Про военное искусство

Apr 22, 2013 21:59


«Изобретать вечный двигатель людей побуждает
жажда бессмертия и недостатки образования.»
Генерал Шебаршин
ОХОТА ПУЩЕ НЕВОЛИ
(Часть 2)
Концентрация, или «Здесь Вам не тут!»
Подготовка и ведение боя (сражения, операции, войны) является одной из древнейших (да простят меня журналисты!) видов деятельности человека.
       Со временем, усложнение простой функции социума, которая возникла из социальной потребности этого социума в защите от внешних угроз, или из его же потребности в нейтрализации внешних угроз посредством превентивного нападения и физического уничтожения носителей этих угроз (это уж кому как нравится), привело, в результате своего развития, к появлению общественно-политических институтов под названием «Вооруженные силы» и «Оборонно-промышленный комплекс».
       Другими словами: за время, прошедшее с тех пор, когда основой достижения успеха в битве с чужим племенем являлась сила удара, а также тяжесть и прочность дубины (или  иного предмета материально-технической культуры), которые обрушивались на черепушки врагов, в экономическом, социальном и политическом развитии общества произошли некоторые изменения, усложнившие процессы подготовки и ведения войны. Вследствие произошедших усложнений, процесс управления этим видом человеческой деятельности превратилось из простейшей (хотя и приоритетной!) функции вождей, в специфическое военное искусство.
      И постижение, а также применение на практике этого искусства - есть достаточно сложный, материально и темпорально затратный процесс.
       Поэтому, данным искусством в настоящее время занимаются специально выделенные социумом люди. И занимаются этим на профессиональной основе. Как правило, на протяжении всей своей сознательной жизни.
      В процессе своего общественного развития люди заметили, что в ряде случаев добиться достижения  цели, с которой не справляется отдельно взятый член социума, возможно совокупными усилиями группы членов.
      Применительно к способам защиты от внешнего противника, это означало, что бить врага толпой намного более эффективно, нежели бросаться на него поодиночке. Также было замечено, что:
      1. При прочих равных, - чем больше толпа людей, вооруженных кривыми (или прямыми) острыми железками, действующая против такой же толпы (с такими же средствами ведения боевых действий) - тем больше шансов на успех.
      2. Как в классическом случае с Марксовым производством швейных иголок - грамотное распределение ролей среди вооруженной толпы - есть средство, до некоторой степени нивелирующее численное преимущество противоборствующей (но хуже организованной) военной силы.
      3. Своевременное сосредоточение своих усилий - есть пункт, зачастую решающий успех битвы.
      Таким образом, в развитии военного дела возникли три парадигмы, которые на протяжении веков являлись квинтессенцией военного искусства:
      «Бог всегда на стороне больших батальонов», «Не числом, а уменьем», а также «Концентрация в нужном месте в нужное время».
Именно для реализации этих парадигм и требуются специалисты по УПРАВЛЕНИЮ процессами ведения войны. Проще говоря - офицеры.
        В ходе своей подготовки к действиям по прямому предназначению  эти специалисты изучают историю войн, и способы применения различных смертоубийственных штук, пришедших на смену каменному топору, копью, мечу и прочим заостренным железякам. Напомню, что основное и главное предназначение всех этих приятных глазу и руке вещей - как можно эффективнее отправить на тот свет как можно больше врагов в как можно более короткий срок.
        Кроме того, офицерами изучаются всевозможные условия достижения победы в различных ситуациях, способы комплектования и организацию войск, исследуются средства, применяемые в бою и операции, и еще терабайты информации о различных вещах, имеющих отношение к профессии под названием «Родину защищать».
         Но!
        Основным и главным в подготовке таких специалистов были и остаются три вышеизложенные парадигмы. По сути, все управление войсками можно свести к реализации на практике этих трех основополагающих принципов - остальное вторично.
         Вот только степень их влияния на ход и исход боя, сражения, операции (в том числе - стратегической) - различный. Именно поэтому все военное искусство и разделяется на три составные части: Тактика, Оперативное искусство и Стратегия.
         В тактике преобладает принцип «Не числом, а уменьем». В силу широчайшего разнообразия приемов и способов вооруженной борьбы в низовом (тактическом) звене, выработанными огромным числом участников огромного числа боев на протяжении всей истории человечества, и продолжающими вырабатываться современными нам участниками боевых действий, этот принцип наиболее эффективно используется всеми тактическими формированиями от регулярных войск, разных стран до иррегулярных формирований всевозможных ребелов.
         Посудите сами: грамотно организованная классическая танковая засада силами в один-два танка с обученными экипажами и с мотострелковым отделением в придачу, может при определенных условиях успешно противостоять наступлению танковой роты с мотострелковым взводом. При соотношении 5:1 и более в пользу противника.
         Известны случаи, когда один-единственный пулеметный расчет, противотанковое орудие или все тот же танк успешно(!) сдерживали наступление сил противника, превосходящие их в несколько десятков(!) раз.
          Но это всего лишь отдельные эпизоды. Те самые исключения, которые подтверждают общие правила. Но для общего фона тактических действий более характерно всего лишь четкое и своевременное выполнения обоснованной и соответствующей обстановке боевой задачи, поставленной подразделению (воинской части).
          Например, при  соотношении 1:3.
          Батальон удержал район обороны при наступлении на него противника численностью до бригады? Комбат - представление к ордену, раненых - в госпиталь, погибшим - вечная слава. Все.
          Никто не вправе ждать успешного выполнения наступательной боевой задачи от командира полка, если общее соотношение сил и средств наступающих и обороняющихся, ну, скажем, 1:1,5.И к тому же, противник занимает участок обороны, подготовленный в инженерном отношении. Не выполнит полк поставленную задачу в назначенный срок. Ну, расстреляете вы командира полка.
           И?
          (Как вариант): Полк задачу все же выполнит (чего только на войне не бывает!) но при этом потери в боевых подразделениях достигнут 90-95%. Этот полк даже перейти к обороне на достигнутом рубеже не сможет! Противник подтянет резервы, проведет контратку и восстановит утраченное положение.
         Что дальше?
          Именно поэтому меня всегда настораживают заявления наших доблестных военных типа:
          «Мой полк способен выполнить любую(!) поставленную задачу!»
          Или: «Да мы сейчас этот Грозный… да одним десантным полком!….»
         Ага. Счас!
         Вывод: тактика - есть умение применять то что есть в тех условиях, которые есть, максимально эффективным для данных условий способом. С сохранением боеспособности выполняющей задачи подразделения (воинской части). Не менее, но и не более того.

В отличии от тактики, оперативное искусство, как составляющая военного искусства оперирует понятиями более объемными и многогранными. Минимальная единица при планировании операций в оперативном звене управления - как правило, - соединение (дивизия, бригада).  В обороне основная головная боль командующего армией - это сосредоточить наиболее мощную группировку войск на направлении, на котором будет нанесен главный удар противника. И «угадать» главный удар супостата - это половина успеха операции. Вторая половина успеха - это удержаться на данном участке, не дать противнику прорвать тактическую зону обороны и выйти на оперативный простор.
           При подготовке наступательной операции основная задача командарма- выбрать наиболее слабое место в обороне противника и сосредоточить против него наиболее мощную группировку наступающих войск. Естественно, обеспечив эту группировку всем необходимым для наступления!
           И если командир полка (или бригады), как правило, обязан наступать во всей назначенной ему полосе, (и уничтожить в этой полосе все что дышит и движется), то оперативный уровень уже позволяет не уничтожать, а разгромить противостоящую группировку противника. Принципиальная разница, между прочим!
           При этом соотношение сил и средств между наступающими и обороняющимися во всей полосе оперативного объединения может и не соответствовать классическому 3:1!
           Как?
           А вот так.
          Смотрите схему.
Примечание для господ из "Глобальной Авантюры", Д. Мокрушина и других интернет-экспертов:
Поясняю: данная схема не тактическая. Для плохо владеющих русским языком: It is not tactical scheme! Она не отражает ни способов подготовки и ведения операций, ни реальных боевых (оперативных) составов объединений, соединений и воинских частей ВС РФ, войск НАТО и т.д., и приводится только для пояснения принципа сосредоточения усилий на главном направлении.


Предположим, что Вы - командующий армией («Красные»). Против Вас и Вашей армии стоит в обороне вражеский корпус («Синие»). Правда, в данной схеме он обозначен знаками и цветом, которые для НАТО являются «своими», но, полагаю, уважаемые читатели простят мне столь вольную трактовку стандарта АРР-6А.
         Боевые составы формирований примерно одинаковы:  у нас три дивизии (по три полка в каждой) и у «них» три дивизии (по три бригады в каждой). Условно будем считать, что количество батальонов в бригаде и полку также равняется координационному числу «3».           Боевой потенциал - одинаковый. Потери к моменту начала событий примерно соответствуют степени «боеспособны» у всех подразделений, частей и соединений, как наших войск, так и противника.
          Соотношение, как видим, сложилось вполне себе нейтральное 1:1.
          В текущей конфигурации (оперативном построении) ни мы, ни противник наступать не можем. Ибо, как показывает тактическая практика, вероятность успеха наступления при соотношении 1:1 близка к нулю. Сидим себе в обороне, покуривая бамбук, и изредка перестреливаемся в рамках лимита боеприпасов, выделенных нам для ведения «беспокоящего» огня.
         Кстати. Правильное название такого способа траты  боеприпасов - «Ведение огня на изнурение».
         И вот командарму, (то есть Вам) вышестоящий штаб ставит боевую задачу на проведение наступательной операции с целью разгрома (заметьте, - отнюдь не уничтожения!) противостоящей группировки войск противника. И усиливает вверенную Вам армию всего одной(!) мотострелковой дивизией.
        Посчитав соотношение сил и средств во всей полосе армии, Вы получаете не вожделенные 1:3 (как минимум, необходимый для выполнения задачи в тактическом звене), а всего лишь 1:1,333 в периоде в Вашу пользу.
        Что делать?

Продолжение следует

Начальник Генерального штаба, генералы, Управление, НГШ, Армия, Реформа, ГШ, АСУВ

Previous post Next post
Up