Оригинал взят у
ltraditionalist в
Охота традиционная и охота современная: две большие разницы.В статье "
Искусство первобытных людей я упомянул о том, что "существовали особые охотничьи обряды, совершаемые хором женщин". В архаической древности охотились совсем не так, как сейчас. Ныне охотник идёт наобум, "куда глаза глядят", и охота, в целом, - дело везенья: повезёт - придёт охотник домой с дичью, не повезёт - вернётся пустым. Раньше же охотники шли не наобум, а наверняка, в место, указанное шаманом (шаманкой). В начале XX века один эскимосский охотник сказал этнографу В. Богоразу: "Ты думаешь, это мы, мужчины, убиваем тюленей и моржей? Ничуть не бывало. Это женщины, сидя у домашних очагов, колдовством заставляют зверей подходить к берегу и подставляться под наши удары". Нечто подобное можно увидеть в итальянском документальном фильме "
Обнажённая магия". Там показано, как накануне охоты шаман племени впадает в транс и через него дух говорит охотникам, когда и куда идти на охоту. Охотники идут в место, садятся и ждут. В назначенное время на них выходит зверь, которого они и убивают. Вот и вся охота.
И теперь проиллюстрируем сказанное на конкретных примерах и свидетельствах людей, заслуживающих всяческого доверия и уважения. К таковым в полной мере можно отнести русского этнографа и бытописателя жизни северных народов Константина Дмитриевича Носилова (1858 - 1929). Почти всю свою жизнь он провёл на Севере, где написал несколько интереснейших книг, посвящённых остякам (хантам), вогулам (манси) и самоедам (ненцам).
Особенно поразила Носилова способность некоторых ненцев на протяжении довольно-таки длительного времени видеть объекты, находящиеся на значительном расстоянии. Так, одна древняя старуха, в чуме которой Носилов провёл всю зиму, глядя в огонь, почти целую неделю "наблюдала" за норвежским судном, находившимся сначала за сотни, а потом - за деятки миль от Новой Земли и двигавшимся в неурочное время (то есть ещё до начала необычной навигации) в сторону побережья архипелага, где оно и появилось в предсказанный старухой час. Носилов потом ради интереса сверил все предсказания ненецкой сивиллы с вахтенным журналом норвежского судна: всё оказалось так, как говорила ему старуха, глядя в огонь. Точно так же новоземельская вещунья на сто процентов предсказывала: удачной или неудачной будет охота и кого именно убъют сегодня охотники (См.: Носилов К. Д. На Новой Земле. - Тюмень, 1997, с. 44 - 48).
Другой приятель Носилова - по имени Лобсинья - уже из числа вогулов (манси) и, естественно, не на Новой Земле, а в Приобье, - также обладал предвидением. "Иногда его силой нельзя было вытащить на охоту, в другой раз он сам приходил ко мне с сияющим лицом, весёлый, уже готовый на охоту, и звал, торопил на охоту, в лес.
- Что с тобой? - спросишь его.
- Ничего, - скажет.
- Что же ты так торопишься? - допытываешь его.
- Пойдём поскорее, зверя увидим, - и даже стоять не может от нетерпения.
- Ты видел, что ли, его, собаки лают, след нашёл? - спрашиваешь его.
- Нет.
- Ворожил?
- Нет, - уверяет.
- Так что же тебе так не терпится?
- Сегодня кого-то увидим, - таинственно передаёт он.
- Ты почему знаешь?
- Да уж знаю, - скажет и рассмеётся.
Это "знаю" означало у него то предчувствие, которым он руководился, которое выжило его из дома, которое, быть может, как инстинкт, руководит им, и оно было всегда поразительно право [1].
В такие дни мы действительно кого-нибудь убивали: росомаху, рысь, оленя, лося... Но мало того, он даже знал, куда нужно было направиться, где искать.
Последнее он узнавал по ножу. Это было ворожбой, гаданьем, когда он, подталкиваемый предчувствием, хотел допытаться ещё б0льшего и прибегал к помощи ножа и топора. Он помещал на острие торора нож таким образом, что последний приходил в равновесие и, смотря по тому, куда повёртывался кончик ножа, он угадывал направление, куда нужно идти на охоту" (цит. по: Носилов К. Д. У вогулов. - Тюмень, 1997, с. 10 - 11).
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Как это удивительно напоминает Жанну д'Арк!