Священный Зуб Будды Шакьямуни

Dec 28, 2011 23:10

Ноябрь и декабрь запомнились в Мьянме не только политическими событиями и визитами всемирно известных зарубежных гостей. В это время в Мьянму из Китая ненадолго была доставлена реликвия - Священный Зуб Будды Шакьямуни, постоянное место хранения которой - храм Лингуан в Пекине. Реликивию привезли даже несмотря на приостановку строительства китайцами плотины на Иравади - как знак доброй воли и дружеского отношения китайцев к народам Мьянмы. Китайские новостные сайты подчеркивали, что «до наших дней во всем мире сохранилось всего два подлинных зуба Будды: один в пекинском храме Лингуан, другой - в Шри-Ланке». До этого святыня была здесь в 1955-56, 1994 и 1996-97 годах - нынешнее ее пребывание в стране стало четвертым.




Зуб Будды пробыл в Мьянме 48 дней: сначала на 16 дней он был помещен в пагоду Уппатасанти в Нейпьидо, затем 16 дней он находился в пагоде Каба Эи в Янгоне и завершающие 16 дней - в монастыре Маха Атула Вайян в Мандалае. Перевозили его в большом специальном золоченом ковчеге с максимальной торжественностью. В каждом месте пребывания его встречали пышными религиозными церемониями с участием высших официальных лиц, а по пути следования священного груза приветствовать его выходили толпы народа. Ковчег с реликвией двигался в сопровождении белых слонов и специального почетного караула.




В Янгоне церемонию встречи реликвии возглавили старший министр правительства провинции У Мьинт Све и посол Китая Ли Цзюньхуа. На протяжении 7-километрового пути от аэропорта Мингаладон до пагоды Каба Эи красочную процессию привествовали более 50 тысяч человек, а на улице Пагоды Каба Эи была сооружена специальная арка в честь этого события.




Выбор пагоды Каба Эи не случаен: рядом с ней находится большая искусственная гора, внутренность которой - полая и представляет собой большой зал для религиозных церемоний (его размеры - 67 х 43 метра). То есть, зал расположен в рукотворной пещере Маха Пасана - и это прямая отсылка к пещере Сатта Панни, где два с половиной тысячелетия назад проходил Первый буддистский собор. Пещера возле пагоды Каба Эи была построена по распоряжению премьер-министра Бирмы У Ну (весьма религиозного человека) для Шестого (тхеравадийского) буддистского собора, состоявшегося в 1954 году.

Все дни пребывания реликвии в пещере Маха Пасана около пагоды Каба Эи было много народа. Очередь растягивалась на несколько километров, и хвост ее загибался на улицу Парами. Люди приходили семьями, причем, женщин было значительно больше, чем мужчин.

Сначала они должны были пройти вдоль узкого тротуара улицы пагоды Каба Эи, а затем свернуть к самой пагоде. Здесь, в воротах пагоды, женщин и мужчин разделяли на два потока, и дальше они двигались сонаправленно, но отдельно. Всего было три кордона безопасности, где людей в специально оборудованных кабинках подвергали досмотру.Нельзя было иметь с собой любые сумки, бумажники и кошельки - в том числе самые маленькие. С собой не разрешалось брать никаких металлических предметов - в том числе, например, наручные часы и ключи. Было запрещено проносить с собой любые электронные устройства - прежде всего мобильные телефоны и камеры. Мужчинам нельзя было иметь брючный ремень с пряжкой. Никаких мест для хранения этих предметов не предусматривалось, но, в принципе, люди и так знали, что можно приносить с собой, а что нельзя. Мужчины, например, предпочитали приходить в традиционных мужских юбках - пасоу, а эти юбки наличие ремня не предусматривают. Некоторые женщины собирали свои железные предметы (типа ключей или железных заколок для волос) в пакетик и клали под ближайшее дерево, чтобы взять на обратном пути.

Точно так же поступали с обувью. У святыни люди должны были проходить только босиком, поэтому обувь нужно было снять и оставить за пределами пещеры. Поскольку у женщин сандалии отличаются гораздо большим разнообразием, чем традиционные мужские шлепки, женщины не боялись, что потом не найдут свою обувь в общей куче. Поэтому после третьего кордона безопасности они просто скидывали обувь и оставляли ее вдоль края людского потока, примечая для себя ориентир на обочине, по которому потом можно будет ее отыскать. Мужчины могли более цивилизованно сдать обувь в импровизированную камеру хранения и потом получить ее обратно по бирке.

Вообще, создавалось впечатление, что «идеология» этого досмотра была очень простой: лишить людей любых предметов, которые они могли бы кинуть в реликвию и которые могли бы нанести этой реликвии ущерб. В общем, все понимали, что люди бывают разные, а зуб Будды - это на самом деле святыня, которую надо охранять, поэтому нареканий к полиции ни у кого не возникало.

Отдельно нужно сказать еще вот о чем. От ворот пагоды и до пещеры Маха Пасана над медленно идущим людиским потоком были сооружены тенты для защиты от солнца. Периодически на пути людям бесплатно раздавали воду в пластиковых бутылках (выпить ее надо было до последнего кордона безопасности). Я понимаю, что таким образом компании, производящие воду, делали себе промоушн, попутно совершая благое дело. Тем не менее, нужно признать, что бесплатная вода для людей в этом месте была более чем кстати - кто бы какие ни преследовал цели при ее раздаче. Вдоль толпы стояли мальчики-добровольцы с медицинскими креслами-каталками. Они периодически сажали к себе пожилых людей - тем, кому трудно было идти весь путь к пещере - и подвозили их на несколько сотен метров вперед. И когда какую-нибудь бабушку доставляли на каталке к началу очереди, никто и не думал говорить ей, что «её здесь не стояло». Наоборот, ей помогали подняться, и совершенно незнакомые люди вели ее под руку дальше.

Было и еще одно техническое новшество. Вдоль движения толпы было установлено несколько больших экранов, на которых постоянно сменялись три плана: общий вид подиума с ковчегом, общий вид ковчега с остроносой золотой макушкой и собственно зуб Будды в специальной чаше в виде цветка лотоса за большим увеличительным стеклом, обрамленным золотой оправой с драгоценными камнями. То есть, таким ненавязчивым образом людям разъясняли, куда им надо смотреть, когда они наконец приблизятся к святыне - чтобы каждый смог не метаться взглядом по сторонам, а смотреть куда надо.

Женская очередь двигалась гораздо медленнее мужской в силу своей многочисленности, поэтому многие главы семейств ждали своих жен около кордонов безопасности, чтобы дальше идти, не упуская друг друга из вида.

Зал в пещере Маха Пасана был специально оборудован для демонстрирования реликвии. Люди заходили в задние двери, и сразу видели далеко перед собой подиум с золотым ковчегом. На него были направлены лучши прожекторов, поэтому сразу было ясно, куда надо смотреть. Люди тремя потоками шли по периметру зала, постепенно приближаясь к ковчегу. Первый, «внешний» и ближайший к ковчегу поток составляли монахи. Второй - мужчины. Третий - женщины. Потоки были разделены стойками с веревочными канатами.

Никто в толпе не торопил друг друга. Если кто-то, стоя перед реликвией, хотел коротко помолиться - толпа его просто огибала. Тем не менее, все замедляли ход, пытаясь разглядеть священный зуб Будды за увеличительным стеклом. Естественно, никто ничего не видел - с полутора-двух метров увидеть человеческий зуб (пусть и хорошо освещенный, и за линзой) довольно трудно. Тем не менее, все уже видели демонстрацию крупных планов на больших мониторах, и знали, что он - там.




А потом три потока приближались к боковому выходу из пещеры и сливались в один. Здесь у каждого был выбор - выйти наружу, или остаться в центре зала и провести тут какое-то время.

Большой зал, по периметру которого шли потоки людей, был устлан коврами и подготовлен к тому, что здесь будут сидеть люди. Спереди было специально огорожено место для монахов. А дальше каждый желающий мог провести тут какое-то время - помолиться, подумать о чем-то важном, или просто почувствовать себя в одном помещении с буддистской святыней. Целые семьи садились на ковры и сидели, глядя на золотой ковчег. Родители объясняли детям про зуб Будды, а старшие усердно молились. Никто никого не гнал и не торопил - в зале хватало места всем. Буддисты хорошо знают, где должны сидеть женщины, а где мужчины, поэтому каждый знал, какое место ему выбрать. Интересно, что те, кто сидел в задней части зала - как раз рядом с дверями, в которые в зал входили потоки людей - смотрели не на зуб Будды, а на толпу. В принципе, это - чисто мьянманская черта: сидеть на обочине дороги и смотреть, как мимо движется жизнь.

Это стремление просто побыть рядом со святыней для мьянманцев, на мой взгляд, куда важнее каких-то буддистских обрядов. Они семьями приходят в пагоды, приносят с собой тхамин-чжайны с едой и проводят там по полдня, разговаривая о жизни и рассказывая что-то детям. В Шведагоне таких людей особенно много. Просто побыть рядом со святыней для мьянманского буддиста - лучший курс психотерапии. После этого он чувствует себя посвежевшим, помолодевшим, а главное - обретает душевный комфорт и эмоциональное равновесие.

Именно поэтому люди и сидели в зале пещеры Маха Пасана, просто находясь в одном помещении со стоявшей в нескольких метрах впереди них буддистской святыней. Кто-то находился тут всего несколько минут, кто-то мог сидеть хоть весь день. Единственное, во что вмешивались одетые в парадные мьянманские рубашки люди - это не давали мирянам занять пространство, предназначенное для монахов. Или вежливо указывали монашкам, что им для молитвы положено другое место.

А после выхода из пещеры реальность опять менялась. Люди попадали в ряды торговцев постерами с изображением зуба Будды и буддистской литературой. Несмотря на то, что книги и картинки были посвящены серьезным предметам, продавцы зазывали к своей продукции так, как это делается на обычной ярмарке. Между прочим, именно на постерах они как раз и могли разглядеть то, ради чего они пришли, что в силу малых размеров просто не могли увидеть, но присутствие чего ощущали - зуб Будды. После этого люди отыскивали свою обувь и двигались на выход. Здесь им в последний раз предлагали пластиковые бутылки с бесплатной водой.

Эти люди выходили действительно просветленными. Никто им не мешал увидеть священную будистскую реликвию, и никто не препятствовал побыть с ней столько, сколько они считали нужным. Надо было видеть, с какими лицами после этого люди расходились по домам...

Отдельно нужно сказать о ВИПах. Те из них, кто хотел и кому было положено по должности - участвовали в церемонии встречи реликвии и ее транспортировки до пагоды Каба Эи. Для них потом было отведено специальное время, чтобы помолиться в зале пещеры Маха Пасана и побыть рядом с реликвией - перед тем, как пускать публику (на фотографии - как раз запечатлена ВИП-молитва).




Кто не успел или не смог принять участие в этой церемонии - могли приехать к реликвии в ночное время, когда поток людей прекращался. Точно так же могли приехать к реликвии и богатые бизнесмены - но при этом предполагалось, что они должны сделать существенные пожертвования пагоде Каба Эи.
Previous post Next post
Up