Во время
съемок клипа симфонического оркестра Республиканского колледжа, исполнившего произведение
Кристофа Арфана "Приглашение к путешествию", нам пришла в голову идея съемки фильма о том, каким горожане видят свой город. Таким образом родился проект "
Мой Ижевск".
На наше предложение откликнулся
Никита Сморкалов, который вместе с Сергеем Чазовым в короткие сроки смог снять фильм "Карлутский стык", находясь под впечатлением от развития ситуации на бульваре Гоголя в Ижевске. Никита представился нам как видеохудожник. В
видеомастерской "Кинатик" он, совместно с другими людьми, работающими в области киносъемки, создает видеоработы. Кроме того, в свободное время Никита ведет просветительский
кинопроект "Бриколаж". Фильм "Карлутский стык" не первый опыт Никиты в области кинодокументалистики. Мы предложили ему рассказать о своих впечатлениях.
- Никита, почему ты решил принять участие в проекте?
- Посмотрев съемки выступления оркестра на Гоголевском бульваре и на фоне акций против вырубки деревьев, у меня родилась идея создать социальное видеовысказывание. Как-то так получается, что в последнее время мой вектор деятельности направлен на Ижевск, на город в котором я родился, вырос и живу. К примеру, в рамках проекта "
Бриколаж" мы с Димой Шевкуновым пытаемся сделать что-то, чтобы в Ижевске стало интереснее, пытаемся анализировать опыт кинематографии, проводить какие-то мероприятия с тем, чтобы стимулировать развитие кинодокументалистики в городе. Мы занимаемся любимым делом, но делаем это так, чтобы пространство вокруг нас становилось комфортнее. Когда пришла
тема с вырубкой деревьев на бульваре Гоголя и
оркестр выступил на площадке, которая могла исчезнуть, я подумал, что было бы интересно посмотреть на городское пространство как таковое. Ведь бульвар Гоголя - это феномен, но он является частным случаем некоего системного явления. Поэтому я решил посмотреть на пространство шире.
- А как ты выбрал места для съемки?
- Сначала я просто взял объекты, которые географически находились рядом. По мере того, как я изучал историю этих мест, я понял, что между ними существует какая-то связь. Я часто слышал фразу: "Ижевск сильно вырос в 60-е годы". Однако, когда я работал над фильмом, я понял, что Ижевск имеет свою особенность. Он родился как рабочий поселок и получил статус города только после революции. Те места, о которых идет речь в фильме, находились за границами сравнительно небольшого поселения. Со временем город разросся зданиями, но в нем осталось сознание маленького местечка. Во время Гражданской войны часть жителей ушла с армией Колчака и история того города прекратилась. Таким образом. мы живем в месте, городской культуре которого исторически и ста лет нет. Поэтому получается парадоксальная ситуация. Тут нет исторических традиций, сознание города крошечное, населен он приезжими, у подавляющего большинства родственники из деревень.
- Сейчас, когда говорится о городах, урбанистике, социальных проблемах, обычно в кадр попадают разбитые дороги, проблемы ЖКХ, пикеты. У тебя же получился добрый фильм с людьми созидающими. Почему такой метод?
- Прежде всего для меня было важно понять откуда растет город. Второй момент, 4 героя фильма - это люди, которые почувствовали свою ответственность за окружающее их пространство. Это очень важно. К примеру историк Кобзев - это такой хранитель знания, истории города.
Анфим Ханыков - это художник, который живет в проблемном месте и пытается его облагородить посредством искусства. По сути в этом нет какого-то альтруизма. Где живу, там хочу чтобы было хорошо. Эпизод с
буддийской ступой также начинается с вопроса что нужно сделать, чтобы людям было хорошо. Два объекта разных религий взяты потому, что всякая религия уже дает ответы на то, каким правилам нужно следовать, чтобы было хорошо. Бульвар Гоголя, напротив, это открытый вопрос. Внезапно оказалось, что на определенной территории люди не могут позволить дать использовать место, в котором они живут, произвольным образом. А что они хотят с ним сделать? Это открытый вопрос. То есть, наверное, основным посылом было понятие социальной ответственности. И еще для меня очень важно понятие хозяина. Понимание, что эта территория моя. Допустим территория подъезда она чья? К примеру, в моем подъезде никто не считает, что это его территория. А мне кажется, что это очень важно воспитывать здоровое понимание смысла "это мое".
-
В фильме есть интересный эпизод, в котором Людмила Сабурова говорит о сознании деревенского жителя, попавшего в город. О том, что асфальт для него ассоциируется с неким прогрессом, цивилизацией, к которой он стремится. Как ты смотришь на это?
- Я думаю, что деревенский житель, о котором говорит Людмила, просто попадает в иные условия. Ведь когда он живет в деревне, там все вокруг его родное, знакомое и он пытается жить с этим в гармонии. Приезжая в город, люди приезжают зачем? Работать. Может быть поэтому у них и отсутствует понимание своего пространства. Здесь же нет никакого уничижительного отношения "деревенский - деревенщина". Деревенский житель может стать горожанином, но ему нужно по-другому относиться к городу.
- Когда я был в удмуртских деревнях, мне показалось, что жители деревни стремятся облагородить свое пространство.
- Да, но ключевой понятие тут Дом. Жители деревни приезжая в город находятся не дома. Может быть в этом дело?
- В своем фильме лейтмотивом ты использовал произведение Кристофа Арфана, написанное под впечатление традиционных удмуртских песен. Как ты считаешь, нужна ли традиционная культура современному городу?
- Во-первых, я использовал образ оркестр, который сам по себе несет очень глубокий смысл. Оркестр - это сообщество людей, которые сотрудничают, для того чтобы звучала красивая музыка. Герои моего фильма может быть и не знакомы друг с другом, но они делают одно дело. И если будет большое количество таких прекрасных инициатив и они смогут гармонично взаимодействовать, то, может быть, в результате получится прекрасный город. То есть это образ гармонии. Во-вторых, два объекта традиционной культуры, такие как буддийская ступа и православная часовня, по ходу фильма находят какой-то отклик в людях. Этот язык универсален для каждого. Буддийская культура она вроде бы и не местная, но в интервью есть хорошее наблюдение о том, что кто-то видит в статуе Будды удмуртского
Кылдысина, кто-то крестится на нее, творя свою молитву, кто-то видит в ней мусульманский минарет. Мне кажется, что нельзя проводить границу между традиционной и современной культурой. Нельзя подавать традиционную культуру как музейный экспонат. Традиционное живет где-то на нашем подсознании и должно взаимодействовать с современным, взаимно дополняя и обогащая его.