Мьянманских зэков учат медитировать и не замышлять плохое

May 19, 2010 00:33

В мьянманских тюрьмах - новое поветрие. Если раньше религиозная жизнь тюрьмы ограничивалась проповедями монахов, то сейчас желающие могут пройти курс медитации и углубленное изучение Дхаммы. Интересно, что на занятиях к заключенным присоединяются надзиратели и другой тюремный персонал.

Первый такой курс для 50 заключенных был организован в 2008 году в янгонской тюрьме Инсейн. За ним последовал второй курс - для несовершеннолетних осужденных. В 2009 году курсы медитации начались в тюрьме Тайявади (провинция Баго), а затем было проведено три курса в тюрьме Мандалая - том самом полукруглом здании, о принадлежности которого туристы обычно гадают, наблюдая закат на Мандалай-хилл.

Учителя для курсов медитации были предоставлены центром Дхамма Джоти, специализирующемся на медитации Випассана. В переводе с древнего языка Пали слово «Випассана» означает «видеть реальность такой, какая она есть». Сообщается, что этот способ медитации активно внедрялся на территории нынешней Мьянмы великим учителем Сайячжи У Ба Кхин (1899-1971). Он имеет индийскую первооснову, и его история насчитывает более 2500 лет, хотя в Индии он считается давно утраченным.

Внедрение Випассаны в тюрьмах курирует сам Сатья Нараян Гоенка, с именем которого связывают современное понимание Випассаны. В Интернете можно найти информацию о том, что на 10-дневных курсах Випассаны по Гоенке практикующие обучаются медитации наблюдения за ощущениями дыхания в районе ноздрей и верхней губы («анапана»), беспристрастному наблюдению за ощущениями в теле (собственно «випассана») и развитию доброжелательности (метта). А доброжелательность - это именно то, что не помешало бы привить людям, осужденным за тяжкие преступления.

По словам учителей, тюрьма и медитация чем-то похожи. И тюрьма, и медитация - это избавление человека от его ошибок и мучений. Только тюрьма - это физическое искупление, а медитация - искупление душевное. Именно поэтому Випассана так гармонично вписалась в тюремную жизнь. По словам Гоенка Чжи, наличие в тюрьме курсов по медитации «должно стать великим примером для всего мира, демонстрирующим то, как должна быть устроена тюремная жизнь». Ему вторит глава Департамента тюрем У Зо Вин, который считает, что медитация позволит осужденным лучше понять себя и сделает их помыслы мирными.

У Тейн Аунг, учитель первых курсов в тюрьме Инсейн, указывает на то, что Дхамма представляет из себя универсальную истину, и она подходит для любого человека, независимо от его прошлого. Тюрьма для осужденных стала результатом их неуемных желаний, самообмана и предубеждений. Люди совершают преступления, когда они не в состоянии усмирить свой гнев, ненависть, похоть или враждебность. Если эти чувства взяли верх в человеке - он идет и творит злые дела, причиняя вред или даже убивая.

Вот почему, по словам учителя, необходимо внимательно отслеживать собственные желания и мысли, контролировать слова и поступки, которые могут привести к плохим последствиям. Люди совершают преступления, когда они не могут контролировать свои чувства и сначала делают, а потом думают. Медитация дает им мудрость и спокойствие в понимании мира и умение не поддаваться минутным вспышкам страстей и чувств.

По данным центра Дхамма Джоти, 84 заключенных, прошедших курс медитации, уже вышли на свободу. В центре уверены, что после полученного в тюрьме уникального опыта медитации, за решетку они больше не вернутся и будут распространять учение Дхаммы среди своих друзей.
Previous post Next post
Up