И.И.Мечников, А.И.Яроцкий, С.Л.Франк - родоначальники позитивного куста психотерапий

May 17, 2013 14:36

(С) Слабинский В.Ю. Философия любви С.Л.Франка, психология оптимизма И.И.Мечникова и лечение идеалами А.И.Яроцкого как базис позитивной психотерапии жителей мегаполиса / доклад на Пятых чтениях, посвященных памяти А.Ф.Лазурского, 15.05.2013, Санкт-Петербург

Уважаемые коллеги, позвольте поздравить нас всех с первым юбилеем - Пятыми Лазурскими чтениями.

Основная цель нашего проекта - возвращение в научный обиход идей Александра Федоровича Лазурского и других представителей Петербургской (Ленинградской) школы психотерапии, а также рассмотрение актуальных задач современности через призму этих идей для обозначения путей решения.

Одной из таких актуальных задач является изучение психологических особенностей и проблем жителей мегаполиса с целью выделения специфических факторов, влияющих на распространенность известных и возникновение новых психических расстройств. По всей видимости, актуальность данной задачи вызвана тем, что вследствие целого ряда экономических, политических, культуральных и иных причин сформировалась новая среда обитания человека -  новый географический ландшафт - мегаполис. Уместно вспомнить, что еще Владимир Михайлович Бехтерев сущность психического связывал с регулированием отношения организма к среде. Представления Бехтерева развивали его ученики и последователи, прежде всего, Александр Федорович Лазурский, предложивший концепцию эндо- и экзопсихики и уровневую теорию личности, и Владимир Николаевич Мясищев, до конца своей жизни разрабатывавший психологию отношений. Из западных ученых в первую очередь необходимо отметить немецкого психолога Вильяма Гельпаха. История взаимоотношений Гельпаха и Лазурского освещалась в моем докладе на предыдущих Лазурских чтениях.



Автор понятия «патоморфоз» Вильям Гельпах (1877-1956) был и одним из основателей географической психологии. В своих книгах: Нервность и культура (1902), Геопсихология (1911), Психология окружающей среды (1924), Обозрение религиозной психологии (1939), Человек и народ большого города (1939), Социальный организм (1944), Психология культуры (1953) Гельпах убедительно показал большую значимость географических и других средовых факторов в патоморфозе и неоморфозе психических расстройств. К схожим выводам в результате своих исследований пришли Карл-Густав Юнг, Карен Хорни, Ролло Мэй и ряд других психотерапевтов.

В своих работах Гельпах выделил: геопсихологические, психосоциальные и технопсихологические факторы. Каждый из этих трех видов факторов воздействует на личность двумя способами через рефлексию человеком смыслового содержания получаемых впечатлений, и посредством психологических изменений, связанных с физиологией. В США в 1958 году, вскоре после смерти Гельпаха, была образована исследовательская группа Вильяма Иттельсона (William Ittelson) и Гарольда Прошански (Harold Proshansky), поставившая целью исследовать - каким образом элементы пространственной и архитектурной окружающей среды психиатрической больницы воздействуют на поведение пациентов. Результаты, полученные группой, явились основанием для изменения больничной архитектуры. В последующем группа расширила сферу исследования, выявляя связи между поведением человека и физической средой в общем. Гарольд Прошански предложил концепцию местности-идентификации (Place Identity) - это «подструктура самоидентификации личности, состоящая из ее представления об окружающем физическом мире». Следует учитывать символическую важность местности как средоточия наполняющих жизнь эмоций и взаимоотношений. Местность-идентификация является включением в личностное мировоззрение связанных с определенными характеристиками окружающей среды и их проявлениями воспоминаний, интерпретаций, идей, представлений, чувств. Схожие идеи постулируются в экологической психологии. Термин экологическая психология был предложен Роджером Баркером в начале 50-х годов ХХ века. Согласно базовой теории Баркера, поведение человека кодируется социальными символами, в роли которых могут выступать места общего пользования. Например, в магазине люди ведут себя как покупатели, в школе - как ученики, в церкви - как прихожане, и так далее. Междисциплинарный характер географической психологии обуславливает внимание к таким, казалось бы, далеко отстоящим друг от друга проблемам, как устойчивое развитие территорий и общества, анализ комплексных средовых условий, стрессовое влияние среды на продуктивность личности, профессиональное выгорание, технологии здорового образа жизни и повышение качества жизни. Географическая психология пересекается с такими дисциплинами, как эргономика, архитектурная психология, социо-архитектура, поведенческая география, социальная экология и другими.

При изучении актуальных научных идей американской школы психологии и современных мировых психотерапевтических трендов можно обнаружить их схожесть с идеями петербургских врачей и психологов круга Бехтерева. Возможно, это связано с тем, что при всех бросающихся в глаза внешних различиях наблюдается удивительное системное соответствие социально-психологических ситуаций начала ХХ и  начала ХХI веков. Читая статьи, письма, воспоминания людей начала прошлого века, невольно отмечаешь поразительную актуальность их наблюдений, суждений, поступков. Приведу только несколько примеров. В 1883 году, открывая в Одессе Русский съезд естествоиспытателей и врачей, Илья Ильич Мечников отмечает наличие катастрофической ситуации в высшей школе: «В то время как в высших сферах заявляется открыто, что в России на кафедрах хорошие чиновники предпочтительнее самых выдающихся ученых, - со стороны молодежи обнаруживается не меньшее пренебрежение к науке». Яроцкий в 1907 году отмечает, что нищенские зарплаты врачей не только снижают качество медицинских услуг, но и ухудшают их душевное здоровье. В 1887 году Владимир Михайлович Бехтерев реагирует на политические события такой фразой: «Мы подвергаемся действию психических микробов и находимся в опасности быть психически зараженными». Действительно, общество было расколото, легитимность законной власти подвергалась сомнению. О высоком градусе социального напряжения свидетельствуют события, произошедшие на II Русском съезде психиатров в Киеве, когда после речи Бехтерева конференция была закрыта, а часть участников арестована, и только благодаря усилиям Ивана Алексеевича Сикорского ситуацию удалось переиграть. Даже такие, казалось бы, ультрасовременные стереотипы сетевого общения как исчезновение уважения к экспертам, нарушение психологических границ, троллинг, наблюдались задолго до появления интернета и социальных сетей. В предисловии 1908 года Мечников со скрытым раздражением вступает в пререкания с раскритиковавшим его в некой своей брошюре земским врачом и показывает научную несостоятельность оппонента и огрехи его университетского образования. В наши дни подобные взаимодействия происходят в социальных сетях. Остались неизменными и выделенные Гельпахом характерные городские феномены, такие как толкотня, сверхстимуляция, непрерывность изменений и движения, спешка, постоянное ощущение опасности. Кроме того, важно отметить, что в обществе начала ХХ века были распространены идеи нигилизма и упадничества, а депрессия ощущалась не просто нормой, а неотъемлемой частью жизни обеспеченного класса.

Естественно, что на фоне всех перечисленных факторов и особенностей жизни специалисты продолжали поиск путей решения как общественных, так и индивидуальных проблем. Наши современники, специалисты по коучингу утверждают, что самые эффективные адаптационные реакции - это те, которые в литературе называются «мировоззренческим сдвигом». Понимали это и наши учителя, поэтому отнюдь неслучайно для достижения «мировоззренческого сдвига» была впервые в мире сформулирована позитивная парадигма, а решения актуальных проблем искались ими в русле позитивного подхода.
Одним из пионеров нового позитивного направления в психологии стал нобелевский лауреат в области медицины профессор Илья Ильич Мечников (1845-1916).


К слову, сегодня очередная годовщина - Мечников родился 15 мая 1845 года. Конечно, наибольшую известность ученому принесла созданная им фагоцитарная теория иммунитета, однако, был период, когда Мечников всерьез занимался психологией, поэтому отнюдь неслучайно им были написаны книги «Этюды о природе человека» (1903), «Этюды оптимизма» (1907), в которых ученый сформулировал основы позитивной психологии. Уважаемые коллеги, в этом году мы отмечаем еще один юбилей - 110 лет позитивной психологии Мечникова. Сам Илья Ильич в предисловии к первому французскому изданию «Этюдов оптимизма» так пишет об этом: «Четыре года назад в книге «Этюды о природе человека» я сделал попытку изложить оптимистическое воззрение на жизнь. Если в числе очень сложных задатков человеческой природы, имеющих свой источник в ее животных предках, немало дисгармоничных черт, причиняющих нам несчастье, то в ней нет недостатка и в свойствах, которые могут обеспечить человеку счастливое существование. Мои мысли вызвали довольно многочисленные возражения, на которые я хотел бы ответить по возможности обстоятельными объяснениями. Я это и делаю в настоящей книге, присоединяя к тому же ряд очерков по вопросам, очень близко касающимся моей теории». Важно подчеркнуть, что практически теми же словами более чем полвека спустя начнет свою первую книгу Носсрат Пезешкиан. Любопытно, что начало работы Мечникова над авторской моделью психологии оптимизма совпало с началом работы у него в лаборатории другого исключительно одаренного русского врача - Александра Ивановича Яроцкого (1866-1944).



Коренной петербуржец Яроцкий в 1889 году с отличием окончил Военно-Медицинскую Академию. В 90-93 гг. он работает земским врачом в Новгородской и Тверской областях, и дважды стажируется в Париже в клиниках Шарко и Эвальда. В 1898 году Яроцкий защищает в Петербурге докторскую диссертацию «Об изменениях величины и строения клеток поджелудочной железы при некоторых видах голодания». 1901-1903 гг. вновь работает в Париже, на этот раз в институте Пастера в отделении профессора И.И.Мечникова. Нам видится, что встреча и совместная работа двух русских ученых обогатила не только Яроцкого, но и Мечникова. Результатом для Мечникова стали две книги, посвященные позитивной психологии. Яроцкий же, правда, уже работая в Юрьевском университета под началом профессора Владимира Федоровича Чижа, разработал первую в мире модель позитивной психотерапии, которую он назвал арете-терапией и описал в изданной им в 1908 году книге «Идеализм как физиологический фактор».  Справедливости ради отметим, что в момент рождения «психотерапии идеалами» Яроцкого личностно-ориентированная психотерапия делала свои самые первые шаги. Конечно, с современной точки зрения позитивная психотерапия Яроцкого была скорее опередившей время теоретической новинкой, нежели практико-ориентированным методом и поэтому не получила большого распространения среди психотерапевтов, чему поспособствовал и отход самого Яроцкого от психиатрии и возвращение его в соматическую медицину. Тем не менее, его идеи повлияли на развитие концептуальных представлений Ухтомского, Лазурского, Мясищева. Так, Яроцкий одним их первых разработал систему представлений о роли отношений в жизни человека и свойствах высшего уровня его отношений к окружающему миру. Ставя перед психотерапией задачу «полного нравственного перерождения личности» в целях оздоровления организма и достижения личностного расцвета (как тут не вспомнить «мировоззренческий сдвиг»), Яроцкий обосновывает ее на материале исторических и клинических данных (включая не только психогенные, но также соматические и инфекционные заболевания). Кроме того, именно, Яроцкий доказал, что душевные переживания изменяют ход химических процессов и деятельность мышц и желез внутренней секреции, и включил эти позиции в свою психотерапию, значительно опередив время и став одним из родоначальников психотерапии психосоматических расстройств (Баранова Г.В., 2000). Несмотря на отход Мечникова от психологии и Яроцкого от психотерапии, их идеи пусть и не сразу, но существенно повлияли на творчество европейских коллег. Большую роль в этом сыграл еще один представитель круга Бехтерева - русский философ Семен Людвигович Франк (1877-1950).



Франк был другом и единомышленником Лазурского. Они вместе работали над психологической программой исследования личности, обсуждали и разрабатывали концепцию отношений личности. Неудивительно, что Франк не только был в курсе всех новинок, всех событий в мире русской психологии и психотерапии, но и принимал самое деятельное участие в жизни профессионального сообщества. После высылки из Советской России на «пароходе философов», Франк развернул бурную деятельность в Европе. Роль Семена Людвиговича в диалоге петербургской и швейцарской психотерапевтических школ подробно рассматривалась нами в докладе на Третьих Лазурских чтениях. Поэтому только напомним, что учениками Франка считали себя Людвиг Бинсвангер и Мишель Фуко, а Мартин Хайдеггер посредством своих книг находился в живом диалоге с русским философом. Между этими двумя яркими философами шла определенная борьба за то, каким путем будет развиваться экзистенциализм. Сумрачный германский гений Хайдеггер сделал акцент на разработке идей «одиночества», «заброшенности», «бессмысленности существования», и повлиял на эмоциональный окрас европейской экзистенциальной психотерапии. Солнечный русский космист Франк в качестве антитезы постулировал философию любви и стал одной из предтеч позитивных психотерапий - «Любовь есть попытка воспитать внимание и зоркость души к истинной реальности всего конкретно-сущего, научить ее воспринимать в нём его ценность и притягательную силу, благодаря чему любовь как субъективное чувство, любовь предпочтение, прикованная к одному или немногим избранным существам, превращается в универсальную любовь, - в любовь как общую жизненную установку».

Подводя резюме, следует отметить, что если западные, прежде всего, европейские философы и психологи в основном фиксировали актуальные психологические проблемы, то наши соотечественники предложили вариант решения этих проблем в русле сформулированного ими позитивного подхода в психологии и психотерапии.

обучение психотерапии, Франк, позитивная психология, Русское Географическое Общество, Лазурский, позитивная динамическая психотерапия, Слабинский, обучение психологии отношений, теория метода, Мечников, Яроцкий, Лазурские чтения, история психотерапии

Previous post Next post
Up