Еще один Хорхе Букай в переводе Леонида Огородного

Jul 22, 2014 10:55


Хорхе Букай.

Иван Безногов* (…или искусство выравнивать книзу)
* Juan Sinpiernas

Иван Безногов был дровосеком.
Однажды он купил электропилу, полагая, что это облегчит его работу.
Идея была бы очень удачной, если бы он из предосторожности озаботился тем, чтобы сначала узнать, как пользоваться пилой; но он этого не сделал.
Утром, когда он работал в лесу, волчий вой показал, что дровосек вел себя беззаботно. Электропила выскользнула у него из рук, и Иван выронил ее себе на ноги.

Врачи ничего не смогли сделать, чтобы спасти его ноги, так что Иван стал жертвой пророчества, содержащегося в его фамилии, и был обречен провести остаток жизни в инвалидном кресле.
В течение нескольких месяцев после несчастного случая Иван пребывал в депрессии. Спустя год, казалось, он понемногу пошел на поправку.
Однако что-то препятствовало его психическому восстановлению, и внезапно он снова провалился в немыслимо глубокую депрессию.
Врачи отправили его к психиатру.
Иван, немного посопротивлявшись, все же отправился к специалисту.
Психиатр был приветлив и действовал умиротворяющее. Хуан немедленно почувствовал к нему доверие и вкратце рассказал о событиях, приведших его в такое расположение духа.
Психиатр сказал, что понимает причины его депрессии. Потеря ног действительно является весомым мотивом для тоски.
- Дело не в этом, - сказал Иван. - Моя депрессия не имеет отношения к потере ног. Не утрата дееспособности расстраивает меня больше всего. Больше всего мне больно от того, как изменились мои отношения с друзьями.
Психиатр открыл глаза и смотрел на него, ожидая, когда Иван Безногов закончит объяснения.
- До несчастного случая мои друзья каждую пятницу приходили, чтобы позвать меня на танцы. Раз или два в неделю мы сходились, чтобы поплескаться в реке или устроить заплыв. За несколько дней до операции мы с некоторыми из них чуть свет в воскресенье отправились на морскую прогулку. Но, как мне кажется, в результате несчастья не только я потерял ноги, но и мои друзья утратили всякое желание делить со мной досуг. Никто из них не спешит навестить меня с тех пор.
Психиатр смотрел на него и улыбался.
Он с трудом верил, что Иван Безногов не понимает абсурдности такой постановки вопроса.

Однако он все же решил четко объяснить произошедшее. Он лучше кого бы то ни было знал, что разум обладает эластичностью, позволяющей человеку не понимать явных и очевидных вещей.
Психиатр объяснил Ивану Безногову, что друзья не навещают его не из неприязни и не потому, что отвергли его. Как ни больно это сознавать, но несчастный случай изменил реальность. Нравится это ему или нет, но Иван больше не является идеальным компаньоном для тех развлечений, в которых они участвовали раньше.
- Но, доктор, - прервал его Иван Безногов, - я знаю, что могу плавать, бегать и даже танцевать. К счастью, я научился управлять своей коляской, и все это мне доступно.
Доктор успокоил его и продолжил свое рассуждение. Конечно, он ничего не имеет против того, чтобы Хуан развлекался как прежде. Более того, в высшей степени важно, чтобы он продолжал это делать. Просто теперь стало затруднительным разделять эти увлечения со старыми друзьями.
Психиатр объяснил Ивану, что он может плавать, но должен соревноваться с теми, у кого такие же трудности… Он может пойти потанцевать, но в такие клубы и с теми, кто тоже потерял ноги…Он может выходить на морские прогулки, но должен научиться делать это вместе с другими людьми с ограниченными возможностями.
Иван должен понять, что его друзья не могут быть с ним так, как они были раньше, потому что его способности и их способности различаются… Они уже не равны.
Чтобы заниматься тем, чем хочется, и многим другим, лучше привыкнуть делать это вместе с равными ему. Он должен, таким образом, направить свою энергию на то, чтобы создать новые отношения с равными ему людьми.
Иван почувствовал, что пелена упала у него с глаз, и это чувство успокоило его.
- Трудно передать, как я благодарен вам за помощь, доктор, - сказал Иван. - Я пришел по настоянию ваших коллег, но теперь понимаю, что они были правы.  Я понял вашу идею и уверен, что последую вашим советам. Огромное спасибо, было действительно важно придти к вам на консультацию.
«Новые отношения с равными» - повторял про себя Иван, чтобы не забыть.
Иван Безногов вышел из приемной психиатра и вернулся к себе домой.
Положил перед собой электропилу…
Он решил укоротить ноги всем своим друзьям и «создать», таким образом, нескольких равных.    
Оригинал взят у logos_ в Еще один Хорхе Букай в моем переводе. Добрая такая сказка

Букай, психотерапевтические истории, сказки, Огороднов

Previous post Next post
Up