В Русском Этнографическом музее есть экспозиция «Белорусы XIX - начало XX века» .
Белорусы - один из славянских народов, которые
проживают на восточно-европейской территории. Территория Белоруссии представляет из себя уникальную компактную зону расселения древних славянских племён, которые практически не были подвержены влиянию других этносов - романских, финно-угорских и тюркских.
Основная часть белорусов живёт в Республике Беларусь - государстве, которое получило свой новый официальный статус в начале 1990-х годов. В настоящее время представители белорусской нации проживают на всех континентах мира. За пределами Белоруссии проживают более 2 миллионов белорусов. В самой же Белоруссии проживает, по данным Министерства статистики, согласно переписи 14.10.2009 года - 9,489 миллиона человек, из них титульная нация составляет - 83,7 %.
Белорусы - представители восточноевропейского типа европеоидной расы. Белорусский язык входит в восточнославянскую группу индоевропейских языков. Его формирование происходило на протяжении ХIII-XVI веков.
Белорусы исповедуют в основном православие (около 80% верующего населения), однако есть значительное количество католиков (около 12%), есть группы протестантов и униатов.
Самые благоприятные условия для формирования и развития белорусского этноса сложились в ХIII-XVI веках, когда земли древнерусских княжеств, части современной Белоруссии постепенно вошли в состав Великого княжества Литовского. Этот историко-культурный процесс продолжался несколько веков и был завершён после подписания Люблинской унии в 1569 году. Уже в то время основные белорусские земли, которые в целом соответствовали территории расселения древнейших племенных объединений кривичей, полочан, дреговичей и радимичей, представляли единое пространство в этническом и культурном аспекте.
В результате трёх разделов Речи Посполитой, в 1772, 1793 и 1795 годах, между Россией, Австрией и Пруссией территория Белоруссии была присоединена к Российской империи.
Название «Белая Русь» было зафиксировано на немецких картах ХIII века и относилось первоначально к владениям Полоцкого княжества. По отношению к белорусским землям этот термин упоминался в ХVI-XVIII веках и присутствовал в титуле русского царя Алексея Михайловича, а после разделов Речи Посполитой присоединённые к России северо-восточные земли были названы белорусскими.
Среди толкований термина «Белая Русь» наиболее распространенной является вариант - «свободная, вольная, независимая» от Золотой Орды.
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ БЕЛОРУССИИ.
Этнографическая карта белорусского племени
Этнокультурный ландшафт Белоруссии XIX-XX века - это мир небольших замкнутых сельских поселений и городков - местечек.
Во время ярмарки происходил своеобразный диалог крестьян с внешним миром, всегда воспринимавшийся как праздник. Не случайно города для крестьян были «чужим миром», с иной культурой, противопоставленной сельской, ориентированной на диалог человека с природой. В их взаимодействии складывались этнические черты самобытной культуры белорусов, происходила самоидентификация, оформлялись основные поведенческие стереотипы.
БЕЛОРУССКАЯ ХАТА
Интерьер белорусской хаты
Свои жилища белорусы строили в основном из дерева - ель, сосна. Хата - так называется жилище белорусов, оно состояло обычно из двух помещений: жилой части - собственно хаты и нежилой - сеней, где хранился инвентарь для обработки земли, в зимнее время могли находились мелкий рогатый скот и домашняя птица. Обстановка хаты включала в себя печь, стол, лавки, полати, осветительное приспособление с трубой - комин с посветом.
Парадной частью хаты был красный угол с иконами, который был украшен узорными полотенцами - ручниками. Это место было предназначено для самых уважаемых гостей и хозяина дома. Здесь ставили последний сноп нового урожая, а во время свадьбы, по традиции, сидели жених и невеста.
Пространство между печью и торцовой стеной занимал настил для отдыха, над которым крепились полати, где обычно спали старики. Вдоль стен стояли лавки, в кухонном углу - шкафчик для посуды, ложкарня и скамейка для ведра с водой.
Перед печью в хате обычно были прикреплённые к балкам перекрытия жерди, шесты, на которых сушилась одежда, полотенца и пучки травы.
ЗАНЯТИЯ И ПРОМЫСЛЫ БЕЛОРУСОВ
ЗЕМЛЕДЕЛИЕ
Пахота
Сев
Жатва - уборка урожая
Земледелие было самым древним и жизненно важным занятием белорусов, основное место в котором занимало хлебопашество. Применялась паровая система обработки земли с трёхлетним циклом. Она заключалась в следующем: крестьяне делили землю на три равных поля. Одно из них засевалось озимой рожью, другое - яровыми (овсом, ячменем, пшеницей, гречихой, просом), а третье оставалось под паром - отдыхало. Наряду с трёхпольем вплоть до начала ХХ века сохранялась и древняя подсечно-огневая система, при которой на лесной поляне вырубали и сжигали лес, чтобы удобрить почву золой и пеплом. Основным пахотным орудием белорусов была соха, типы которой варьировались в зависимости от рельефа местности, почвы и климата. С конца XIX века пахотными орудиями, особенно на востоке Белоруссии, всё чаще становились железные плуги.
СКОТОВОДСТВО
Важнейшее занятие белорусов - разведение скота. Оно обеспечивало крестьянское хозяйство необходимыми продуктами питания и сырьём для домашних промыслов. Лошади и волы использовались в качестве тягловой силы для вспашки полей, а также как средство передвижения. Мелкий рогатый скот и домашняя птица составляли значительную часть пищевого рациона белоруса, особенно в праздничные дни.
ТКАЧЕСТВО
Изготовление тканей в домашних условиях выполнялось на горизонтальном ткацком стане, на котором вырабатывались разнообразные по качеству и назначению ткани: полотенца, скатерти, покрывала - постилки, домотканина для изготовления одежды.
ОДЕЖДА
Традиционный белорусский костюм в своей основе был единым. Его региональные особенности проявлялись главным образом в покрое, расцветке, характере украшений. Среди женских нарядов наиболее распространён был костюм, состоящий из льняной рубахи - сорочки; шерстяной юбки - андарака, саяна или литника; безрукавки - гарсета; фартука.
Существовали также различия в девичьей и женской одежде. Девушки носили обычно головные уборы не закрывающие волосы - повязки, венки, ленты, а замужние женщины покрывали волосы полотенчатыми головными уборами - наметками.
Мужской костюм состоял из рубахи с прямым разрезом ворота, выпущенной поверх льняных или суконных штанов - портов и валяной шляпы - маргелки. Верхняя одежда - кожух изготавливалась из овчины, свита - из белого или серого сукна. Мужская и женская свита, различались не столько покроем, сколько деталями, главным образом отделкой, цветовой гаммой, наличием или отсутствием украшений. Обязательным компонентом костюма был витой, плетённый или тканый пояс.
СВЯТКИ
Наиболее яркие черты праздничной белорусской культуры связаны со Святками, в которых соединились христианские и архаичные (языческие) традиции. Святками называют две недели зимних праздников, начинающихся с Рождественского сочельника (24.12/06.01) и заканчивающихся Крещением (06.01/19.01). По церковному календарю даты этого периода посвящены евангельским событиям, связанным с рождением Христа и его крещением в водах реки Иордан. В народной традиции к этим датам примыкает и празднование Нового года, который приходится на середину святочного периода (31.12/14.01 - «старый Новый год»).
Отличительной чертой Святок является повсеместно соблюдаемый запрет работать, особенно с наступлением темноты, что и определило народное толкование название этого праздничного цикла - «святые вечера». Тем не менее, при широко известном у славян название святочного периода - «коляда», Рождественский сочельник у белорусов часто именуется «первая коляда» или «голодная кутья» - по названию обязательного обрядового блюда этого времени - «кутьи», канун Нового года - «другая коляда» или «богатая, щедрая кутья» и, наконец, Крещение - «третья кутья» или «водяная коляда».
Вечером под Новый год и под Рождество совершались обходы дворов, во время которых носили «рождественскую звезду» в память о той звезде, которая в соответствии с христианскими представлениями вела за собой волхвов; исполняли песни о рождестве Христа. Но самой яркой чертой святочного карнавала были обходы домов колядниками и игры ряженых. На Крещение все принимавшие участие в ряженье должны были пройти церковный обряд очищения или искупаться в проруби. В этот день совершалось освящение воды, для чего шли крестным ходом к реке или озеру, к заранее приготовленной проруби. Называлось это «хождением на Иордан».
В Святки также давалось представление кукольного народного театра - «вертепа» или «батлейки». Своими истоками он восходит к средневековым рождественским мистериям. Наиболее распространённой темой была народная драма «Царь Ирод», соединившая христианские обряды с персонажами из народной жизни, ряжеными и колядниками.
Смотри также здесь:
http://www.ethnomuseum.ru/section660/1847/1855/2311.htm Оригинал взят у
shchapov_andrey в
Идентификация белорусов