй «этот приём всего лишь форма. Важно понять принцип. Поймёшь принцип - сможешь управлять формой».
Итак, солдат перестал быть защитником. Он стал убийцей. Это глобальный тектонический процесс, что затрагивает всю нашу цивилизацию. Просто на Западе оно в 60-е громыхнуло. До нас же через Железный Занавес только в 80-е дошла волна цунами. Тот же Афганский Синдром. Затем развал СССР, где вместе со страною рассыпалась и армия (см. штурм Грозного). У нас до сих пор в армии рулят либо выходцы из СССР, либо кто обучен по старым методикам. Армия - крайне консервативная структура, ибо сказано «не знаешь что делать? действуй по уставу». Перекроить менталитет быстро никак не получится. Да, реформы Сердюкова частично помогли, но разруха в головах до сих пор сохраняется. Они обучены защищать Родину, но что такое Родина ответить внятно он не может. Патамушта та Родина сломалась. Теперь какая-то другая, непонятная, с ворьём, яхтами и хипстерами. Получаются потерянные детишки, когда «я люблю Родину, но не терплю государство». Спасение ищется в том же гипертрофированном боевом братстве. Плюс, сама методика подготовки провоцирует такую гипертрофированность. Ибо тогда, в рамках советской системы, их гоняли по формуле «ты должен быть лучшим из лучших, ты - элита». И тогда это худо-бедно работало, пока была объединяющая всех идея. В своей профессии ты лучший, но вместе мы одна большая семья народов, равные среди равных. Потом идею выключили, пришёл капитализм. А методики подготовки остались прежними «ты - лучший, элита, над быдлом». Получается интересный эффект. Ежели долго так топтать по мозгам, особенно в рамках сломанного общественного договора «солдат - это убийца» и «вы нас предали», в гипоталамус прописывается следующий алгоритм:
«ты - лучший. Мы - элита. Мы - над быдлом. Мы - это нормальные пацаны, бойцы из моей казармы. Они - моя стая. Все остальные - быдло штатское, они нас предали, они нас не понимают». Отлить в граните и пропечатать в подсознании «нормальные пацаны из моей казармы и всякое остальное быдло не из нашей песочницы». Обращаю внимание, именно что в подсознании. Неокортекс он понимает, что штатских нужно защищать. Гипоталамус отказывается с ним соглашаться, случается то самое короткое замыкание «это не моя стая, почему я их должен защищать». Эталонный экземпляр такого поведения для меня - это Александр Razvedos Арутюнов. Известный в узких кругах балабол, служил в разведке, потом в ОМОН. Каждый третий пост у него идёт по формуле «чё мне вам, тупорылым штатским, объяснять. Всё одно ничего не поймёте, пойду-ка я в казарму к своим, нормальным пацанам, они меня понимают». Брань, матерщина, истерики. Когда на простой вопрос, вместо объяснений, человек срывается на оскорбления. Долго не мог понять причину, потом таки сложилась полная картина. Виновата сама система подготовки, что порождает тезис в голове «моя стая - это нормальные пацаны в казарме». Из свежего - пригожинские фильмы. Особенно последний «лучшие в аду». Там эта философия просто таки прёт из каждого кадра. Идеи нету, они дерутся просто, потому что дерутся. Условные белые против условно жёлтых. Патамушта мы - банда = «У нас есть Контракт. Контракт с компанией. Контракт с родиной. С совестью. И мы будем исполнять его до конца. Живыми или мёртвыми. Мы знаем, что попадём в ад. Но в аду мы будем лучшими»
Вот, помилованный преступник, что перешёл в ЧВК Вагнера, воевал, был ранен, потерял ступню «
Я, наверное, останусь тут, среди парней. Они дали мне вторую жизнь. Я использую ее в этих целях, останусь среди бойцов, среди верных, отважных и храбрых парней, которые не оставляют своих и всегда помогут».
Они все такие. Их так научили. Они по-другому не умеют. Зациклены на свою стаю, свою песочницу. Именно потому и написал «слишком далеки от народа». Миллионы лет не обманешь, люди они видят, где защитник, а где истеричка. Система с отрицательной обратной связью. Их статус упал, они озлобились, сбились в стаю, узки круг ограниченных людей и начали лаять на «подзащитных», что включило ещё большее отторжение. Массы за такими не пойдут.
У них есть «контракт».
У меня есть «присяга».
И для меня это не просто слово.
Может показаться, что осуждаю вояк. Отнюдь, просто сам для себя разобрался во всём этом гадюшнике, делюсь опытом. Два сына растёт. Чему их учить, кого примером ставить? Разведоса и остальную интернет-камарилью а-ля Гоблин? Нет. Простите быдло за интеллект. Пусть у меня за спиною всего лишь военка, но есть знания системотехники, логики, психологии, опыт единоборств. Разобрался. Резкий я к ОПГ Siliviki чаще по привычке. Из них всё клещами приходится выдирать, узкий круг ограниченных людей, каста. Поэтому нагло с ноги «Баммммм». «Ууууууууу» загудел в ответ улей. «Ага» зашуршали самописцы эхолокатора. Разобрался. Чтобы научить своих пацанов правильным вещам, потом тихенько сдохнуть. Учу, выгуливаю регулярно 9 мая на Линию Сталина, фильмы правильные показываю. Многие фильмы приходится ручками в видеоредакторе кромсать. Дети - наше будущее, чему мы их научим, такое будущее и получим. Может быть, получилось скомкано, но вдруг кому пригодится.
Боец перестал быть защитником. Он потерял свой статус. Но кто же тогда элита? Ответ: а никто. Такой вот парадокс. Сейчас же фазовый переход, уникальное явление, эволюционные механизмы не успевают. Здесь на первое место выходят социальные, человеческая часть ума. Вот вы пишете «элита развала», что вызывает скорее негативную оценку их роли. Вступлюсь за паразитов. Они нужные паразиты. Патамушта такова цена новым знаниям. Наши предки строили новое общество, с нуля и часто наугад, вслепую. Наломали дров и натворили делов. Первое здание оказалось кривым, косым и без фундамента, ибо «весь мир насилья мы разрушим до основания, а затем…». Оказалось, что у социализма есть побочные эффекты, как лучевая болезнь от радиации. Новое здание построили на песке. Стены повело, несущие стены, крыша затрещала. Пришлось сносить, ломать СССР. Запустить на развалины паразитов, чтобы раздербанили остатки. Как курей на кучу мусора, чтобы те разровняли площадку. Потом выкопали глубокий котлован. Теперича бригада гребцов с галеры, под руководством прораба Дяди Вовы, заливает фундамент и выводит нулевой уровень. Дальше будут стены. Дальше будет своя элита, кто умеет складку кирпичную, крановщики и тэдэ.
Всё идёт по плану.
Генеральному.
Такова цена новым знаниям - мы обогнали весь мир минимум на 40 лет. У них ещё только Брежнев-Байден. В Китае вообще НЭП.
Ежели кому лень читать, эту тему я в отдельном ролике делал обзор.
Click to view