НЕДЕТСКИЕ ИГРЫ
(Часть 2. Окончание)
Решения завтрашнего дня
Сегодняшний прорыв наших отечественных компаний в создании ЕВПБ не является в мировой практике чем-то уникальным. В компьютерных играх, которые наверняка известны читателям, уже давно используется этот принцип.
А в стане наших «наиболее вероятных друзей» тренажерные комплексы для тренировки совместных действий военнослужащих в составе экипажей и подразделения применяются уже давно и серьезно.
Теперь и руководству Российских Вооруженных сил, предстоит серьезно проанализировать возможности, которые могут и должны быть использованы в подготовке войск, в связи с массовым внедрением тактических тренажеров, работающих на этом принципе. А то, что внедрение таких тренажеров должно начинаться уже сейчас - у автора нет никаких сомнений.
Объективности ради стоит сказать, что такие компании, как «Логос» и «Русбитех» являющиеся конкурентами «ТРАНЗАСа» в этом сегменте рынка, тоже принимали участие в работе ТВМ-2012 и также представили на выставке свои тренажерные комплексы - в том числе и групповые. Но о них - в следующей статье.
Кстати, в области разработки тактических тренажеров у нас в стране сложилась ситуация очень не типичная для традиционно монополизированного российского рынка продукции военного назначения.
Наличие сразу нескольких отечественных производителей, которые имеют опыт создания подобных тренажеров, является хорошим стимулом для их совершенствования, а также необходимым условием для по-настоящему конкурентного и честного отбора перед принятием на вооружение действительно лучших образцов.
Выгоды от использования тренажеров построенных на принципе ЕВПБ очевидны:
1. Совершенствование подготовки командного состава звена «отделение-взвод-рота-батальон» при управлении подразделениями в бою, а также повышение уровня боевого мастерства отдельных военнослужащих, экипажей и подразделения в целом в условиях противодействия противника (без расхода реальных моторесурсов и боеприпасов).
2. Возможность отработки групповых упражнений и различных элементов тактической подготовки без выхода в поле.
3. Возможность отработки групповых тактических нормативов и огневых задач в составе подразделения без расхода боеприпасов.
Но не только.
По сути, в программном обеспечении таких тренажеров уже сейчас заложены и реализованы алгоритмы, а также создана база данных для полноценного моделирования боевых действий. То есть, бой может происходить не только между частью программы, имитирующей действия противника и людьми (или людей друг с другом, посредством программы), но и двух частей программы между собой (естественно, по решениям, заданным людьми!).
Что это может дать в перспективе?
На основе таких технологий может быть создан объективный инструмент для сравнительной оценки решений, принятых командирами различных уровней тактического звена.
Например: несколько командиров подразделений приняли различные решения исходя из оценки одной и той же тактической обстановки. Проведя в системе «Комбат» моделирование боя по каждому варианту (даже без привлечения экипажей) и задав соответствующие критерии оценки, можно будет определенно сказать, чье решение было более эффективным.
Но это то, что, называется, «лежит на поверхности», так как данный сравнительный анализ возможен только при соблюдении определенных условий.
Танки, пушки, пулеметы, корабли и самолеты.
В использовании математических моделей боя в системах групповых тактических тренажеров есть один сложный момент.
Суть его вот в чем.
Любая военная структура представляет собой жесткую иерархию, в которой каждому уровню управления, с одной стороны, - принадлежат определенные права в использовании подчиненных сил и средств, а с другой стороны - возложена определенная доля ответственности за ход и исход боя. При этом уровень компетенции в применении тех или иных средств вооруженной борьбы, а также ответственность за их «использование по назначению», жестко определен Боевым уставом.
К примеру, командир батальона может вызвать огонь поддерживающего артиллерийского дивизиона только в рамках отведенного ему лимита боеприпасов, а также в то время, когда данный дивизион не выполняет задачи по плану командира бригады. Командир бригады в свою очередь может вызвать на поддержку своих подразделений боевые вертолеты в границах установленного лимита, а вот удар оперативно-тактическими ракетами, хотя и может наноситься по объекту в полосе действий бригады, но уже находится в компетенции командующего армией и т.д.
В соответствии с разграничением полномочий, каждый командир на своем уровне пытается использовать имеющиеся у него средства максимально эффективно. А если средств не хватает, то просит старшего начальника «подбросить огоньку».
А теперь рассмотрим, как можно достичь максимально достоверного уровня моделирования боевых действий, к примеру, батальона в обороне, если действовать с учетом вышеописанного «разграничения прав доступа».
Предположим, что один командир батальона принял оптимальное в данной ситуации решение. Но, при этом, уровень решений его подчиненных (командиров рот, взводов, и отделений), скажем так, оставляет желать лучшего. Где-то не замаскировались, где-то не создали запасные позиции. За всем не усмотришь.
Как результат - хорошая идея (как это у нас частенько бывает) была загублена исполнителями. Только невероятные усилия могут спасти такой батальон от разгрома.
А другой комбат решение принял «средненькое». Зато его подчиненные оказались все, как на подбор - будущие Рокоссовские. Уровень их тактических замыслов настолько высок, что даже вполне «серенькое» решение командира батальона обеспечивает в итоге достойное выполнение боевой задачи. Поскольку нижестоящие командиры будут стремиться компенсировать недостаток сил и средств разнообразием и эффективностью тактических приемов.
Как это повлияет на результаты моделирования боя?
Если исходными данными для такого моделирования будут являться только решения двух комбатов (с предоставлением машине права «расставить» силы и средства подчиненных комбату командиров) - то никак. Решение комбата-1 будет, безусловно, признано лучшим. А вот если в качестве исходных данных принимать решения всей «вертикали власти» - то результат может быть абсолютно противоположным.
Поэтому оптимальным с точки зрения достоверности, будет только такой вариант моделирования боя, который будет учитывать результаты принятия решений НА ВСЕХ уровнях управления в батальоне. А также действий реальных должностных лиц в ходе управления ими своими подразделениями непосредственно в ходе боя. Ну нельзя, например, предсказать заранее, или смоделировать запросы каждого командира роты на вызов артиллерийского огня поддерживающей батареи по всем неплановым целям, выявленным непосредственно в ходе боя.
Далее. Сравнительный анализ результатов моделирования двух решений, принятых по одной исходной обстановке будет более-менее корректен лишь при условии, что «противник» в обоих вариантах будет действовать по одному «сценарию». А это вряд ли возможно, так как, такое шаблонное поведение противника - означает, что командир супостата слепой, глухой и к тому же дурак. Чего мы от него вряд ли дождемся.
Реальный (а не виртуальный) противник будет вести разведку, а следовательно - применять свои силы и средства и использовать тактические приемы наиболее отвечающие достижению его целей и соответствующие обстановки. Одним из элементов которой будут решения наших комбатов. То есть, реальный противник будет принимать свое решение с учетом решений, которые приняли наши комбаты. В обороне такой вариант для нас наиболее неприятен, но и наиболее реален.
Кроме того, наш батальон, за редким исключением, будет действовать в составе бригады. И действия соседей, предпринятые ими, в том числе в инициативном порядке (например, из опасения за свои фланги), тоже необходимо будет учитывать. А кто будет принимать решения «за того парня»?
Сама моделирующая система?
То же касается межвидового (межродового) взаимодействия. Например, в комплексе тренажеров, установленных в 5 омсбр, применение боевых вертолетов может быть виртуализировано и учтено только с места руководителя занятия. Но уже сейчас в требованиях к проведению учений от ротного и выше есть пункт, предписывающий реальное (а не виртуальное!) применение в таких учениях боевых вертолетов. Таким образом, встает вопрос о включении в систему тренажеров «Комбат» тренажеров боевых вертолетов. А в перспективе - и других боевых средств различных родов войск (служб).
И еще о человеческом факторе и совершенствовании системы моделирования боевых действий.
Опыта применения групповых тактических тренажеров у нашей армии пока практически нет никакого, но с уверенностью можно сказать, что при реализации решений (то есть математическом моделировании боевых действий на основе таких решений) вскоре будет достаточно очевидным один не очень приятный разработчикам и военным факт:
Результаты реализации одного и того же решения полностью смоделированного средствами виртуального пространства без участия людей будет разительно отличаться от результата реализации этого же решения в ходе которого за одну из сторон будут играть живые люди. И третий результат будет получен, если люди будут принимать участие в игре с обеих сторон. Редчайшие совпадения результатов будут только подтверждать общее правило.
Резюмируем: математическое моделирование боя - не есть самоцель при создании и тренажерных и боевых систем управления. Не стоит гоняться за химерой машины, которая была бы способна вырабатывать решения вместо человека, оставляя ему всего лишь возможность выбора одного из нескольких вариантов ведения боя!
Важно добиться повышения качества принятия решений самими командирами! Это цель.
Достижение которой повысит вероятность победы, как в виртуальном, так и реальном бою.
А тренажерные комплексы вообще и математическое моделирование в частности - всего лишь средства ее достижения.
Форсирование водной преграды вдоль.
Но, предположим, что все необходимые факторы, необходимые для моделирования боевых действий будут в конечном итоге учтены.
С учетом этого, групповые тактические тренажеры могут быть использованы не только для проведения розыгрышей отдельных решений и боевых эпизодов. Их применение при проведении компьютерных вариантов уже не просто тактических занятий, а целых этапов учений различного уровня (РТУ, БТУ, БрТУ), на первый взгляд, кажется очевидным.
«Подводным камнем» на пути полного интегрирования систем подобного рода в боевую и командирскую подготовку современных общевойсковых соединений и воинских частей является несоответствие программных компонентов тренажерных комплексов и тех программных продуктов, которые используются (или планируются к использованию) в перспективных АСУВ тактического звена.
Да-да! В той самой Единой системе управления тактического звена (ЕСУ ТЗ), инструментарий, применяемый для отображения тактической обстановки, пока никак не состыкован с программным обеспечением, которое используется для отображения объектов в системе тренажеров «Комбат».
Комплекс, стоимостью 87 миллионов рублей, смонтирован в Алабино в рамках создания ЕСУ ТЗ. То есть ТРАНЗАС выступает в этой работе соисполнителем. Но, для того, что бы тактическая обстановка решения, принятого, например, командиром роты с использованием средств ЕСУ ТЗ была обработана тренажером - необходимо переносить ее с компьютера одной системы на компьютеры другой.
Переводя взгляд с экрана на экран.
Ручками.
Полагаю, что самих обучаемых такой способ ввода в тренажерную систему принятых ими решений обрадует мало.
Кстати, также полагаю, что очень скоро командиры в 5 омсбр поймут, что любая тактическая обстановка, над созданием которой они, используя программное обеспечение ЕСУ ТЗ, трудились несколько часов, наносится с применением программного обеспечения комплекса «Комбат» всего за несколько минут.
Но это, что называется, «полбеды».
В конце концов, время такого переноса не займет слишком много времени, благодаря разработанному специалистами «ТРАНЗАСА» способу быстрого отображения тактической обстановки (так называемые «умные знаки» ТМ).
И не так уж сложно на время занятия снять с боевых машин ЕСУ ТЗ терминалы и планшетные компьютеры и установить их в кабинах тренажеров - благо места там много. Объединив их в простенькую локальную сеть, мы можем получить тренажер не просто роты, вооруженной танками, или БМП, а комплекс для тренировки в управлении подразделением, оснащенным автоматизированной системой управления!
Но и тут не все хорошо. Как быть, например, с обменом информацией в ходе боя? Имеются в виду изменения в обстановке, которые, безусловно, будут возникать в ходе «игры». В том числе - информация об изменении положения объектов, оснащенных средствами глобального позиционирования. Как они будут передаваться от обучаемого к обучаемому?
Реальных средств на поле боя у нас нет. А система отображения динамических данных о положении объектов, предусмотренная в «Комбате», если даже и сможет передать такие данные в систему ЕСУ ТЗ, то вряд ли они будут отображаться на терминалах соответствующих должностных лиц. Это к вопросу о воспроизведении реальной ситуационной осведомленности в ходе виртуального боя.
Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:
1. Использование систем групповых тактических тренажеров, безусловно, актуально для подготовки подразделений, не оснащенных средствами АСУВ тактического назначения. Их применение в практике боевой подготовки, конечно же, оправдано и послужит повышению навыков отдельных бойцов и улучшению слаженности подразделений, а также существенно повысит мастерство командиров тактического уровня при управлении подразделениями в бою.
2. Тем не менее, для полноценной работы в соединениях, имеющих, или спланированных к оснащению АСУВ, такие тренажерные системы должны иметь программное обеспечение, полностью совместимое по протоколам передачи данных, форматам их отображения и интерфейсам пользователя.
В идеальном случае, программное обеспечение, применяемое в АСУВ для боевого управления и в системе комплексных тренажеров для тренировки такого управления должно быть одинаковое!
Использование единого программного обеспечения позволит решать следующие задачи:
1. Подготовка отдельных военнослужащих и подразделений с использованием тренажерных средств. Ключевым вопросом здесь является максимально близкое по уровню интерфейсов отображение функций боевых систем (танков, БМП и т.д), а также боевых средств управления (АСУВ), которые командиры будут использовать при подготовке и входе реального боя.
2. Применение моделирующих средств программного обеспечения тренажеров для обучения командиров всех степеней принятию обоснованных и высокоэффективных решений. При этом критерием «качества» таких решений является сравнительный анализ результатов моделирования различных вариантов этих решений.
3. Применение единого ПО, (то есть того же самого, которое было использовано при обучении) в боевых управляющих системах при подготовке боя (оценка обстановки, выработка решения, постановка боевых задач, планирование боя). В том числе - моделирующих компонентов программы, которые должны быть использованы для проверки избранных вариантов решений и поиска наиболее эффективного из них.
4. Применение все того же единого ПО для сбора текущей информации и управления подразделениями непосредственно в бою.
Такой подход к дальнейшему совершенствованию тренажерных комплексов и автоматизированных систем управления войсками даст значительно больший эффект, чем применение их в том виде, в котором они существуют сейчас.