У Льва Семёновича Выготского минимум пять работ - с цитатами из Льва Давыдовича Троцкого - тезисами о создании Сверхчеловека: "Педагогическая психология" [9], «Психология искусства», «Психологическая наука», «Социалистическая переделка человека» [14], а также доклад «Психология в нашей школе. Как надо сейчас преподавать психологию», который Л.С. Выготский прочел на II Всеросийском съезде по психоневрологии в соединенном заседании психологической, рефлексологической и педологической секций 9 янв. 1924 г.
OK, essentially Nietzschean idea of an elitarian Übermensch (aka overman, сверхчеловек) in Trotsky's interpretation transformed into the idea of egalitarian Übermensch of Communism and the "socialist transformation" of the actual Homo sapiens into the potential self-made socio-biological type that will evolve in the course of deliberate and conscious effort of artistic and technological transformation of the world (i.e. the nature, society, and culture). On that see the previous entry:
http://psyanimajournal.livejournal.com/11878.html Then, Vygotsky picks up this utopian proclamation of the "prophet unarmed" of Russian Bolshevism and goes further with his proclamations of the promise of the new technology of massive production of New Men of Communism that he frames in terms of the "new psychology" as a theory and social practice. A series of statements to that effect can be copiously found in a number of his texts, uniformly referring to the inflammatory lines of Trotsky, all from his essay of 1923 (drafts of 1922) titled "Искусство революции и социалистическое искусство" (The art of revolution and the socialist art); again, for discussion and references/links see
http://psyanimajournal.livejournal.com/11878.html . We owe it to E. Zavershneva that we have the list (possibly, incomplete) of those texts where these ideas figure explicitly. A long quote from Zavershneva is due here:
Таких работ - с цитатами из Л.Д. Троцкого, тезисами о переплавке человека и ссылкой на теорему 17 «Этики» Спинозы - как минимум пять: «Педагогическая психология» [9], «Психология искусства», «Психологическая наука», «Социалистическая переделка человека» [14], а также доклад «Психология в нашей школе. Как надо сейчас преподавать психологию», который Л.С. Выготский прочел на II Всеросийском съезде по психоневрологии в соединенном заседании психологической, рефлексологической и педологической секций 9 янв. 1924 г. Процитируем полностью окончание этого доклада:
«…все говорит за то, что психология действительно встала на тот путь, идя по которому она достигнет рационализации самых стихийных и слепых сил организма, овладения всем сознательным и подсознательным аппаратом психики и подчинит его себе так же, как мир внешних сил. Здесь самые смелые мечтания могут отстать от действительности в течение, может быть, и недолгих лет. Троцкий говорит по этому поводу о создании нового человека, сверхчеловека, но не в нитцшеанском смысле этого слова, не новую биологическую породу, а социально-организованного, просветленного насквозь во всех тайниках самых стихийных сил организма, освобожденного от самого страшного рабства - самому себе и от самой горькой зависимости - от своих нервов и психики, подчинившего себе игру внутренних сил организма, как и внешних сил природы, - сверхчеловека» .
Статья «Психологическая наука» представляет еще одну вариацию данной темы: «Но, конечно, эта психология будущего - эта теория и практика сверхчеловека - будет напоминать нашу современную психологию только по имени, или на великолепном языке Спинозы: non aliter sci¬licet quam inter se conveniunt canis, signum coeleste, et canis animal latrans, т. е. как созвездие Пса напоминает собаку, лающее живот¬ное (Спиноза, 1892, с. 29) . Поэтому нам и дорого имя нашей науки - имя, на котором осела пыль веков, но которому принадлежит будущее» [13; 45]. Интересно, что в данной статье Л.С. Выготский цитирует не только доклад Льва Троцкого «Вопросы культурной работы» [26; 83-84], фактически повторяющий положения его книги «Литература и революция», но и «ренегата» Карла Каутского, и тоже в связи с идеей сверхчеловека [22; 70-71]: «Каутский прекрасно показал, что создание нового человека есть не предпосылка, а результат социализма. “Не вправе ли мы пред¬положить, что при таких условиях создастся новый тип человека, стоящий выше самых высоких типов, какие создавала до сих пор культура? Это будет сверхчеловек, если хотите, но он будет не исключением, а правилом, он будет сверхчеловеком по сравнению со своими предками, а не со своими ближними”» [13; 45].
Безусловно, термин «сверхчеловек» появился в работах Л.Д. Троцкого, К. Каутского и Л.С. Выготского благодаря Ф. Ницше, однако они вкладывали в этот термин иное содержание. Так, в статье «Социалистическая переделка человека» (1930) мы видим попытку дистанцироваться от философа-немарксиста: «Когда говорят о переделке человека, о создании нового, высшего типа человеческой личности и поведения, то при этом неизбежно затрагиваются те представления о новом типе человека, которые связаны с учением Ницше о сверхчеловеке. <…> Ошибкой этой теории является игнорирование того факта, что законы исторической эволюции человека в корне отличаются от законов биологической эволюции, и что коренное различие того и другого процесса заключается в том, что человек эволюционирует и развивается, как историческое, общественное существо. Только поднятие всего человечества на высшую ступень в общественной жизни, только освобождение всего человечества является путем к возникновению нового типа человека. Однако, это изменение человеческого поведения, изменение человеческой личности неизбежно должно привести к дальнейшей эволюции человека и к переделке биологического типа человека. Человек, борясь со старостью и болезнями, овладевая процессами, определяющими его собственную природу, несомненно, поднимет на высшую ступень и переустроит самую биологическую организацию человеческого существа» [14; 43-44].
Текст этой статьи опирается по преимуществу на цитаты из работ К. Маркса и Ф. Энгельса; мечтательно-профетическая интонация, с которой Л.С. Выготский обсуждает утопию сверхчеловека в новом обществе, присущая ранним работам, сменяется в «Социалистической переделке человека» интонацией докладчика, излагающего бесспорные факты. В статье появляется термин «новый человек», тезисы о переплавке человека уже не связаны с работами Л.Д. Троцкого (ссылок на него нет); в соответствующем фрагменте текста Л.С. Выготский цитирует Ф. Энгельса: «…Энгельс говорил, прослеживая процесс развития от обезьяны до человека, что труд создал самого человека. С тем же основанием можно было бы сказать, что новые формы труда создают нового человека, и этот новый человек будет только по имени напоминать старого человека “ветхого Адама”, - точно так, как по вели¬колепному выражению Спинозы, пес, лающее животное, напоминает небесное созвездие Пса» [14; 45].
Все эти совпадения и пересечения говорят в пользу того, что данная тема, во-первых, была чрезвычайно важна для Л.С. Выготского, во-вторых, что формулировки ее появились уже в 1923-1924 гг. и переносились с небольшими изменениями в тексты статей до 1927 г. включительно (в «Социалистической переделке человека» мы видим следующий этап разработки данной темы в новом идеологическом контексте). SOURCE: * in Russian: Завершнева Е.Ю. Исследование рукописи Л.С. Выготского "Исторический смысл психологического кризиса" // Вопр. психол. 2009. №6, с. 119 - 138.
As a matter of fact, the stuff is available in a somewhat less exotic and less funny looking language. So, the whole thing, inglese, goes as follows:
At least five
works contain quotes from Trotsky and ideas about the recasting of man,
as well as references to Proposition 17 from Spinoza’s Ethics: Pedagogical
Psychology [Pedagogicheskaia psikhologiia] (Vygotsky, 1926c); The Psychology
of Art, “The Science of Psychology” [Psikhologicheskaia nauka] ; “The
Socialist Transformation of Man” [Sotsialisticheskaia peredelka cheloveka]
(Vygotsky, 1930b), as well as a paper, “Psychology in Our School: How
Psychology Should Be Taught” [Psikkhologiia v nashei shkole. Kak nado
seichas prepodavat’ psikhkologiiu], which Vygotsky delivered before the
second All-Russian Psychoneurology Congress at a joint session devoted
to psychology, reflexology, and pedology held January 9, 1924.16 Below we
quote the ending of this paper in its entirety:
[E]veryone says, on the other hand, that psychology is truly now on a path
toward the achievement of a rationalization of the body’s most elemental
and blind forces and the mastery of the entire conscious and subconscious
apparatus of the mind and that it will subordinate it in the same way that
the world of outside forces is subordinated. Here, the boldest dreams will
pale in comparison with reality in the course of, perhaps, a few short years.
Trotsky talks in this regard about the consciousness of the new man, the
superman, but not in the Nietzschean sense of the word, not a new biological
breed, but a socially organized superman, enlightened through and through,
in every cache of the most elemental forces of the body, freed from the most
terrifying enslavement-enslavement to the self-and from the most bitter
dependence-on one’s own nerves and mind-by subordinating to himself
the play of the body’s inner forces as he does the outer forces of nature.17
The article “The Science of Psychology” offers yet another variation on
this theme:
But of course this psychology of the future-this theory and practice of the
superman-will resemble our contemporary psychology only in name, or, as
Spinoza so magnificently put it: non aliter scilicet quam inter se conveniunt
canis, signum cceleste, et canis, animal latrans, or, as the constellation Canis
resembles a dog, the barking animal (Spinoza, 1892, p. 29).18 This is why
the name of our science is dear to us-the name on which the dust of ages
has settled, but to which the future belongs. (Vygotsky, 1930b, p. 41)
It is interesting that in this article Vygotsky quotes not only Leon Trotsky’s
paper, “Questions of Cultural Work” [Voprosy kul’turnoi raboty] (Trotsky,
1924, pp. 83-84), which essentially repeats the ideas of his book Literature
and Revolution, but also the “renegade” Karl Kautsky, also in connection with
the idea of the superman (Kautsky, 1917, pp. 70-71):
Kautsky brilliantly demonstrated that the creation of the new man is not
the precondition for socialism, but its result. “Would we not be justified in
assuming that given such conditions a new type of man would be created
who stands taller than the tallest of types that culture has thus far produced?
This will be a superman, if you like, but he will be the rule, not the exception;
he will be a superman compared with his ancestors, but not compared
with those around him.” (Vygotsky, 1928, p. 45)
While it goes without saying that the term “superman” made its way into
the works of Trotsky, Kautsky, and Vygotsky via Friedrich Nietzsche, they
imbued it with a different content. For example, in “The Socialist Transformation
of Man” (1930), we see an attempt by Vygotsky to distance himself
from the non-Marxist philosopher:
In discussions of the transformation of man, of the creation of a new, higher
type of human personality and behavior, understandings of the new type of
man associated with Nietzsche’s writings on the superman are inevitably
encountered. . . . A mistake of this theory is that it ignores the fact that the
laws of historical human evolution are, at their core, different from the laws
of biological evolution, and that the fundamental distinction between these
processes is that man evolves and develops as a historical social being. Only
the elevation of all humanity onto a higher level of social life, only the liberation
of all humanity leads toward the emergence of a new type of man.
However this change in human behavior, this change in human personality,
must inevitably result in the subsequent evolution of man and the transformation
of the human biological type. Man, in struggling against old age
and disease, in mastering the processes that determine his own nature, will
undoubtedly bring the very biological organization of human existence to
a higher level and transform it. (Vygotsky, 1930b, pp. 43-44)
The text of this article is primarily structured around quotes from Karl
Marx and Friedrich Engels. The dreamy-prophetic tone with which Vygotsky
discussed the utopia of the superman in a new society found in early works
is replaced in “The Socialist Transformation of Man” with the tone of a
lecturer enumerating indisputable facts. The article brings in the term “new
man” and ideas about recasting man, but no longer links them to the works
of Leon Trotsky (his name is not mentioned). The corresponding fragment
in this paper cites Engels:
Engels said, in tracing the process of development from monkeys to humans,
that labor created man himself. One would be equally justified in saying
that the new forms of labor are creating a new man, and this new man will
resemble the old man, the decrepit Adam, only in name, in the same way
that, as Spinoza so eloquently put it, the dog, the barking animal, resembles
the heavenly constellation Canis. (Vygotsky, 1930b, p. 44)
All of this repetition and overlap speaks to the fact that this topic was, first
of all, extremely important to Vygotsky and, second, that his thoughts on it
were first formulated in 1923-24 and carried over with minor changes into
the texts of articles written before 1928 (in “The Socialist Transformation
of Man,” we see the further development of this theme in a new ideological
context).
SOURCE:
* in English: Zavershneva, E. Investigating the Manuscript of L.S. Vygotsky’s “The Historical Meaning of the Crisis in Psychology”. Journal of Russian and East European Psychology, vol. 50, no. 4, July-August 2012, pp. 42-63;
http://www.tandfonline.com/doi/abs/10.2753/RPO1061-0405500402 Thus, the list of Vygotsky's speculations on zee Übermensch (aka homo sapiens novus communiensis
) with refs to Nietzsche (indirect), Trotsky (unnamed, yet quoted), and Spinoza (several instances, named, quoted) includes titles such as:
* “Psychology in Our School: How Psychology Should Be Taught” [Psikkhologiia v nashei shkole. Kak nado seichas prepodavat’ psikhkologiiu] (conference presentation, unpublished manuscript presented in Petrograd in January 1924)
* Pedagogical Psychology [Pedagogicheskaia psikhologiia] (published, Vygotskii, 1926)
* The Psychology of Art [Psikhologiia iskusstva] (manuscript contracted for publication in 1926, but actually published posthumously in 1965)
* “The Science of Psychology” [Psikhologicheskaia nauka] (book chapter, Vygotskii, 1928)
* “The Socialist Transformation of Man” [Sotsialisticheskaia peredelka cheloveka] (journal article, Vygotskii, 1930)
The paper of 1930 happens to be available online, in the original:
* here:
http://red-w1ne.livejournal.com/113213.html (in html)
* or here:
http://lib.uni-dubna.ru/search/files/psy_kurek/~psy_kurek.htm (as a djvu, within a fairly lame book -- but who cares? -- direct link to the file:
http://lib.uni-dubna.ru/search/files/psy_kurek/1.djvu )
Yet, funny thing, Trotsky apparently did not abandon this line of thinking at least until 1932 when he gave a talk on November 27, 1932 in Copenhagen on the topic of what socialist revolution is. The last paragraph, in Russian, is really toxic and reminds us of the same guy just ten years before that:
Поднять человеческую расу
Но это не конец пути. Нет, это только его начало. Человек называет себя венцом создания. Он имеет на это некоторые права. Но кто сказал, что нынешний человек является последним и высшим представителем рода?
Нет, он физически, как и духовно, очень далек от совершенства, этот биологический недоносок, заболевший мыслью и не нашедший для себя органического равновесия.
Человечество не раз давало, правда, гигантов мысли и дела, которые поднимаются над современниками, как вершины над горной цепью. Людской род вправе гордиться своим Аристотелем, Шекспиром, Дарвиным, Бетховеном, Лапласом, Гете, Марксом, Эдисоном, Лениным. Но почему они так редки? Прежде всего потому, что они выходили почти исключительно из высших и средних классов; за редкими исключениями, проблески гениальности в угнетенных толщах народа погибали без расцвета. На также и потому, что самый процесс зачатия, развития и воспитания человека оставался и остается в основном делом случайности, не освещен насквозь, не рентгенизирован теорией и практикой, не подчинен сознанию и воле.
Антропология, биология, физиология, психология накопили горы материалов, чтобы поставить перед человеком во всем объеме задачу его собственного физического и духовного совершенствования и роста. Психоанализ приподнял гениальной рукой Зигмунда Фрейда крышку над тем колодцем, который называется поэтически "душой" человека. Оказалось, что наша сознательная мысль составляет только частицу в работе темных психических сил. Ученые-водолазы спускаются на дно океана и фотографируют таинственных рыб. Мысль человека, спустившись на дно его собственного душевного колодца, должна осветить наиболее таинственные движущие силы психики и подчинить их разуму и воле.
Совладав с анархическими силами собственного общества, человек возьмет самого себя в обработку, в ступу, в реторту химика. Человечество впервые взглянет на себя, как на сырой материал или в лучшем случае на физический и психический полуфабрикат. Социализм будет означать прыжок из царства необходимости в царство свободы также и в том смысле, что нынешний противоречивый, негармоничный человек расчистит дорогу новой, более высокой и более счастливой расе. (Аплодисменты. Часть аудитории поет "Интернационал").
27 ноября 1932 г.
SOURCE:
http://www.vif2ne.ru/nvz/forum/archive/217/217500.htm Los gringos that can not read the writings of tovarisch Trotsky in his mother tongue -- assuming his mother tongue was not Yiddish -- might enjoy this orgasmic stuff in translation. The quote in question:
The Future of Man
But this is not yet the end of the road. No, it is only the beginning. Man calls himself the crown of creation. He has a certain right to that claim. But who has asserted that present-day man is the last and highest representative of the species Homo Sapiens? No, physically as well as spiritually he is very far from perfection, prematurely born biologically, with feeble thought, and has not produced any new organic equilibrium.
It is true that humanity has more than once brought forth giants of thought and action, who tower over their contemporaries like summits in a chain of mountains. The human race has a right to be proud of its Aristotle, Shakespeare, Darwin, Beethoven, Goethe, Marx, Edison and Lenin. But why are they so rare? Above all, because almost without exception they came out of the middle and upper classes. Apart from rare exceptions, the sparks of genius in the suppressed depths of the people are choked before they can burst into flame. But also because the processes of creating, developing and educating a human being have been and remain essentially a matter of chance, not illuminated by theory and practice, not subjected to consciousness and will.
Anthropology, biology, physiology and psychology have accumulated mountains of material to raise up before mankind in their full scope the tasks of perfecting and developing body and spirit. Psycho-analysis, with the inspired hand of Sigmund Freud, has lifted the cover of the well which is poetically called the “soul”. And what has been revealed? Our conscious thought is only a small part of the work of the dark psychic forces. Learned divers descend to the bottom of the ocean and there take photographs of mysterious fishes. Human thought, descending to the bottom of its own psychic sources must shed light on the most mysterious driving forces of the soul and subject them to reason and to will.
Once he has done with the anarchic forces of his own society man will set to work on himself, in the pestle and retort of the chemist. For the first time mankind will regard itself as raw material, or at best as a physical and psychic semi-finished product. Socialism will mean a leap from the realm of necessity into the realm of freedom in this sense also, that the man of today, with all his contradictions and lack of harmony, will open the road for a new and happier race.
SOURCE:
https://www.marxists.org/archive/trotsky/1932/11/oct.htm http://psyanimajournal.livejournal.com/12280.html ________________________________________________
Владимир Слабинский: В январе 1924 году на II Всеросийском съезде по психоневрологии в соединенном заседании психологической, рефлексологической и педологической секций Владимир Михайлович Бехтерев дал бой новому направлению психологии фрейдо-марсизму. Изначально конференция была политизирована. Московские гости пытались выстроить полемику в русле столновения "новой советской психологии" и "старой буржуазной психологии". Данная стратегия уже привела их к победе над представителями "старомосковской психологической школы". Однако, петербуржцы, уклонились от обсуждения идеологии и сделали ставку на "классику" - научную проблематику. Победа осталась за Петербургской школой. Позиции "москвичей" очень наглядно представлены в работах Л.С. Выготского. Однако были и негативные последствия, из-за некоторой внешней схожести с фрейдо-марсизмом (и, возможно, из-за наличия принципиального глубинного противоречия) под запрет попала уровневая теория личности А.Ф. Лазурского.