Стоики (1)

Jun 16, 2015 13:56

Оригинал взят у ltraditionalist в Стоики (1)
Отцом-основателем стоицизма называют Зенона "Финикийца". Вначале Зенон был богатым купцом, но однажды, направляясь из Финикии в Пирей с грузом пурпура, его корабль потерпел крушение. И это пошло на пользу философии. Сам Зенон считал впоследствии своё кораблекрушение счастливейшим событием в своей жизни: он стал философом. А случилось это так: однажды Зенон от нечего делать зашёл в книжную лавку - и зачитался Ксенофонтом, его "Воспоминаниями о Сократе". Сократ поразил его. Юноша пришёл в такой восторг, что стал добиваться у книгопродавца сведений о том, где можно найти подобных Сократу людей. В это время мимо книжной лавки проходил киник Кратет Фиванский. Зенон уже порядком надоел продавцу, и тот, показав ему на удаляющегося Кратета, сказал: "Вот за ним и ступай!" И Зенон стал его учеником [1].

Однако "правоверным" киником Зенон не стал. Он основал собственную философскую школу, в которой выгодно сочетал наиболее возвышенные идеи кинизма с восточными идеями духовно-нравственного самосовершенствования. Он не нищенствовал, как киники, однако умел ограничивать себя самым необходимым; питался хлебом, мёдом и овощами. Семьи у него, естественно, не было; жена и дети никак не "вяжутся" с аскетизмом. Но ученики к нему ходили толпами; многие приезжали издалека: из Малой Азии, Сирии и даже Вавилона. Когда философ почувствовал, что становится старым и немощным, он добровольно лишил себя жизни, задержав дыхание. Это, пожалуй, первый случай продуманного самоубийства среди греческих древнефилософов. Оно не случайно: этика стоиков допускала, а иногда и активно рекомендовала самоубийство [2].

Преемником Зенона стал его последователь Клеанф, уроженец малоазийской Троады. Он создал "Гимн Зевсу" - самый большой сплошной текст, дошедший до нас от Древней Стои, который считается некоторыми учёными "величайшим религиозным гимном Греции". Будучи всего на пять лет моложе Зенона, Клеанф пережил его на 30 лет (331 - 232 гг. до Р. Х.), но мог, по-видимому, прожить и дольше, если бы не уморил сам себя голодом.

Третьим представителем раннего стоицизма был Хрисипп (280 - 208 гг. до Р. Х.), тоже выходец из Азии. Считалось, что "без Хрисиппа не было бы Стои". Плодовитый писатель, автор более семисот книг [3], Хрисипп систематизировал философию Стои, придав ей стройный и завершённый вид. Он умер 73 лет от роду, то ли выпив неразбавленного вина [4], то ли от хохота.

По учению стоиков, единое Божество одушевляет единый космос. Оно наполняет его, "как мёд соты". Бог стоиков - не только надмировой трансцендентный Разум, но и деятельная, творческая, оплодотворяющая материю Сила, которая "пронизывает все части мира, как душа все части человека". "По их мнению, - пишет Диоген Лаэртский, - есть два начала всего: активное и пассивное. Пассивным является бескачественная сущность - материя, а активное, находящийся в ней Логос, - это Бог. Последний же, будучи вечным, проникая её всю, создаёт каждое в отдельности" (цит. по: История философии. - М., 1940, т. 1, с. 288). Логос, развернувшийся в поток метаморфоз, образует из материи мир explicite (в раскрытом, развёрнутом состоянии). Мир explicite - это живой, одушевлённый Богом космос, в котором Логос оплодотворяет материю и заставляет её рождать всевозможные формы и структуры. Мир implicite (в свёрнутом виде) - это Логос, или Огонь, или эфир, ещё не превратившийся в вещи, или (поскольку стоики учили о "мировом пожаре" [5]) Огонь, в который они вернулись, как в своё лоно.

Следуя Гераклиту, стоики называют Бога Логосом. У них впервые термин "логос" получает неизменный смысл универсального космического Разума. Средоточием Логоса Зенон считал небо и эфир, а Клеанф - солнце. Сила Божия растекается по миру раскалённой лавой, огненным дыханием, "пневмой". В ходе космической эволюции искры Логоса становятся как бы "семенами" новых видов творения. Отсюда учение стоиков о "сперматическом Логосе", излиянии небесного огня в природу. Отсюда и глубокая мысль о космосе как одушевлённом целом, как организме.







Космос, как живой организм, рождается и умирает. Когда эволюция завершается, гигантская сфера, форму которой принимает космос, вновь расплавляется в горниле Логоса. "Творец миропорядка, - учили стоики, - через определённые промежутки времени поглощает всё сущее  и из Себя снова рождает его". К этому представлению Хрисипп добавлял концепцию вечного возврата. Пройдут века, и "снова будут Сократ, Платон и каждый из людей с теми же самыми друзьями и согражданами" (цит. по: Светлов Э. На пороге Нового Завета. - Брюссель, 1983, с. 132).

Эволюция космоса продолжается вновь и вновь; поэтому его движение есть как бы форма неподвижности. "Кто видел настоящее, тот уже видел всё бывшее в течение времени и всё, что ещё будет в течение беспрерывного времени. Ибо всё однородно и единообразно". Как не может измениться к лучшему Бог, так не может измениться к лучшему мироздание. Логос связует всё мноообразие мира в Целое, создавая во вселенной " симпатеамон олон" - связь всего со всем. Человек должен угасить в себе всякий ропот и не дать частностям отвлечь себя от созерцания Целого, т. е. единого Бога.

Поскольку Целое мира и Бог - по большому счёту - одно и то же, то Зевса, проявляющегося во всём, можно чтить по-разному и под разными именами. Боги - это лишь многообразные проявления ("эманации") Единого Божества, пребывающего трансцендентным. Вследствие этой Его безликости и получается невольная многоликость. Но во всех богах стоик видит лишь живые иконы Божества и старается рассмотреть в них лик Божий.

Этот лик Божий был для стоиков источником возвышенных религиозных переживаний. В гимне Клеанфа созерцание величия и красоты Зиждителя прямо переходит в молитву:

"Радуйся, многоимённый, всегда всемогущий, всесильный
Зевс, повелитель бессмертных, властитель природы, законом
Путь указующий миру: тебя нам приветствовать должно...
Весь этот пламенный мир, что вращением землю обходит,
Воле послушен твоей, добровольно тебе подчиняясь...
Так что без воли твоей ничего на земле не свершится,
Ни в неизведанной выси эфирной, ни в моря пучине".

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Таким образом, в своих истоках стоицизм был тесно связан с кинизмом.

[2] "Против бедствий жизни в моём распоряжении благодеяние смерти, - говорит Сенека, - и наилучший вид смерти тот, который мне нравится... Весьма хорошо решил вечный закон, давши один вход в жизнь и много из неё выходов. В этом заключается великое благо для человечества, потому что никто не может быть несчастен, кроме как по собственной вине. Нравится тебе - живи; не нравится - всегда можешь вернуться туда, откуда пришёл".

[3] Не забываем, что в древности книгами назывались папирусные свитки различной длины. Христианский Новый Завет состоит из 27 книг, и многие из этих книг являются письмами ("посланиями") апостолов, некоторые из которых совсем коротенькие (например, послание Иуды).

[4] Вино в те времена было гораздо крепче, чем нынешнее. Древние греки примешивали к нему мёд и воду, и только в виде весьма редкого исключения пили чистое вино.

[5] "Мировой пожар", воспламенение, возвращение всех элементов в эфир, постигает космос через "великий год" - 365 х 18 000 солнечных лет. После "мирового пожара" всякий раз происходит "палингенесия" - возрождение всех вещей в новом мире.

философия, Греция, позитивная песочная психотерапия, Зенон, Гераклит

Previous post Next post
Up