Пленки со временем теряют цвет. Их надо спасать переносом в цифру.
Многие спрашивали, как переснять слайды дома самому с минимальными затратами, не покупая дорогой пленочный сканер и не отдавая пленки в лабораторию (ибо не факт, что будет лучше).
Рассказываю. Когда-то я писал об этом на одном тематическом форуме, но форум уже умер и был удален несколько лет назад (хотя Гугл по-прежнему продолжает выдавать ссылки на мои посты и даже можно еще найти титульную страницу с каталогом тем, но само содержимое постов по архивам мне найти не удалось). Восстановлю по памяти.
Итак, дело было много лет назад, когда у меня появился первый цифровой фотоаппарат Olympus Cаmedia C-460 ZOOM:
Отличная оптика (хоть и мыльница, но - стеклянная!) и всего 4 Мпкс на огромном по нынешним временам сенсоре. Сейчас на этой же площади легко размещают 15-20
мегаговнопикселей, что совсем не улучшает картинку. Крупные пиксели даже при меньшем их количестве - это гораздо более мощный сигнал, гораздо меньше шума и, как следствие, хорошая картинка.
Почесав репу, решил не отходить от проверенных временем технологий, поэтому в основу процесса был положен труЪ классический
стеклофон™ (он же: дралоскоп™, козлотрон™ и пр.) системы неизвестного инженера:
©перто в Тырнетах
В лавке стекольщика были заказаны 4 пары стекол удобного размера (примерно 30х50 см). Бережно принесены домой, чтобы без царапин (на пленке их и так хватает). Осталось дело за малым: отладить процесс фокусировки при отсутствии ручного фокуса. Для этого в режиме макросъемки было измерено расстояние от корпуса фотоаппарата до слайда на удалении, при котором слайд заполняет кадр впритык. Повторить? Короче, из черной-черной бумаги была сооружена специальная дудка (далее - "агрегат") для соблюдения постоянного расстояния между фотоаппаратом и слайдом.
Дальнейший процесс был до смешного прост. Все слайды извлекались из рамок и укладывались плотными рядами между стеклами. Было куплено 4 пары стекол именно для того, чтобы не тратить время на перезарядку в процессе съемки, а сразу подготовить 4 пакета по 70-80 слайдов в каждом.
Дальше стекло устанавливалось в стеклофон™. В качестве источника света (вместо лампы, как показано на фото выше) использовался установленный под углом 45° лист белой бумаги формата А5. Сама съемка производилась на балконе в летний полдень при ярком солнце (практически чистый белый свет).
Фотоаппарат фокусировался по первому кадру, а дальше без потери на повторную фокусировку производилась съемка с перемещением конструкции от слайда к слайду. Дальше небольшая чистка, и отправка в архив по годам.
Мама. Александрия, Египет, 1979 г ., советская пленка "Свема":
Мне 9 лет. Я только что искупался в Волге. Очень холодно, пасмурно, моросил дождь. Быть на Волге и не искупаться?! Кострома, 1983 г., немецкая пленка "ORWOChrom":
Съемка иллюстраций для книги
Вилково: город в дельте Дуная (к 250-летию основания), Вилково, 1996 г. Там и сейчас так. Там время веками стоит на месте. Немецкая пленка "ORWOChrom", но очень быстро состарилась:
Велопоход по маршруту Умань - Первомайск - Южноукраинск с остановкой на 4 дня на р. Южный Буг (близ с. Курипчино), 1991 г. В стране путч, а мы разбавляет спирт родниковой водой и не знаем - мобилок же тогда не было. Я слева. Немецкая пленка "ORWOChrom":
Если помните, то в
отчете о рафтинге на Южном Буге я писал, что посетил нашу стоянку через 22 года и попытался по памяти воспроизвести старый ракурс. Слева - слайд 1991 года, справа - цифра 2013 года (мыльничка в аквабоксе):
Пробуйте, и у вас получится!
ЗЫ. По изготовлению "агрегата" и борьбе с возможными внутренними бликами в трубе подскажу. Есть ноу-хау. Можно и на зеркалку заточить девайс.