Оригинал взят у
ltraditionalist в
В Ирландии древней поэт больше чем поэтОчень интересную тему поднимает
ozz_white_wolf в
В Ирландии древней поэт больше чем поэт В книге кельтолога и лингвиста Мурадовой А. "Кельты в анфас и профиль. (История. География. Этнография)" встретился любопытный "факт", подтверждение которому мне найти не удалось.
"Есть упоминания о том, что некоторые поэты специально ослепляли себя, причем часто лишали себя левого глаза: считалось, что именно этот глаз, перестав видеть окружающую действительность, созерцает иной мир, и таким образом его обладатель получает поэтический и провидческий дар".
Конечно у читателя возникают ассоциации с Одином (Вотаном) лишившимся (правда правого) глаза для того чтобы напиться из источника мудрости. В принципе и то, что левый глаз жертвовался поэтом, не вызывает особых затруднений в интерпретации. Ведь именно левая сторона во множестве традиций связана с иным миром, обращаясь к которому можно получить дар поэта-провидца. Однако, все-таки интересно было бы ознакомиться с этими упоминаниями и мнением специалиста по данному вопросу.
Сам факт окосевшего (одноглазого) персонажа почти в любой мифологии означает связь его с потусторонним, обладающего зачастую магико-прорицательными способностями.
"Когда ты частично не видишь ни-че-го, ты приобретаешь некоторый опыт ничто прежде смерти, соответственно, можешь его доносить до других - это и становится поэзией, это и делает поэта вещуном, т. к. только у него есть такой редкий опыт."
А как тогда быть с полностью слепыми поэтами? Среди дрвенеирландских поэтов-филидов было много слепых, откуда часто встречающееся прозвище Dallan от dall "слепой". Возможно, здесь слепота является присущей достойному филиду атрибутом, наводя на мысль, что внутреннее "зрение" (способность провидеть, впадать в шаманский экстаз) придает поэту особый сакральный статус. Так кому дается дар предвидения: полностью слепому или же одноглазому?
В Ирландии древней поэт больше чем поэт II. Или на лево пойдешь глаз потеряешь. Ниже обсуждалась тема о самоослеплении ирландских поэтов-сказителей, для получения особого дара."Есть упоминания о том, что некоторые поэты специально ослепляли себя, причем часто лишали себя левого глаза: считалось, что именно этот глаз, перестав видеть окружающую действительность, созерцает иной мир, и таким образом его обладатель получает поэтический и провидческий дар". Камерад
cinocefal возразил, что: онтологически дело даже не в "левом-правом".
Как бы то ни было я решил еще раз обратиться к древнеирландскому эпосу, дабы убедиться, что для язычников Ирландии именно левая сторона являлась своеобразным маркером потустороннего мира. Посвятив поискам всего лишь один вечер,
Сага Táin Bó Cúailnge (Угон быка из Куальнге)
"Он ехал по дороге в Мид-Луахайр и миновал равнину Могна. Тут завидел он на своем пути трех старух, кривых на левый глаз. Они жарили на вертелах из веток рябины собачье мясо, приправляя его ядом и заклинаниями. На Кухулине лежал зарок - не отказываться от пищи с любого очага. Другой зарок лежал на нем - не есть мяса своего тезки. Не задерживаясь, он хотел миновать старух, ибо знал, что ничего доброго для него тут нет. Но одна из старух сказала ему:
- Посети нас, о Кухулин!
- Не пойду я к вам, поистине, - отвечал Кухулин.
- У нас здесь собачье мясо, - сказала старуха. - Будь у нас богатый очаг, ты, конечно, зашел бы. Но так как то, что у нас есть, ничтожно, ты и не заходишь. Недостойно поступает великий человек, гнушаясь малым.
Тогда Кухулин подошел к ней, и старуха подала ему собачью лопатку левой рукой. И Кухулин стал есть собачье мясо левой рукой и клал его под свою левую ляжку. И левая рука его, которой он брал собачье мясо, и левая ляжка, под которую он клал его, были поражены во всю их длину, и не стало в них прежней крепости." (Перевод А . Смирнова).
Напомню, что после этого непобедимый прежде Кухулин погиб от копья Лугайда. В комментариях А. А. Смирнов указывает, что левая сторона предвещала несчастье. Чтобы отвести злое предвещание, Лойг делает полный оборот колесницей Кухулина вправо! Три старухи, кривые на левый глаз - три дочери Калатина, подосланных Медб. У этих кельтских ведьм зловещей оказывается именно левая сторона лица.
Повесть о Байле Доброй Славы
"Они отдыхали там, когда вдруг предстал им страшный образ человека, направлявшийся к ним со стороны юга. Он двигался стремительно, он несся над землей, как ястреб, ринувшийся со скалы, как ветер с зеленого моря. Наклонен к земле был левый бок его." (Перевод А . Смирнова).
И в финале этой истории двое влюбленных (Байле и Айлен) гибнут от козней злого духа. Здесь в самом тексте недвусмысленно говорится, что это был "страшный образ...как ветер с зеленого моря" - море у многих народов, в том числе и ирландцев считалось обителью потусторонних сил.
Если оставались еще какие-то сомнения, то в сумме с вышеприведенными отрывками их развеяла "Битва при Маг Туиред":
"Воистину жестокой и страшной была эта битва между родом фоморов и мужами Ирландии, и Луг неустанно крепил свое войско, дабы без страха сражались ирландцы и уж вовеки не знали кабалы. И вправду, легче им было проститься с жизнью, защищая край своих предков, чем вновь узнать рабство и дань. Возгласил Луг, обходя свое воинство на одной ноге и прикрыв один глаз...Громкий клич испустили воины, устремляясь в битву, и сошлись, и принялись разить друг друга".(Перевод С. Шкунаева).
Пусть здесь и не сказано напрямую об отсутствии левого глаза, но отмечается одноглазая\одноногая ритуальная поза, известная в ирландской традиции, дарующая человеку прикосновение к грани двух миров. Что важно, она обычна для целого ряда существ, в частности, по некоторым источникам, и для фоморов - демонических сил хаоса. Так, предводитель фоморов Балор был одноглазым - взгляд единственного его ока нес смерть.
Итак, несомненным является тот факт, что в древнеирландской мифологии одноглазость (почти с полной уверенностью можно говорить об отсутствии именно левого ока) есть характеристика персонажа, связанного или порожденного иным миром, со всеми, так сказать, вытекающими последствиями. Соответственно, левая сторона какого-либо предмета, человеческого тела подвержена дурному влиянию враждебных людям сил, однако, которые могут дать человеку некий магический, провидческий дар. То есть невидящее в физической реальности левое око вполне может созерцать иную действительность, чем вероятно, и собирались заниматься окосевшие на один глаз поэты.