Ложки не существует или как мы молчали на горе

Feb 17, 2013 14:32





Тебе, дорогой прочитатель этого поста, должно быть ОЧЕНЬ, ОЧЕНЬ интересно, чтобы осилить этот текст ) Подумай. Надо ли оно тебе?
Краткое содержание такое - съездили мы хорошо, все довольны, пользы масса. Фотографии внизу.

А длинное...
Вместо предисловия.
http://dipabhavan-ru.weebly.com/105010881072109010821086-1086-1088107710901088108010901077.html
Это вместо того, чтобы долго и нудно пересказывать суть ретрита и что это такое.
Для тех, у кого со временем совсем плохо - русскоязычный ретрит на острове Самуи это 7 (6 по факту программы, а в реальности 5) дней молчания в составе 30-40 таких же молчующих, с посвящением в основы медитации и буддизма в виде лекций, в аскетичных условиях на горе, под руководством монахов, а так же людей, желающих помогать добровольно.

Про ретрит я узнала от Люси, которая так же как и я уже мысленно паковала чемоданы в Таиланд и мысленно брала курс на духовное развитие. Сидя в московском офисе BBDO, я прочитала по косой ссылку и немедленно захотела это мероприятие тоже испытать на себе. Все это было таким нереальным, что меня даже не особо детали интересовали. А может, характер у меня такой. Таким образом, наши совместные планы о посещении ретрита и явились поводом для того, чтобы и дальнейшее пребывание в Таиланде планировать вместе.

Вторая неделя пошла как мы вернулись, а отчет все не идет в голову цельным, но и из головы не отпускается. Завис. Сказать почему тоже трудно. Отчасти потому, что знаю - рассказать коротко и формально не получится, многое кажется важным и столько всего появилось, исчезло, снова появилось в голове за 5 дней... Процесс ретрита очень личный, и все это "многое", все результаты и мысли на тему тоже очень личные. Зачем об этом вообще кому-то знать, кому это интересно? Оставлю себе. Однако закопать его тоже не получилось, нерожденный отчет превратился в незаконченное дело, которое каждый день как будто нашептывает мне "Ты меня не написала, ты меня не написала...". И теперь я постараюсь для себя, как получится, потому что времени уже нет, а воспоминания стираются.

«Пусть все разумные существа узнают путь, который приведет их к прекращению всех страданий» (с) Аджан Буддадаса Биккху

Вот собственно и все. Смысл посещения ретрита и концепция буддизма в супер кратком варианте.
Хотя я разделила бы участников на тех, кто чего-то ожидает от ретрита, знает о нем подробно, скорее всего практикует медитацию, йогу и настроен на серьезное погружение, и на тех, кто ничего не ждет, потому что где-то что-то от кого-то слышал или случайно нашел, открыл сайт, прочитал «кратко о ретрите« и подумал «О, круто, а может я тоже смогу промолчать 7 дней?», отправил заявку, получил подтверждение и благополучно забыл об этом, пока не пришло время ехать. То есть никакой специальной привязки, просто посмотреть что будет. Ретрит в Dipabhavan как мне показалось создан скорее для вторых. Для нас то есть с Люси. С нами была еще Ксю, она приехала из Астаны в гости к нам в домик, на ретрит целенаправленно и по совместительству в отпуск. Говорить буду за себя.

На ретрите мы сразу честно сдали всю технику, поэтому фото мои до и после, а посередине солянка из фото Люси и отчетов в интернете. А фотографировать так хотелось! А еще очень хотелось провести журналистское расследование, кто откуда, с какой целью ехал, что испытывает. Ретрит помимо личного духовного развития, интересен еще и в социально-психологическом смысле. Как ведет себя группа людей при заданных условиях? Много всяких штук происходит с людьми. Только на четвертый день я обнаружила что в микро-магазинчике в столовой продаются тетради и ручки.  Надо было записывать, (хотя это настоятельно не рекомендуется), потому что на ретрите открываются все шлюзы ума, и происходит ТАКОЕ... Собственно и отчет уже был готов в голове, и я была уверена что смогу восстановить его, но как только я спустилась с горы, все пропало. Как будто поработали тайские люди в черном. И все же.

Что понравилось.

Место.
Красиво на горе. Центр утопает в зелени, уединенные дорожки. Живность всякая. В сочетании с медитацией, сосредоточенностью, неспешностью, начинаешь так остро видеть эту красоту и вообще все. Видеть. Слышать. Чувствовать. Вид на море, гору и небо из главного медитационного зала это просто само по себе уже медитация. Стоять на горе, протирать железные миски полотенцем, и смотреть на море - чудесно. Впервые за долгое время мне захотелось рисовать просто так, как в детстве (здесь братья-дизайнеры должны пустить скупую слезу, они то знают про что я говорю). Флешбэков в детство было много, и просто в моменты прошлой жизни. Причем иногда совсем невпопад, ощущениями, неожиданными и четкими. И тут то и понимаешь, что все, ВСЕ хранится на нашем жестком диске. ВСЕ. Каждое когда-либо испытанное чувство, каждая секунда.

Молчание.
При должном настрое молчать совсем не трудно, а очень естественно и приятно. Просто переносишься в параллельное пространство, как материально (Таиланд, гора, монахи, дормиторий), так и духовно (медитация, отсутствие привычных раздражителей ума, прием новой информации). Настроение и состояние меняется каждый день, и даже по нескольку раз в день от «Это невероятно. Я счастлив!»,  до раздражения «Отстаньте от меня все со своими медитациями, кто все эти люди». Хотя на самом то деле к тебе никто ни с чем не пристает. Это то, что мне очень понравилось. Все происходит неторопливо, деликатно, предупредительно, с улыбкой, все сделано так, чтобы обеспечить уединение. Хочешь ходи на лекции, хочешь не ходи. Ретрит проводится уже много лет, состояния и трудности подопытных известны вплоть до мельчайших деталей, и даже удивительно насколько мы, люди, типовые создания в своих реакциях, и одновременно каждый - бездонный темный космос, не похожий ни на кого. Мне очень понравилась тишина в темноте в огромном зале, где горит только огромная орнажевая свеча, сидят 40 человек, молчат, и слышно только звуки джунглей вокруг. До тех пор, пока ты настроен на внутреннюю волну, технически молчать легко. Другой вопрос, чтобы быть настолько долго погруженным только в себя... На пятый день большинство участников понемногу заговорили. Среди них были и мы с Ксюшей и Люси.

Монахи.
Обо всех внутренних печалях и радостях, с которыми можно столкнуться на ретрите и в жизни, о технике медитации, об основах буддизма рассказывал монах Тан Хуберт, который на самом деле для меня стал ключевым впечатлением на ретрите. Его личное обаяние и то, как он рассказывал про все, с таким милым акцентом, иногда подбирая слова - легко, неторопливо, просто, с человеческой иронией и очень жизненными метафорами и примерами. Вот как бесшумно пройдет по зале, заберется и угнездится в позе лотоса на свою лавочку Тан Хуберт, посмотрит на весь зал своими голубыми-преголубыми глазами, и так ласково и мудро улыбнется, что становится так уютно и спокойно, и хочется слушать, слушать, слушать... Как дети сказку слушают. Тан Хуберт поляк, который прожил в Питере 10 лет, а после невзначай так отправился в Таиланд и стал монахом. Удивительный человек, как будто читал наши мысли. Разговаривал с нами и Тан Кирилл из Сибири, помладше и еще не волшебник, а только на пути к монашеству. Он был не такой интересный, хотя тоже радовал своей невозмутимостью и юмором, рассказывал про то как они, монахи вообще живут в Таиланде, немного истории и читал с нами сутты.

Режим.
Вставать в 4.30 это мало реально в обычной жизни, но вообще - круто. Увидеть момент, когда все просыпается, перед тем как бешено закрутиться, посмотреть рассвет - это заряжает естетственной природной энергией. Не знаю какой энергией можно зарядиться в московской квартире зимой в 4.30 конечно...на горе это было чудесно. Завтрак в 7.30  и обед в 11.30, и больше не есть - чудесно. Чувствовать что в 9.30 начинаешь мечатать о своем жестком деревянном боксе и быстро в нем засыпать - чудесно. На горе все это правильно, но в жизни внизу это бы шло мягко говоря вразрез с общественной жизнью. Хотя теперь я встаю не позже 8, а в особо удачные дни и в 6.30. Осталось только заставить себя ложится еще раньше.

Процессы и информация.
Очень много узнала. Пересказывать даже частично бесмысленно. Но столько складной, простой, полезной и естественной информации про то, как все устроено я никогда не слышала. Поскольку по жизни размышлять, анализировать и задавать вопросы мне свойственно (как и писать длинные тексты), материализовались ответы на многие внутренние вопросы. А может просто пришло время. На самом деле эти вопросы у людей тоже типовые, так или иначе мы все об этом спрашиваем себя и мироздание. Кто-то осознанно, кто-то нет, кто-то много раз, кто-то проблеском. На это направлены все религии - отвечать на наши вопросы. Буддизм как философия, не как религия, показался мне близким, понятным и правильным. Подтверждающим то, что раньше понималось интуитивно, отвечающим на вопросы, на которые найти ответ было трудно. Нет, я не приехала лысая и с бубном, я отфильтровала то, что нужно было именно мне и возрадовалась. Однако и этот длинный текст, мои оценки, умозаключения, сравнения, согласно буддизму - напрасное сотрясание ума, который наоброт следует успокоить. Основным путем для избавления от страданий и вопросов является практика и только практика медитации.

Препятствия.

По буддизму у нас 5 детей, которые постоянно дергают нас, а бывает что и все одновременно. Все в той или иной степени приходили на ретрите. Детей этих нужно вовремя отлавливать, контролировать, воспитывать, приучать к дисциплине и различать когда они ноют просто так, по привычке.

Чувственное желание (происхождение желания от чувств, а не любовная тема)
Отвращение (негативные эмоции)
Беспокойство (неудовлетворенность, чувство вины, желание большего)
Лень и апатия
Сомнения

Люди.
В очередной раз я смогла убедиться, что у меня сложные отношения с любой коллективностью. Не посетило радостное чувство от того, что мы все здесь вместе, связаны одним режимом и намерением, дружно топочем в зал медитировать и есть в столовую. Не получилось полностью сосредоточиться, когда вокруг сидит еще 40 человек. Не получилось не отвлекаться и не раздражаться на соседей по коврикам, по боксам в дормитории. Общежитие тоже не помогало на пути к себе. Нас предупредили, что каждый погружается в себя по-разному, и при встрече вы можете улыбнуться, если хочется, но не ждите улыбки в ответ, потому что она - тоже общение. Наверное из-за этого, боясь помешать чьей-то осознанности, все ходили с такими погруженными лицами, как будто у них кто-то умер. Я и сама так ходила после нескольких попыток улыбнуться встречному безответно. Это создавало какую-то не позитивную, слишком серьезную атмосферу, в том числе от которой в итоге на пятый день я и устала.

Усталость.
Нас о ней предупреждали. Предупреждали все время. Предупреждали, что будет тяжело и будет хотеться уехать, но надо терпеть и тренировать выдержку и терпение. Очень устала пытаться медитировать, физически и морально. Согласно подсчетам Люси у нас было 5 часов медитации в день. Тело не сидело уже ни в каком положении и все начинало становиться вымученным, а следуя советам монахов заставлять себя медитировать не стоит. Нужно делать это легко, но решительно. Появилось ощущение переполненности, что все что можно было и нужно было - уже взято. Думать ни о чем не хотелось, спать не хотелось, видеть никого не хотелось, ходить не хотелось, медитировать не хотелось и ничего делать со всем этим вместе взятым тоже не хотелось. Начались слоняния по центру, в то время как полагалось наиболее активно самопогружаться как раз на пятый день. Тут мы пересеклись с Ксю.

Дезертирство.
Мы заговорили случайно и быстро выяснили что состояние одинаковое. Уехать с ретрита не запрещается никому, нужно только предупредить об этом заранее, потому что машина с горы едет только утром. Мы решали. На следующий день должна была состояться групповая поездка в горы. Но нам уже ничего не хотелось, как будто дверь в волшебную страну добровольного безмолвия и самопознания уже захлопнулась, и мы топтались в тамбуре, не зная выйти ли нам из подъезда на улицу или переждать в тамбуре до конца, чтобы быть молодцами. Здесь и начинается стремительная концовка, которая странным образом смазала восторженные впечатления о ретрите. Говорить о ней на самом деле не хочется, но и не сказать опять же не выйдет. В процессе общения нас застала одна из помощниц ретрита, сначала попыталась нас разнять, а затем, узнав о наших намерениях, стала жарко уговаривать остаться, а заодно и прививать нам чувство вины за "дезертирство". Мы опешили. Наше желание уехать было осознаным и спокойным, без негатива, и уехали бы скорее всего и без помощницы. Однако это вмешательство быстро все повернуло в сторону улицы.

Итак, Люси осталась, а мы с Ксю на следующее утро как истинные дезертиры прокрались с рюкзаками к выходу, так как нас попросили не афишировать отъезд. Хотя в течение пяти дней уехало в сумме уже до нас человека 4. Каково же было наше удивление, когда мы обнаружили у машины нимало не смущающихся и громко, радостно разговаривающих еще четверых участников с рюкзаками. С ними так же бодро общались другие участники. У них была своя внутренняя причина на такую громкость, и она не имела ничего общего с нашей, однако у нас в тот момент поехали все ориентиры от такого балагана. Как же? Ведь все так серьезно здесь. Еще вчера мы видели, что разговаривают так или иначе почти все участники, включая тех, кто является помощниками и организаторами, а нам сообщали в самом начале, что они как будто бы тоже проходят ретрит и их не стоит беспокоить просто так, потому что они тоже хотят молчать... Вобщем атмосфера начала как-то очень быстро меняться. Все устали. Все это нисколько не отменяет тех чудесных просветлений что случились до этого, но в итоге ретрит как бы развалился на два куска. Да, возможно нам не стоило уезжать. Да, возможно это был вообще не ретрит, как усмехаются те, кто знает что такое настоящая випассана по 10 и более дней. Но мы просто отпустили это, как завещали нам все 5 дней на лекциях. Нет сожалениям, вине, и бесконечному возврату к этой ситуации.

Дальнейшее я не могу назвать иначе, кроме как «Разговорная вакханалия». Есть выражение и погрубее, но не буду его говорить ) Еще спускаясь в машине с горы, мы поймали одну волну с двумя сотоварищами по ретриту. Имена их известны - Антон с Пхукета и Родион с Пангана. Нас понесло. Мы как будто все летели в одном самолете, а потом прыгнули с парашютом, и летя вниз еще и оживленно беседовали и смеялись. Только мы знали, как оно там было, в этом самолете, только мы знали почему мы прыгнули, и это сплотило нас аж на сутки гуляний. Ну и совпали темпераменты видимо. Отложился Панган и Пхукет. Столько много, быстро и с удовольствием я наверное не разговаривала никогда. Сорвавшиеся разговороголики. И это при том, что молчать на ретрите было на самом деле не трудно, и все мы серьезно отнеслись к ретриту на горе. Обсудили все религии вдоль и поперек, противоречия буддизма, жизнь, философию, психологию, ретрит, Таиланд, байки, характеры, семьи....и так далее. Так колбасит людей, вернувшихся из одного похода.

Жалею ли я об этом? НЕЕЕТ! ))
Счастлива ли я что попала на этот ретрит? ДААА! ))
Зачем я написала этот огромный текст? НЕ ЗНААЮ! ))
Самое сложное после ретрита? НЕ УБИВАТЬ КОМАРА!

Теперь то же самое в картинках, для самых, самых стойких читателей.
Люси решает последние дела перед отъездом.



К духовному развитию готовы!



Здравствуй, жилище.



Dipabhavan. Площадка для медитации в хотьбе.



Главный медитационный зал



Вид из него.



Здесь сидит монах, или тот, кто читает книгу вслух, или просто молча медитирует заглавный медитатор.



Это другой ретрит, но мы выглядели так же



Место для чаепития. Такие мешки выдают по приезде. Там одеяло, бутылка для воды, москитная сетка.





В Dipabhavan все очень экологично. Не тратится зря вода, бумага, свет. Здесь я протирала посуду.



Смотря посередине вот сюда. Там море.



Тан Хуберт из интернета ))



А вот и мы - дезертиииры! Выезжаем. Симулируем самопогружение.



Началось все с этого. Контакты.



На память. Мы правда думали что расстаемся навсегда прямо сейчас



Но не тут то было.



Воспоминания о йоге.



Пытаемся скопировать рожицы на очках



У кого-то и такое состояние после ретрита )



Ламаи



Воспоминания о медитации



Мы привыкли спать на жестком. Теперь можно прилечь везде.



Будьте счастливы и свободны от страданий. Так заканчивалось письмо с подтверждением о принятии на этот ретрит.
Ложки на самом деле не существует. Все только внутри нас, и мы можем все. Быть счастливыми точно можем.

UPD: Кто не понял про ложку ))))) тому вот подсказка http://www.youtube.com/watch?v=XvwTFS34H00

отчет, ретрит, медитация, dipabhavan, Самуи

Previous post Next post
Up