Прочитал про памятники, решил написать свои мысли в ответ, что бы не пропадало, решил тут положить. Текст на русском преподавательницы русской литературы японской девушки Ваканы Коно, опубликованный на
BBC блоги.Если вам дадут право поставить любой памятник в любом месте, вы бы кому, где, какой памятник поставили бы?
На такой вопрос не мало людей ответили бы, что вообще не любят памятники... А Пушкин ответил бы, что он воздвиг "нерукотворный памятник" в своих бессмертных стихотворениях. На самом деле памятники могут быть разными, не только реальными, поставленными на постамент, а, крайне личными или существующими только в душе, в воспоминаниях. Даже дерево могло бы стать "памятником". Для кого-нибудь - это, к примеру, дерево, у которого он проводил время со "своей первой любовью". Так и вишневый сад был "памятником" счастливому времени для Раневской у Чехова. А в фильме Андрея Тарковского "Жертвоприношение" герой посадит дерево в свой день рождения в качестве памятника жизни и надежде.
На вопрос в начале моего поста мой муж ответил, что он поставил бы какой-то почти незаметный маленький памятник на берегу моря нашего города, где родился наш первый сын. А я, поскольку такой интимный памятник муж уже "поставит", все-таки хотела бы поставить памятник, связанный с русской культурой, так как вся моя жизнь очень крепко связана с Россией, и по профессии и по жизни. Я буду преподавать, исследовать русскую культуру, наверное, до конца жизни, и всегда меня будут окружать русские друзья и в России, и в Японии. Я бы поставила памятник своему любимому писателю Андрею Белому, не на Арбате, где он жил в детстве, а в глубине леса Кучино в Московской области, где он провел свои последние, горькие, годы.
Мне важно, что мой "памятник" был бы построен где-нибудь в безлюдном месте, чтобы памятник никому не мешал, никого не раздражал (а те, кто искренно любят Белого, могли бы специально поехать в Кучино и увидеть его). Мне самому очень понравилась кучинская атмосфера и симпатичный дом-музей Белого. Я думаю так, потому что мне кажется, что именно из-за этого слишком много памятников раздражают кого-нибудь, вызывают грустные, неприятные воспоминании и даже подталкивают к насильственным действиям - разрушить, взорвать их. Создание памятников и разрушение памятников часто служат средством идеологии, национализма, политики.
Я сама люблю бульвары, площади, парки, украшенные памятниками. Скажем, приятно видеть памятник баснописцу Крылову, окруженному милыми зверями в Летнему саду, здороваться с хмурым Гоголем на московском бульваре. На советские памятники я тоже с интересом смотрю. Рада чувствовать особенную "ауру" и историю вокруг гигантского памятника Гагарину у станции метро "Ленинский проспект", особенно, когда его освещают ночью.
Но все-таки есть и не очень приятные или, лучше сказать, проблематичные памятники. Например, мне интересно, как москвичи относятся к большому памятнику Петру I, воздвигнутому в 1997 году по заказу правительства Москвы на искусственном острове на Москва-реке. Во-первых, почему памятник Петру Великому не в Петербурге, а в Москве, хотя его официальное название - памятник "В ознаменование 300-летия российского флота"? Во-вторых, размер (высота - 96 метра) и дизайн совсем не по моему вкусу. Потом узнала, что этот памятник занял десятое место в списке самых уродливых строений мира (источник - сайт "Виртуальный турист").
Этот памятник хорошо виден из окна филиала Третьяковской галереи на набережной, именно из окна зала, где выставлены большие картины соцреализма. Здесь встречаются советские картины, которые служили средством идеологии, и современный памятник тоже как-то связан с новой политикой, стремящейся к сильной России.
Рядом с филиалом Третьяковки теперь есть маленький, приятный парк с советскими памятниками, которые раньше стояли на улицах города. После распада СССР эвакуированные старые памятники давно лежали на пустыре у музея, заброшенные, полуразрушенные. Как говорили мои друзья, это было такое место, где можно было вспоминать Советский Союз и обдумывать его историю. (Кстати, тогда современный фотограф Игорь Мухин фотографировал такие советские заброшенные памятники. Мне было интересно совпадение фамилий современного фотографа, снимающего устаревшие советские памятники и знаменитого художника Веры Мухиной, которая создала "Рабочий и колхозница"). А через несколько лет в этом парке памятники начали реставрировать, возвращать на постаменты, разбивать вокруг них красивые клумбы, дорожки и таблички. Значит, советские памятники были неожиданно реабилитированы. Наверное, сама идея не плохая, но новое пространство как-то слишком прилично, весело, празднично.
Однажды в Будапеште я посетила парк памятников, в котором тоже выставлены эвакуированные социалистические памятники. Афиша парка немного провокационно насмехалась над социализмом, наверное, чтобы возбудить внимание туристов, но сам парк служил этим памятникам спокойным пространством, где можно вспоминать свое прошлое. Там не ощущалась ирония, хотя, в какой-то газете я прочитала, что недавно в Будапеште осквернили памятник советским солдатам.
Памятники вызывают напряжения в отношениях между людьми, странами. Решать, где сохранить старые памятники, какие новые памятники построить всегда сложно. Я хотела бы узнать ваше мнение и воспоминания о памятниках (и любимых, и нелюбимых), которые очень помогут мне лучше понять эти проблемы.
интересная тема, дорогая Вакана. я задумался сейчас над двумя идеями. одна из них это памятник Роберту Файнману, физику теоретику и огромному популяризатору критического взгляда на окружающий мир, который пробуждал у многих людей творческую фантазию на тему простых явлений и вещей с которыми мы сталкиваемся каждый день (
вот тут есть запись его интервью, чудесные вещи рассказывает простым языком). так вот, памятник ему я бы предложил бы сделать в виде постоянно действующего научного эксперимента или даже нескольких. визуально привлекательный, про электричество, гравитацию, магнетизм, даже может и радиоактивность (радиоактивный газ может много лет красиво светиться магическим светом, конечно, если его хорошо закупорить в бронированный сосуд при этом).
вы наверное слышали про эксперимент Брайана Ино и его оперу тысячи лет - произведение которое непрерывно играется уже несколько лет и по теории будет играться и далее.
тут я подхожу ко второй идее, это памятник кому либо из музыкантов. можно современных, чудесных электронных музыкантов, которым ещё не поставили много памятников. например, трагически ушедший из жизни музыкант из дуэта
Telefon Tel Aviv Чарльз Купер. послушайте, какие сказочные неведомые миры открываются в этой музыке. послушать можно, например, в бесплатном сервисе
Grooveshark.com так вот, памятник ему, я бы сделал на какой нибудь городской площади, с акустическими излучателями установленными на окружающем ландшафте. суть в том что эти многоканальные узко направленные динамики создают динамический аудиоланшафт по которому путешествуют проходящие люди. не навязчивые мягкие звуки, которые могут интерактивно интриговать каждого отдельного человека
вот :)