После кризиса 2008-2009 г., казалось бы, испугать отечественных бизнесменов не сможет ничего. Однако сегодняшняя ситуация вселяет панику даже в самых успешных предпринимателей. Украинский бизнес трансформируется, поголовно впадая в режим экономии. Виной всему - колоссальная девальвация на фоне военных противостояний на востоке страны. Бизнес пытается любыми путями оптимизировать свои расходы, правительство же ставит перед собой глобальную задачу по наполнению бюджета. 112.ua попытался разобраться в том, чем жертвуют предприниматели и все ли готовы выживать, а не зарабатывать в Украине
Впервые производители столкнулись со сложностями в своей операционной деятельности после аннексии Крыма, когда запрет России на поставки сыров и кондитерских изделий распространился и на территорию полуострова. Позже ситуация сильно усугубилась: россияне не захотели видеть в своих магазинах украинские консервы, соки, пиво, алкоголь, абсолютно весь спектр молочной продукции и сладости. С прошлой недели эмбарго соседей распространилось на весь спектр растениеводческой продукции. Первыми, кто отреагировал на изменения, стали производители алкоголя и вина. Они больше остальных зависят от сырьевой базы, в частности, производители вина ТМ "Бахчисарай", "Коктебель", "Инкерман", вскоре на материк планирует перебраться и "Массандра". "Предприятия работают в Крыму в очень сложных условиях, они хотят чтобы хоть какая-то акцизная марка у них была", - говорит гендиректор корпорации "Укрвинпром" Владимир Кучеренко. Сложности испытали и пивовары - после запрета на ввоз украинского пива компания "Оболонь" потерпела убытки. По словам президента компании Александра Слободяна, мощности заводов крупнейшего пивовара в среднем загружены примерно на 40%. Из-за военных действий и проблем с логистикой в Донецке сокращено производство и на заводе "Эфес Украина".
Больше всего потерпели от претензий россиян производители сладостей и молочной продукции. Более чем годичный запрет на поставки продукции корпорации Roshen привел к тому, что одну из своих фабрик - Мариупольсую - компания остановила. Чтобы выжить, Roshen выбрала стратегию локального присутствия, нарастив количество собственных фирменных магазинов почти вдвое. Кроме того, продажи компании в супермаркетах также выросли благодаря увеличению количества магазинов примерно на 20%, рассказывает ассоциированный директор EY Александр Романишин. Позже с ограничениями со стороны России столкнулись и другие кондитеры. По словам владельца кондитерской компании "Конти" Бориса Колесникова, мощности предприятия летом были загружены всего на 40%.
Удар по молочной отрасли Россия нанесла еще в прошлом году блокировкой поставок сыров. По словам основателя компании "Милкиленд" Анатолия Юркевича, сейчас компания переходит на производство более маржинальных продуктов, которые способны храниться дольше - сухого молока и масла. "Милкиленд", как и еще один крупный сыродел "Бель Шостка Украина" вынуждены были закрыть по одному производственному подразделению из-за нецелесообразности их содержания после сокращения производства сыров.
Поставщики и дистрибьюторы также сильно пострадали от девальвации и блокады. По словам директора торговой компании "Магистраль", которая является дистрибьютором продукции "Данон", Александра Михайлова, за время российских ограничений украинские поставщики молочной продукции уже привыкли перестраховываться, договариваясь с торговыми точками приграничных и южных регионов об альтернативных поставках. "Например, если нас не пропускают в Крыму, мы разворачиваемся на Николаев, Херсон, Одессу", - рассказывает он. Директор дистрибьюторской компании "Витис-Групп", которая занимается импортом алкоголя, Сергей Мазур рассказывает, что для импортеров курс гривны и отсутствие валюты стало настоящим стрессом. "Если бы в Нацбанке понимали, как работают дистрибьюторы импорта, возможно, не ограничивали бы расчеты и не запрещали покупать-продавать валюту", - сетует он. Глава совета директоров компании Nemiroff Яков Грибов говорит, что в сложившихся условиях поставщики не могут работать на условиях, когда торговые сети рассчитываются за поставки в течение 90 дней. "90 дней мы уже не тянем. Нужно сократить до 60 хотя бы, чтобы не терять оборот", - говорит он.
Девальвационный нокаут
Производители сырьевых товаров - зерна, сахара, масла - также вынуждены экономить. Основной причиной их бед стала девальвация гривны и сложности с расчетами по валютным займам. Стремясь минимизировать риски, агрохолдинги заявляют о сокращении своих инвестиционных программ. Уже объявили об этом UkrLandFarming, KSG Agro, "Мрия", "Милкиленд", "Овостар", "Кернел". Компании с иностранными инвестициями тоже стали пересматривать свои намерения. "Дочка" российской свиноводческой компании "БЭЗРК - Белгранкорм" отложила планы расширить мощности с 10 до 25 тыс. т. Нереализованным остался также проект украинской дочерней структуры немецкой компании HAKA planen.bauen GmbH. Эксперт аграрных рынков ассоциации "Украинский клуб аграрного бизнеса" Игорь Остапчук констатирует, что агрокомпании корректируют инвестпланы, смещая акценты на перерабатывающую отрасль. Зарубежные инвесторы под давлением конфликта вблизи стратегически важных для экспорта инфраструктурных зон допускают негативный сценарий развития событий.
Розница в панике
Проблемы производителей зеркально отражаются и на продавцах тех или иных товаров. Например, совладелец сети продуктовых супермаркетов "Фуршет" Игорь Баленко, чтобы минимизировать влияние кризиса, сокращает площадь магазинов. "Оптимизация коснется только арендованных площадей, где нам удастся договориться с арендодателями", - говорит Баленко, поясняя, что около 60 % объектов сети работает в съемных помещениях. "Ассортимент сильно сузился из-за падения покупательской способности, магазины не нуждаются в таких площадях", - добавляет он.
О снижении спроса говорят и другие ритейлеры. Совладелец магазинов "Таврия-В" и "Космос" Борис Музалев рассказывает, что падение продаж импортного производства достигает по некоторым группам товаров 40% по сравнению с прошлым годом. Но, по данным исследования GFK, реализация социальных товаров, наценка на которые не может превышать 15 % и регламентируется государством, выросла примерно на 5 процентных пунктов - до 30 % в структуре товарооборота.
Не только продуктовая розница, но и другие арендаторы оказались в сложном положении - арендные ставки в торговых центрах фиксируются в валюте. В середине сентября Министерство экономического развития и торговли постановило, что все арендные ставки должны устанавливаться в гривне, без привязки к иностранной валюте. Исключение составляют только те объекты, собственники которых докажут наличие "импортной составляющей": кредитов, импортных. Совладелец торгово-развлекательного центра Dream Town Александр Меламуд говорит, что перевод арендных ставок в гривну его не устраивает. "Убытки несут все - и арендаторы, и арендодатели. Мы и так стараемся найти компромисс с каждой компанией, которая работает в нашем торговом центре", - отмечает бизнесмен. Официально ритейлеры отказываются называть торговые центры, которые решили отказаться от льгот. Но в неофициальных беседах фигурируют Dream Town, Ocean Plaza, Sky Mall, Gulliver и другие. И пока смелые рителеры пытаются добиться справедливой стоимости аренды, не пережившие падения продаж магазины одежды уходят из Украины. С января по сентябрь продажи обувного и одежного ритейла упали на 30‑50 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, отмечают в сетях.
здесь:
http://112.ua/statji/voyna-i-krizis-kak-vyzhivayut-predpriyatiya-v-ukraine-135535.html