«А надо знать, что нет дела, коего устройство было бы труднее, ведение опаснее, а успех сомнительнее, нежели замена старых порядков новыми..»
Часть шестая. «Нерв армии»
Свершилось:
«МОСКВА, 14 июля- РИА Новости. Минобороны РФ к 2015 году планирует перейти к сетецентрическому принципу управления войсками, снабдив армию новейшими системами связи и управления, объединенными в единое информационное пространство, сообщил в среду журналистам начальник Генштаба Вооруженных сил РФ генерал армии Николай Макаров.»
Полностью здесь:
http://www.rian.ru/defense_safety/20100714/254721404.html Ну что ж. Говорить красивые слова, не понимая их смысла - прерогатива очень больших армейских начальников.
Поэтому - коротко о центрическом и сетецентрическом принципе управления войсками.
Любой армейский командир в существующей иерархии Вооруженных Сил четко знает, что он и подчиненные ему силы и средства являются элементами сложной управленческой конструкции, напоминающей столь любезную сердцу нашего Министра обороны пирамиду. Или, говоря другими словами, - командир любого уровня (и его штаб) являются звеном пресловутой вертикали власти.
Казалось бы, причем здесь какая-то сеть?
Существует закон зависимости способов управления от имеющихся средств управления. Смысл его заключается в том, что какие средства управления мы имеем - так и управляем.
Штаб любого уровня для связи с вышестоящим командиром и подчиненными войсками имеет СРЕДСТВА УПРАВЛЕНИЯ, к коим на современном этапе относятся тропосферные (космические) средства, радиосредства КВ и УКВ диапазона, радиорелейные средства, а также проводные средства связи. Эти четыре вида связи являются основными. Все они (за исключением космических) являются аналоговыми и обладают достаточно низкой пропускной способностью. (Про махание желтыми и красными флажками, «три зеленых свистка», связь посыльными и фельдъегерями, а также громким командирским голосом - мы пока говорить не будем.)
Для организации работы всевозможных коммутаторов, радио и радиорелейных станций, каналообразующих, уплотняющих, шифрующих, электроснабжающих и прочих станций и машин подразделений связи при соответствующих пунктах управления развертываются узлы связи.
Узлы связи, в свою очередь, связываются между собой каналами связи. Вместе они образуют систему связи - одну из главных основ надежного управления войсками. Эта система в свою очередь является подсистемой общей системы управления войсками.
Помимо общевойсковых подчиненных и начальства, каждый пункт управления для поддержания взаимодействия должен иметь связь с разведкой, с авиаций, артиллерией, ПВО, и протчая и протчая и протчая. Так что система связи получается весьма разветвленной.
Практика показывает, что для развертывания по полной схеме системы связи оперативного звена (бригада - армия - округ), средств связи, имеющихся по штату, не хватает. Поэтому, военные для своих нужд часть каналов арендуют у гражданских организаций, имеющих свои системы связи, расположенные в районе военных действий. Как правило, стационарные.
При таком способе управления вся информация стекается на те пункты управления (центры), для которых она предназначена. Причем идет она только по тем каналам связи, которые подключены к строго определенным пунктам управления (узлам связи). На пунктах управления (центрах) информация обрабатывается и по ней принимаются решения. В дальнейшем эти решения из соответствующих «центров» выдаются в виде боевых приказов и распоряжений только тем войскам (подчиненным), которые связаны каналами связи с соответствующими «центрами». При этом связь соседних общевойсковых соединений и частей осуществляется, как правило, не «напрямую», а в обход - через узел связи («центр») их общего командира.
Поэтому такая система называется централизованной.
В точном соответствии с законом управления, имея в Российской армии устаревшие средства управления (по большинству - аналоговые) и вообще не имея средств автоматизации работы с графической информацией, мы можем применить только централизованный способ управления войсками.
Система управления при таком способе управления достаточно уязвима. При выходе из строя пункта управления, или его узла связи («центра») нарушается управление сразу всеми подключенными к этому узлу подразделениями. Тем не менее, в ходе операции выход из строя части средств связи могла бы быть компенсирована восполнением некомплекта из заранее созданного резерва средств связи. А выход из строя (уничтожение противником) всего пункта управления (начиная с дивизионного и выше) могла бы компенсироваться включением в работу развернутых запасных (резервных) пунктов управления.
Однако, в результате сокращения штатов оперативного (боевого) состава органов управления, а также ликвидации запасных пунктов управления в «новом облике» о таких способах восстановления управления в современных условиях можно забыть.
Применить же сетецентрический способ управления возможно лишь при значительном (в сотни и тысячи раз) увеличении пропускной способности каналов связи, а также достижении очень высокой степени автоматизации обработки информации на пунктах управления. При этом информация может распространяться в системе связи с такой скоростью и в таких объемах, что любую необходимую информацию с любого из пунктов управления (при наличии соответствующего уровня допуска) можно получить на любом другом пункте управления очень быстро и практически по любым каналам связи.
При этом выход из строя части прежних «центров» информации уже не является критическим для войск. Всю необходимую информацию к моменту выхода их из строя войска уже получат и сохранят у себя в автоматизированном режиме. Или могут получить с других «центров».
Но для перехода на сетецентрический принцип управления войсками необходимо решение триединой задачи:
1. Создание, производство и поставка в войска автоматизированных комплексов полевых пунктов управления всех уровней (аппаратных средств и специализированного программного обеспечения для обработки данных, командно-штабных и штабных машин оснащенных этими средствами), а также средств разведки и поражения, совместимых с ними.
2. Создание, производство и поставка в войска совместимых с автоматизированными ПУ, средствами разведки и поражения цифровых комплексов средств связи с возможностью передачи больших объемов информации с высокой скоростью.
3. Обучение командиров всех уровней, а также офицеров органов управления и личного состава работе с этими комплексами.
Напомню, что внедрение всего вышеперечисленного - всего лишь средство для достижения главной цели - ускорения обработки информации для сокращения цикла боевого управления. Если мы обрабатываем и передаем информации больше и быстрее противника - получаем преимущество над ним.
Однако, информация - информации рознь. Как уже говорилось - для командира любого уровня наиболее ценна графическая информация. То есть карта обстановки (в соответствующем масштабе) на которой отображены «три кита»:
- положение противника и вероятный характер его действий;
- положение своих войск;
- задача, поставленная командиру старшим начальником (включая объекты и цели для огневого поражения противника).
Каким образом графическая информация такого рода обрабатывается и передается в настоящее время (при «централизованном» способе управления) - подробно рассказано в предыдущих частях статьи.
Для безусловной реализации концепции сетецентрического управления (т.е ускорения процесса сбора, обработки и передачи информации) компьютерная система обработки информации (в первую очередь графической) должна отвечать следующим требованиям:
1. Графическая информация должна отображаться на электронной карте. (Не на сканированной и вставленной в какой-нибудь «корел-дро» бумажной топооснове, а на полноценной многослойной электронной геоинформационной системе. Кстати, - без возможности изменения ее топографических элементов командирами и операторами).
2. Графическая информация об обстановке должна наносится со скоростью и точностью не менее, чем при работе «вручную» на обычной карте. Иначе - теряется смысл внедрения всех компьютерных «прибамбасов».
3. Объем обрабатываемого файла обстановки (без топоосновы), посылаемый «в сеть» не должен превышать объема текстового документа, ранее текстуализировавшего эту графическую информацию (боевое распоряжение, оперативная директива).
4. При обработке файла графической информации на пункте управления должен быть реализован «многопользовательский» доступ к нему. Что бы наносить обстановку могли сразу несколько операторов.
5. Файл обстановки должен легко «ложиться» на электронную топографическую основу различных масштабов и различных форматов электронных карт. При этом, условные знаки должны максимально быстро и максимально корректно уменьшаться (увеличиваться) пропорционально масштабу используемой топоосновы с сохранением точности привязки их к местности. Помните про самую неблагодарную работу оператора-направленца?
6. Файл обстановки должен иметь возможность быстрого включения в себя других документов в виде таблиц, надписей, фотоснимков и др., с возможностью их совместной передачи по каналам связи.
7. Файл обстановки должен содержать в себе несколько слоев с разграничением прав пользователей по их просмотру и редактированию.
8. Электронная версия карты с файлами обстановки должна иметь возможность отображения в автоматизированном режиме положения объектов, оснащенных системой привязки к спутниковым системам навигации (ГЛОНАСС).
9. Объекты, отображаемые на электронной карте должны обладать возможностью привязки к соответствующим системам управления базами данных с возможностью обращения к ним из окна программы в реальном масштабе времени.
10. Система должна поддерживать возможность математического моделирования боевых действий по принципу сравнения боевых потенциалов войск сторон.
11. Система должна иметь возможность работы как в режиме «серверной привязки» так и «безсерверной» работы в локальной сети, а так же в режиме атономной работы - т.е. без подключения к сети.
12. Система должна быть проста и надежна в работе как автомат Калашникова, а интерфейс программы - должен позволять обучение оператора в течении нескольких часов.
Всем, кто прочитал (а главное - осознал) все пункты требований к системе обработки графической информации - мое огромное спасибо!
Надеюсь, что я убедил читателей в предыдущих частях статьи, что наиболее узким местом в процессе обработки информации является обработка именно графики. То есть обстановки на картах. Поэтому, без создания вышеописанной аппаратно-программной системы обработки графической информации все усилия по созданию даже очень дорогостоящих и быстродействующих систем связи не приведут к желаемому результату - сокращению цикла боевого управления.
Здесь следует понять простую вещь: суть автоматизации процесса управления войсками заключается не только и не столько в оснащении войск цифровыми средствами связи, и уж, тем более не в показе президенту красивой «картинки» на экране пусть даже очень большого и дорого жидкокристаллического монитора.
Автоматизация заключается в сокращении времени на обработку информации (в первую очередь графической) за счет выполнения машинами тех работ, которые и по сей день в наших штабах выполняются офицерами вручную фломастерами на бумажных картах!!!
Что сделано в плане реализации указанной выше триединой задачи, а также насколько созданные в России аппаратно-программные комплексы автоматизированных систем управления сухопутными войсками отвечают вышеизложенным требованиям, я постараюсь рассказать в следующей части статьи.
Продолжение следует