Tate Modern

May 08, 2009 12:25


Лондон любим многими, в том числе и мной, за космополитичность и за то, что в этом городе в воздухе витает дух творчества. Если проводить параллели, то вот в Санкт-Петербурге, например, царит атмосфера академичной культуры, все видятся театралами и ценителями классики. В Лондоне же наоборот - на улицах полно экстравагантных персонажей, многие из которых кажутся модными архитекторами, дизайнерами одежды, диджеями (а зачастую ими и являются, причем одновременно).

Не сказать что в самом сердце, но по крайней мере в центре, на южном берегу Темзы находится Мекка всех поклонников современного искусства - музей Tate Modern. Открытый в мае 2000 в здании старой электростанции, он будто бы вырабатывает эту волшебную атмосферу творческого Лондона из огромной трубы, сохранившейся от внешнего облика старинного здания.




Внутри архитекторы полностью изменили интерьер и планировку и добавили крышу из стекла. Само здание галереи - это одновременно и самый главный ее экспонат, чего стоит огромных размеров турбинный цех, переоборудованный под масштабные инсталляции. Когда я говорю "огромные размеры", я имею ввиду то, что они действительно огромные: 30 метров в высоту (десять этажей) и 160 метров в длину, с наблюдательными площадками под потолком! К слову, внутри турбинный зал выглядит больше чем снаружи за счет этажей, уходящих под землю. Не могу не отметить ночной экстерьер музея: подсвеченное кирпичное здание с почти стометровой трубой в темноте выглядит завораживающе.







Первоначально в Tate Modern не был соблюден хронологический порядок, традиционный для галерей, и вся коллекция делилась на четыре раздела: "Натюрморт, предмет, реальная жизнь" (Still Life/Object/Real Life), "Пейзаж и окружающая среда" (Landscape/Matter/Environment), "Историческая живопись" (History/Memory/Society), "Обнаженная натура, действие, тело" (Nude/Action/Body), но с 2006 г. отказались от этой практики, сгруппировав все экспонаты по хронологическому признаку, руководствуясь желанием показать ход развития искусства в XX и XXI веках.

Путешественникам, ценящим прекрасное, на заметку: очень рекомендую посещать Tate Modern в период с октября по март, так как традиционно именно в это время в Турбинном зале открываются инсталляции, созданные ведущими художниками специально для этого огромного пространства. Например в 2003 там был показан "Проект погоды" Олафура Элиассона, который очень правдоподобно показывал восход солнца.




Хочется отметить стратегический и дальновидный подход руководителей музея к управлению Tate Modern: взращивая новые поколения талантливых художников и кураторов, под новые экспериментальные проекты отдано специальное выставочное пространство с отдельным входом со стороны набережной. Таким образом Tate Modern заботится о своем будущем и о будущем искусства.

В качестве примеров работ.

Cornelia Parker "Thirty Pieces of silver"

Через образ тридцати серебренников, сложенных из столового серебра, обыгрывается тема домашних "скелетов в шкафу", семейных посиделок, наполненных фальшивой любезностью, рутиной и зачастую неуместной праздностью.




Sam Taylor-Wood "Still Life"

Современный взгляд на классический средневековый натюрморт. Видеоинсталляция дала художнику возможность добавить новое измерение - время, которому подвластна любая красота. Мне кажется, это очень честное произведение искусства.












Культура и искусство

Previous post Next post
Up