Глубинная метафора: от отношений В.Н.Мясищева к l’imaginaire Жильбера Дюрана

May 06, 2013 12:38

(С) Слабинский В.Ю. Глубинная метафора: от отношений В.Н.Мясищева к l’imaginaire Жильбера Дюрана / доклад на круглом столе «Метафора как когнитивный ресурс в профессиональной коммуникации психолога» секции психологии Дома ученых РАН, Санкт-Петербург, 30.04.2013

Уважаемые коллеги, благодарю Вас за возможность участвовать в обсуждении за круглым столом столь интересной темы. Уже более 20-ти лет я занимаюсь психотерапией, из которых последние десять развиваю метод Позитивной Динамической Психотерапии. Это интегративный метод, базирующийся на идеях Петербургской (Ленинградской) школы психотерапии: Бехтерева-Лазурского-Мясищева-Карвасарского. По известному выражению Галины Львовны Исуриной (2000), интегративная модель может развиваться в-основном за счет ассимиляции одним из психотерапевтических методов других, не противоречащих этому подходу теоретических положений и методических приемов других систем психотерапии.

Данный круглый стол посвящен профессиональной коммуникации психолога. Позволю себе напомнить, что выделяют несколько организационных форм общения: монолог, диалог и полилог.



Монолог - эту форму я и другие выступающие демонстрируют во время чтения докладов. По всей видимости, по замыслу организаторов отдельные монологи должны образовать некое пространство полилога, подобно тому, как ручьи образуют реку. Но самая сложная в плане реализации, и самая важная для психотерапии форма общения - это диалог. Дело в том, что диалог - это не просто обмен мнениями, это особый модус существования. Диалог - это многоуровневое пространство, созданное метафорой, пространство инсайта и катарсиса. Как справедливо подчеркивают экзистенциалисты, диалог невозможен без взаимного уважения и понимания ценности Встречи. Таким образом, диалог - это культура взаимоотношений. Используя в своей повседневной практике метафоры, психотерапевт решает множество психотерапевтических задач (об этом сегодня уже рассказывали и расскажут еще), однако, прежде всего, он способствует развитию взаимоотношений с клиентом. Кроме того, уместно вспомнить, что Жак Лакан называл способность поддерживать диалог важнейшим критерием психического здоровья.

Напомню, что одним из ключевых, идентификационных понятий Петербургской (Ленинградской) психотерапевтической школы является теоретическая концепция «отношения», предложенная Мясищевым в 30-е годы 20 века. Как известно, Владимир Николаевич до конца своей жизни разрабатывал эту концепцию, постепенно перейдя от «системы отношений»  к «психологии отношений».

«Отношение» для Мясищева выступает одновременного как строгий научный термин (во многих своих публикациях он  уточняет характеристики отношения), и как глубинная метафора, позволяющая описать его видение природы человека, и созданную им психотерапевтическую модель. Как известно, Владимир Николаевич Мясищев достаточно жестко критиковал и фрейдовский психоанализ, и бихевиоральную терапию. В тоже время, он настойчиво искал психотерапевтические идеи, созвучные его собственным мыслям. Именно поэтому Мясищев особо выделял - клиент-центрированную психотерапию Роджерса, построенную вокруг идеи самостоятельности клиента, и психодраму Морено, где реализуется концепция спонтанности и креативности. Нам видится, что список идей, позволяющих развивать психологию отношений, может быть продолжен, прежде всего, концепцией  l’imaginaire Жильбера Дюрана. К слову, сам Дюран базисом своей теории называл рефлексологию Владимира Михайловича Бехтерева.

К сожалению, среди российских психологов и врачей работы Жильбера Дюрана пока еще малоизвестны, надеюсь, что мое выступление хотя бы отчасти исправит эту ситуацию.

Жильбер Дюран родился 1 мая 1921 года, профессор университета Гренобля, ученик таких мастеров как Юнг, Башляр, Корбен. В своем научном творчестве Дюран интегрирует научные дисциплины, изучение которых Зигмунд Фрейд считал необходимым для психоаналитика: психиатрию, сексологию, мифологию, литературную критику, историю цивилизаций, психологию религий. В свою очередь мы уверены, что дальнейшее развитие научной психотерапии, прежде всего, возможно на стыке психологии, истории, этнографии.  Развивая идеи своих учителей, Дюран предложил новое видение структуры личности. Ключевой концепцией Дюрана, позволяющей понять его теорию, является l’imaginaire. В современной русскоязычной литературе данный термин принято приводить либо по-французски (на языке оригинала), либо русскоязычной калькой - имажинер. Дело в том, что дискуссии о правильном переводе на русский язык термина l’imaginaire еще продолжаются. Так, заведующий кафедрой социологии международных отношений МГУ, профессор Александр Гельевич Дугин предлагает переводить l’imaginaire как «воображение». Он пишет: «Имажинэр - первичное свойство, оно представляет собой одновременно: нечто, что воображает (воображение как инстанция), то, что воображается (воображаемое) того, кто воображает (воображающий или воображающее), сам процесс (воображение как функция) и нечто, что является общим и предшествующим и тому, другому, и третьему (собственно «имажинэр»)». Несомненно, это правильное (одно из возможных) понимание и правильный перевод, но, к сожалению, данный перевод заметно сужает поле возможного дискурса, что становится особенно заметно при обсуждении психологической стороны концепции. Поэтому нам более близким к мысли Дюрана видится перевод l’imaginaire  понятием «отношение». Имажинер - это нечто, объединяющее понятия «Логос и Мифос».

В контексте темы нашего круглого стола рассмотрим лишь второе из них. Мифос Дюрана - это не просто новое слово, придуманное для обозначения бессознательного. Мифос - это смягченный вариант Хаоса Гераклита. Мифос - это гиперметафора, порожденная всей совокупностью человеческих текстов, - от древних сказок до современных научных теорий. Однако, и это важно, по Башляру, воображение и сны (грезы), выражаемые в поэзии и мифологии - это не антитеза логоса, но его неотъемлемая часть. Эта сторона человека не противостоит Логосу, она его вскармливает. Это очень важная идея - Мифос определяет Логос. Таким образом, Дюран дает нам ключ к пониманию теории, над которой Мясищев работал в последние годы своей жизни. Дюран выделяет три режима имажинер - героический, мистический и драматический. Все человеческие тексты укладываются в данную топику. Рекомендую познакомиться с циклом лекций - по введению в теорию античного фольклора - профессора ЛГУ Ольги Михайловны Фрейденберг. Примечательно, что эти блестящие лекции были написаны в Ленинграде, во время блокады.

Нам видится, что каждый из названных режимов реализуется в соответствующем, выделенном Мясищевым, кластере отношений личности. Героический режим оборачивается деятельностным подходом в отношениях с внешним миром вещей и явлений, драматический - во взаимоотношениях, а мистический - позволяет интегрировать новые идентичности и, тем самым, изменять отношение к себе.

Таким образом, знание теории Дюрана позволяет работать с глубинной метафорой, и посредством смены ведущего режима имажинер не просто прорабатывать невротический внутриличностный конфликт во всех его проявлениях, но, по выражению Жиля Делеза, менять сам модус существования, что через решение базового конфликта позволяет целенаправленно изменять актуальный жизненный стиль.

Благодарю за внимание!

обучение психотерапии, позитивная динамическая психотерапия, Слабинский, обучение психологии отношений, Петербургское психологическое общество, теория метода, Дюран, Гильдия Психотерапии и Тренинга, Петербургская школа психотерапии, Мясищев

Previous post Next post
Up