Комментарий Мирослава к статье Гуревича.

May 31, 2013 08:45

Комментарий Мирослава к статье Гуревича. Вот к этой.

"Если «Перебранка Локи», действительно, содержит перечень нарушений асами табу, обязательных для людей, то можно предположить, что божественная природа асов освобождает их от строгого подчинения этим запретам. Но такое божественное пренебрежение тем, что не дозволено нарушать людям, есть тем самым подтверждение как могущества и особой природы богов, так и силы запретов, действующих вне пределов сакральной сферы. "

Это, пожалуй, основная мысль текста. Она ещё в дальнейшем повторяться будет. "Что позволено Юпитеру, не позволено быку" - только применительно к морали и нравственности. Однако сами Боги в "Старшей Эдде" явно не считают, что им всё позволено, судя по их реакции на слова Локи: они отвечают ему оскорблениями, угрожают, а в конечном счёте Локи приходится бежать. Были бы они "внеморальны", как считает Гуревич и, к сожалению, некоторые современные язычники - просто не обратили бы на слова трикстера внимание. Нужно также сказать, что, вероятно, далеко не все обвинения Локи истинны - часть их находит подтверждение в других источниках, а часть - нет.

Предположение о неподвластности Богов нормам морали предполагает наличие некоей непреодолимой пропасти между Богами и людьми, чуждости людям самой природы Богов. Однако в действительности мы не наблюдаем такого в скандинавском язычестве (да и не только в скандинавском). В "Речах Высокого" Один даёт людям советы, приводя примеры из своей жизни:

"Молод я был,
странствовал много
и сбился с пути;
счел себя богачом,
спутника встретив, -
друг - радость друга.
(...)
Девы нередко,
коль их разгадаешь,
коварство таят;
изведал я это,
деву пытаясь
к ласкам склонить;
был тяжко унижен
жестокой и все ж
не достиг я успеха. "
Разве такое было бы возможно, если бы Боги были чужды людям?
К слову сказать, среди советов Одина в "Речах Высокого" встречаются и нравственные нормы:
"Драгоценен огонь
для сынов человека
и солнца сиянье;
если телом ты здрав,
то здоровье, а также
жизнь без порока
(...)
Советы мои,
Лоддфафнир, слушай,
на пользу их примешь,
коль ты их поймешь:
злые поступки
злыми зови,
мсти за злое немедля."
(...)
над гостями не смейся,
в дверь не гони их,
к несчастным будь щедр."

Нужно ещё сказать, что учёный-религиовед Мирча Элиаде, по-видимому, связывал начало Рагнарёка именно с безнравственным поведением Богов: "Рагнарёк («судьба богов») или конец света наступит не мгновенно. Разрушение уже коснулось самого древа Иггдрасиль: его листву съел олень, кора гниет, а корни поедает змей Нидхёгг. После идиллического начала истории боги начали между собой бессмысленную войну, в ходе которой в Асгарде завелась похоть. Предпоследний акт трагедии - убийство Бальдра. Последний - разгул всех чудовищных сил, которые асам удалось на время покорить: Локи и его потомков, волка Фенрира и великого мирового змея. После того, как явятся страшные предзнаменования, на Асгард набросятся все силы разрушения: Локи во главе безжалостных великанов и Сурт, властелин Муспелля, со своими огненными демонами, которые подожгут мироздание. Асы и их противники уничтожат друг друга: волк Фенрир убьет Одина, сын Одина Видар убьет Фенрира, Тор и великий змей убьют друг друга, Сурт убьет Фрейра; все небесные огни погаснут, и погруженную во мрак землю поглотит море. Затем земля снова выйдет на поверхность, станет владением благого и невинного Бальдра и безгрешного людского рода; они станут жить под золотым небосводом". (Мирча Элиаде. Словарь религий, обрядов и верований.) Конечно, это лишь интерпретация, трактовка - но трактовка, принадлежащая весьма неглупому (мягко говоря) человеку.

"ни асы, ни Локи не опровергают бросаемых им обвинений, Богов возмущает, по-видимому, не клевета, а дерзость Локи, нарушение им мира на пиру"

Как уже было сказано выше, Асы отвечают Локи - в том числе и аналогичными обвинениями. Нельзя сказать, что их не задевают обвинения. Да и клевета вовсе не исключена.

"Античные божества столь же мало моральны и справедливы, как и германские"

Здесь хочу отметить, что многочисленные античные мифы о Богах, совершающих безнравственные поступки, привели, в конечном счёте, к тому, что многие люди просто перестали верить в эти мифы. В частности - Платон и его последователи, Пиндар, а также, если мне не изменяет память, сторонники учений пифагорейцев и стоиков. Правда, при этом ударились в крайность - объявили Богов абсолютно нравственно совершенными.

Ещё весьма интересную мысль по этому поводу высказал Любомир, жрец московской славянской общины "Славия":
"Полагаю, что А.Я.Гуревич упустил самое важное в своем анализе. А именно, что Боги сознают собственное несовершенство и нарушения установленных ими же правил взаимоотношений. Т.е. языческие Боги способны к рефлексии, к критическому восприятию собственных поступков и к самосовершенствованию на этой основе. Эта способность характерна не только для Богов из «Старшей Эдды», но и для Богов известных по мифологическим сюжетам Эллады, Индии, Шумера, Египта… Эта способность отсутствует у Бога из Ветхого Завета, и лишь до некоторой степени она присутствует у Христа, он способен усомниться в правильности собственных действий. Впрочем, в рамках христианского богословия это должно трактоваться не как способность нераздельно-неслиянного Бога Отца, Сына и Святого Духа, а как способность человеческого воплощения Христа.

Вопрос о моральности-аморальности Бога - это в первую очередь вопрос о способности критической, рефлексивной оценки Богом, совершаемых им поступков и намерений, которая является необходимой предпосылкой морали, нравственности. Очевидно, что эта предпосылка присутствует у многих языческих Богов (в отличие от Бога в авраамических религиях), она засвидетельствована в соответствующих мифологических сюжетах.

Вторая важная предпосылка для решения вопроса о моральности-аморальности Бога - наличие определенной этики, идеала, к воплощению которого Бог может либо осознанно стремиться, либо вынужден стремиться из непреложной необходимости высшего Закона, который Боге может нарушить. Языческие Боги во многих мифологических системах признают над собой подобный Закон. Моральность Бога или человека заключается не в том, что он не имеет дурных, порочных, несправедливых, злобных, подлых… намерений и не совершает подобных поступков. Моральность Бога и человека в том, что он способен устыдиться собственных намерений и поступков изнутри, без какого принуждения и устыжения со стороны других, и следуя этому даже пойти на определенные самоограничения (лишения, жертвы…). Языческие Боги во многих мифологических сюжетах способны к этому (опять же, в отличие от Бога в авраамических религиях). Так Зевс знает, что совершил много несправедливости, и в определенный момент раскаивается в этом, что становится основанием для освобождения Прометея Гераклом, сыном Зевса. "

"Здесь позволительно привести параллель. В Древнем Египте кровосмесительство, строжайше запрещенное для всех, было обязательной нормой для богов-фараонов, женившихся на своих сестрах. Каков смысл этого обычая? Видимо, он заключался в том, чтобы подтвердить запрет инцеста. Логика поведения богов и людей мыслилась не подобной, а контрастной"

Вообще-то древнегреческий историк Диодор утверждает, что инцест был общей нормой для египтян.
"У египтян, вопреки общему обычаю людей, законом установлено жениться на сестрах - по причине удачного примера Исиды. Ведь она жила как жена со своим братом Осирисом и, после того, как он умер, более не допустила сожительства ни с одним мужем. Она отомстила за убийство Осириса и провела жизнь, царствуя в высшей степени законно, и стала причиной наиболее многочисленных и величайших благ для всех людей."
Однако, многие исследователи действительно отрицают его существование вне пределов царской семьи. Вот только причиной обычая кровосмесительных браков среди фараонов, как правило, считают стремление к сохранению чистоты божественной крови, а не "контрастную логику". Говорится также, что "египтяне считали своих богов в высшей степени нравственными и стремились им подражать."
Стоит отметить, что в египетской мифологии есть Маат, Богиня Правды, Вселенского Закона (в том числе нравственного), которому подчинено всё мироздание, - и Боги не являются исключением. Вот миф, подтверждающий это:
"Через двадцать семь дней своего царствования Геб решил обойти владения и отправился на восток. Там он встретил людей, которые рассказали ему о доблести Шу, о том, как Шу сражался с Апопом и как утвердил на своей царской короне Солнечное Око.
- Это Око, - сказали люди, - обладает великой силой. Его сияние уничтожает всех врагов.
И Геба обуяла неодолимая зависть. Он решил во что бы то ни стало заполучить Солнечное Око и отправился на поиски. Через несколько дней он увидел Око у подножия горы. Издав радостный клич, Геб бросился к нему и хотел уже было его схватить, но Око вдруг превратилось в кобру-урей и выпустило яд. Бога земли охватило пламя, и он свалился в лихорадке.
Узнав о случившемся, Гелиопольская Девятка собралась на совет. Было решено лечить Геба. Но никакие лекарства, никакие чудодейственные зелья и волшебные заклинания не помогали больному богу.
Тогда Девятка сказала:
- Пусть он созерцает сияние бога Ра - солнечный Ах.26) Это исцелит его. [113]
Ра осветил своим Ах большой камень, и этот камень возложили на голову Геба. Лихорадка сразу прошла. (...) Исцелившись, Геб решил, что отныне он будет жить в полном согласии с миропорядком, установленным богиней Маат, и больше не творить беззаконий. Он воззвал к богам Великой Девятки, прося научить его строить храмы, орошать земли и сеять зерно.". Источник.

"Воздерживаясь от других параллелей, какие дают и древняя история, и этнография, посмотрим, как обстояло дело у германцев. Сексуальное перевертывание, имеющее прямое отношение к сфере сакрального, зафиксировано у германцев еще в древности. Тацит («Германия», гл. 43) сообщает о жрецах племени лугиев, одетых в женское платье. Между тем в быту не только переодевание, но даже ношение мужчиной одежды, незначительными, казалось бы, деталями напоминавшей женскую, было достаточным основанием для того, чтобы жена могла развестись с мужем. Самым тяжким оскорблением считалось обвинение в половом извращении. В основе «хулительных» песней или стихов лежали именно такие обвинения. Итак, и у германских народов запрет кровосмесительства и извращения находил свое подтверждение в негативной форме - в недейственности в среде богов, вообще в сакральной сфере. "

Сексуальное перевёртывание в сакральной сфере куда более сложная тема, имеющая иные объяснения. "Недейственность" запрета на инцест в среде Богов весьма сомнительна - немалое число мифов содержит сведения, опровергающие это утверждение - к уже упомянутой реакции скандинавских Богов на обвинения Локи, добавлю, что одним из преступлений упомянутого выше египетского Бога Геба была кровосмесительная связь со своей матерью. Обвинение Одина "мужем женовидным" в "Перебранке Локи", строго говоря, связано не прямо с "половыми извращениями", а с практикой сейда - северного шаманизма, традиционно являвшегося женским занятием. Но сам факт такого обвинения указывает на то, что скандинавы не считали половые извращения нормальными в среде Богов.  Интересующимся же причинами обрядовой "смены пола" рекомендую к прочтению работу Мирчи Элиаде "Мефистофель и Андрогин" - в частности, главу "Ритуальная андрогинизация". Здесь приведу лишь небольшую цитату из неё:
"речь идет, в общем и целом, о том, чтобы выйти за пределы себя, преодолеть свою частную ситуацию, насквозь историзированную, и восстановить изначальную ситуацию - расположенную по ту сторону человеческого, по ту сторону истории, поскольку она, эта ситуация, предшествует образованию человеческого общества; ситуация эта парадоксальна, ее невозможно поддерживать в мирском, профанном времени, в рамках истории, но важно периодически ее возобновлять, чтобы восстанавливать, хотя бы на мгновение, изначальную полноту, непочатый источник сакральности и могущества."
Завершить же эти размышления я хочу словами из РигВеды:
"Три света Варуна три неба
с Митрой держа три поднебесья
умножая державы силу
охраняйте обет нетленный.
Стада Варуны жизнетворны
медоносны Митры потоки
три быка сверкающих порознь
оплодотворяют три мира.
На заре я зову и в полдень
молю Адити на восходе
Митру-Варуну о богатстве
о благе родопродолженья.
Миру светлому и земному
сыны Адити вы опора
Митра-Варуна и все боги
не преступят ваших обетов".

Оригинал взят у miroslav_kgn в Несколько комментариев к статье Гуревича.

традиция, архетипы, Мирослав

Previous post Next post
Up