«Гараж», как фильм ужасов.

Jul 27, 2015 21:40

Оригинал взят у zina_korzina в «Гараж», как фильм ужасов.
  • Иной раз я даю ссылки на чужие тексты. Естественно, когда это сопрягается с темами моего блога. Итак, великолепная статья, точнее - ретро-рецензия Виктора Мараховского на весьма непростой рязановский кинофильм «Гараж».

    ...В 1979 году в советский прокат вышел фильм ужасов Э. Рязанова «Гараж». Его почти все помнят, но мало кто любит пересматривать. Почему - понятно: по накалу ада данный фильм эквивалентен кинговской «Мгле». С той лишь разницей, что герои американской киноленты 2007 года теряли человеческий облик от ужаса, а герои советской ленты 1979 года теряли его из-за гаражных мест. В принципе отечественная лента даже страшнее - потому что её герои, за небольшими исключениями, сплошь советский интеллектуальный цвет: сотрудники научно-исследовательского института. Что важно: «Гараж» - это «прото-перестроечный» фильм. И он наглядно демонстрирует, что на самом деле привело к перестройке.Сейчас почему-то принято считать, что она грянула из-за тяжёлых «последствий сталинизма». «Гараж» показывает: нет, напротив - она грянула из-за последствий десталинизации...



    Эту мысль надо пояснить. Собственно в годы сталинизма гонений на человеческую природу, выражающуюся в частной инициативе и желании жить в удобстве, не было. Напомним общеизвестное: в сталинском СССР артели и промкооперация «производили почти 6% валовой продукции промышленности, причем артелями и промкооперацией производилось 40% мебели, 70% металлической посуды, более трети всего трикотажа, почти все детские игрушки. В предпринимательском секторе работало около сотни конструкторских бюро, 22 экспериментальных лаборатории и даже два научно-исследовательских института». Приусадебные участки, существовавшие параллельно с колхозами, достигали 1 гектара. Не считалось грехом стремление человека к бытовому благополучию.

    Так вот. Десталинизация 50-х выразилась в нескольких интересных шагах. Приусадебные участки были ликвидированы. Промкооперация и артели - прикрыты. А главное - реалистический сталинский идеализм (благополучие граждан, знания граждан и сознательность граждан должны расти строго синхронно) - был заменён идеализмом магическим, согласно которому вот организуем мы рационально производительные силы - и к 1980 г. будет достигнута великая цель. По факту же - человеческую природу объявили греховной и начали «совершенствовать» в отрыве от реалий, заглушая естественный вопрос «почему в продаже нету нормальных дешёвых джинсов» тартюфовскими взываниями к Ленинским Идеалам. Заставили любить честный труд не потому, что он приносит справедливый результат - а потому, что «к высокому надо стремиться». Естественно, это всё не изменило человеческой природы. Люди всё так же желали быть благополучны. Они всё так же искали пути и находили их.

    Штука вся в том, что самыми материально успешными стали обладатели контрольного пакета идеализма. А также их дети, прислуга, шофёры любовниц и далее по списку. В итоге в позднем СССР, где-то рядом с повседневным трудом и героизмом миллионов, было построено нечто парадоксальное - буржуазное общество, официально отвергающее буржуазность. И тем самым создавшее целый культ запретного, дефицитного и трудно доставаемого, от которого до сих пор многие очухаться не могут. Итак, на дворе - последний год перед объявленным некогда, но явно не собирающимся наступать коммунизмом. В магазинах дефицит, наиболее честолюбивая часть граждан охотится за «Вранглером» (по нынешним ценам - где-то по 120 тыс. руб. за пару штанов), а учёные-зоологи рвут друг дружку на части из-за гаражей для частных своих, непосильным трудом нажитых автомобилей. И поверх всего этого несутся возвышенные идеологемы. Ибо где реализм заменяется магией - там немедленно возникает сословие колдунов, ловко решающих свои проблемы за счёт веры и покорности сограждан...

  • ДАЛЕЕ - ТУТ.

психология отношений, инферно, СССР, Иванкина

Previous post Next post
Up