По сообщениям Ордерика Виталия лютичи принимали участие в походах на Англию. В то время лютичи почитали Богов: Годана, Тора и Фрею.
В 1028 году, ободритский князь Готтшальк, воспитывавшийся в христианской традиции в Саксонии, бросил обучение (видимо, церковное) в Люнебурге, принялся мстить за смерть своего отца Удо нордальбингским саксам, так, что всё оставшееся в живых население трёх племён или провинций смогло поместиться в двух городах. Соседние саксонские герцоги, видимо, переживая о полном запустении владений, пленили Готтшалька, но вынуждены были вскоре отпустить, по всей видимости, поставив условием, что он не сложит власть. Готшшальк отправляется в изгнание в Данию к королю Кнуту. Какие отношения связывали его с данами можно лишь предполагать. Династические связи с данами были характерны для христианских ободритских князей его династии. Уже его дед Мстивой выдал свою дочь (тетю Готшалька) за датского короля Харальда Синезубого. О матери Готтшалька ничего не известно, однако, его отец носивший двойное (славянское и христианское) имя Удо-Прибигнева был известен в Дании, в частности - Саксону Грамматику. Не исключено, что датчанкой была и жена Удо, мать Готтшалька. Как бы там ни было, последний был хорошо принят при дворе и совершил вместе с Кнутом несколько походов. Адам (2-66) сообщает, что вместе с Кнутом он отправился в Англию и "провёл там долгое время". Далее (2-79) Адама сообщает, что в 1044 году : "Готшалк, возвратившись из Англии после смерти короля Кнута и его сыновей, как враг вступил в землю славян и, нападая на всех, внушил язычникам сильный страх". Из чего можно заключить, что Готтшальк провёл в Англии 16 лет. Гельмольд (1-19) в дополнение сообщает и о походе в Норвегию, говоря, что Готтшальк "будучи отпущен, ушел к королю данов Кнуту, и жил у негo много дней и лет, ища себе славы и доблестей в разных военных походах в Норманнии и Англии". Саксон ко всему этому указывает, что для возвращения на родину Готтшальку не только потребовалось провести несколько сражений с, по всей видимости, не желавшими принимать его подчинёнными, но и завоевал Саксонию. Последнее кажется фантастичным, так как в действительности он наоборот отличился тем, что передал часть ободритских земель саксонцам. Так в грамоте императора Генриха от 1062 года сообщается о передаче Ратцебурга в области Полаби саксонскому графу, что едва ли могло произойти без согласия Готтшалька, только что сделавшего город христианским центром и отстроив там церковь. Речь, если Саксония не была прибавлена датским хронистом "для красного словца", могла идти разве что о Нордальбингии, которую он разорял и "объезжал по обычаю" до изгнания и которой будут править два последующих ободритских правителя - Круто и Генрих. Кроме этого Готтшальк женился на дочери датского короля Свена Эстридсена (судя по всему, уже после прихода последнего на датский королевский престол). Поддерживая тесную дружбу с Саксонией и Данией, Готтшальк нажил себе множество врагов среди славян и плохо кончил в 1066 году.
Тремя годами спустя, в 1069-ом, участие в английском походе Свена Эстридсена достаточно неожиданно приняли лютичи. Ордерик Виталий в 6 книге рассказывает о том, как Свен Эстридсен направил в Англию на помощь Харальду все свои силы, а также использовал войска своих континентальных союзников - саксов, фризов, поляков и лютичей.
Неверный перевод Leuticii на английский как Lithuania при этом не должен смущать. Куда загадочнее заметка Ордерика о том, что прибывшие в Англию лютичи почитали Годана, Тора и Фрею :)). Появление их флота в качестве союзников Свена Эстридсена вообще вызывает много вопросов и без всяких Фрей. О флоте лютичей или какой-либо их активности на море не сообщается более нигде и никогда. Где могли они взять свой флот, если и на море-то по большому счёту, прямого выхода не имели? Куда естественнее было бы увидеть в этом сообщении поморян, но те, хоть и действительно были с лютичами, по всей видимости, одного происхождения и самыми близкими родственниками, едва ли так себя называли. Что могло сделать лютичей союзниками Свена? Лютичи - это четыре племени, которые в середине 11 века отметились междоусобной войной. Отпавшим от Ретры чрезпенянам удалось (видимо, с помощью Рюгена) победить три объединившихся против них племени редариев, толлензян и хижан. Тогда-то, кажется, и возникают исторические предпосылки для возможного последующего союза с данами. Проигравшие лютичи призывают на помощь против чрезпенян Готтшалька и датского короля Кнута, обязуясь содержать их войска за свой счёт. Разумеется, кроме того, что те смогли бы забрать у чрезпенян сами. По итогам этой войны Готтшальку отходит несколько лютичских провинций - области племени хижан или кессинов, чрезпенян и линонов - но не области редариев и толлензян. Был ли таков изначальный уговор или Готтшальк воспользовался ослаблением лютичей - не ясно. Можно было бы предположить, что лютичи, пришедшие на помощь Свену десятью годами позднее - редарии и чрезпеняне, отплачивавшие таким образом за помощь против редариев. Но призывали они не Свена, а Кнута. К тому же - это два самых удалённых от моря племени. До моря от них нужно было бы добираться по двум не самым полноводным рекам. Особенно слабо представляется значительный флот больших кораблей, способных дойти до Англии, на реке Толлензе. Два предложения Ордерика, таким образом, задают больше вопросов, чем дают новой информации. Если что и можно заключить из этого сообщения, так это то, что ободриты, Рюген и поморяне не были союзниками данов после языческого восстания 1066 года. Значит ли это, что все они подчинялись Круту? По крайней мере, можно предположить здесь некую "антихристианскую коалицию". Походы балтийских славян в Англию на стороне данов в XI веке при этом выглядят вещью достаточно обычной.
Оригинал взят у
nap1000 в
Участие балтийских славян в датских походах в Англию XI века.