Возвращение Богов

Mar 04, 2013 22:07

Л.Р.Прозоров пишет:

(из книги Владимира Ларионова "Сокровенный путь в Беловодье", М.:Яуза, 2005, с.364-378)
Небольшое пояснение пояснение - кто не знает, Владимир Ларионов убежденный православный христианин. Тем удивительнее и тем большего уважения заслуживает и его оценка описанных им событий, и его поведение.

Вернемся к иным знамениям времен, похоже, - «предпоследних» - знакам времени. Я .обещал вначале рассказать об удивительной находке на.вершине Бронницкого холма, сделанной мной в 1998 году; Но.началась эта история, как и вообще Русская история; .конечно. же, в Новгороде Великом. В 1997- году,., будучи в этом (самом любимом мной городе.на планете,, я зашел во двор Знаменского собора, который на .летнее время становится базой археологов. Моя давняя знакомая -Люба с истинной любовью, показывала мне новейшие археологические, находки, которые по неведомым мне причинам никогда не станут достоянием общественности и уйдут в запасники, где и канут в Лету, не выполнив своего предназначения. А ведь это. .еще одно из наших с вами, уважаемый читатель, открытий.; Оказывается, у знаков времени есть враги, назовем их в рабочем, порядке «злыми эльфами», которые, откопав из земли нечто уникальное, власть имеют все это зарыть так глубоко, что уже не будет найдено никогда. В том 1997 году я немного oneредил эльфов. После того как мне были показаны остатки резной мебели XI века, по которой можно было без труда догадаться, что наши предки окружали себя такой красотой, о которой современному обывателю остался только мечтать (кто об этом в современной России знает?!), я обратил внимание на странный предмет, стоявший во дворе, прямо у стены Знаменского собора. Будучи по образованию индологом, я премного удивился. Если бы мне показали это в Индии, то я бы, совершенно не сомневаясь, атрибутировал бы фигуру из белого известняка как Шива-лингам, т.е. изображение мужского "достоинства бога Шивы. Нечто очень похожее я видел в храме Шивы в Индии, в Бангалоре; Но я был в Новгороде, а предмет был найден, на Троицком раскопе в слоях XI века. Фигура изображала собой конический столбик сантиметров: 60-70. высоты, с четко видимым ободком «шапочки», и идущей от. нее вниз таким же вручную обработанным ободком «бородки».; Форма фигуры, и , особенно «бородка» - все это выдавало в находке  языческого идола, связанного с поклонением наших предков мужскому фаллосу, считавшемуся священным. символом плодородия. Не удивительно, ли, что эта находка прямо подтверждает, работы наших исследователей, пишущих о древних связях славянства и ариев, ушедших в Индию? Кроме того, эта находка вообще должна была дать толчок новым исследованиям и древнего славянского язычества и вопросов, связанных с проблемой заселения славянами новгородских земель, да и многому другому. И как вы думаете, где же сейчас эта уникальная находка? Неизвестно.


Идол с Троицкого раскопа. Фото В. Ларионова



Удивительно, но ученые мужи, возглавлявшие археологическую экспедицию, посчитали, что это не идол, а обычная придорожная коновязь. И это в Новгороде?! В Новгороде, где за отсутствием крупных залежей камня вce делалось из дерева. Уму непостижимо, для чего надо было прикладывать усилия и обтачивать камень, когда в несколько минут коновязь можно было вытопить из деревяшки.  Для уважаемого читателя я предоставляю фотографию этой археологической находки, которую, скорее всего, никто уже и не увидит, чтобы самим судить, что это, идол или коновязь. Однако главная история, связанная с этим идолом, а я уверен, что это так и есть, впереди. В том.же, 1997 году, в октябре, я со знакомой жег костер в Новгороде на Перыни. Тогда еще это можно было делать, так как в Перынском скиту царил организационный бардак. В качестве , мнимых послушников туда прибывали на зимовку бомжи и алкоголики всего Северо-Западного региона. «Послушничали» они тем, что собирали пустые бутылки, коих было немало на Перыни, и отправлялись сдавать их в город. Вырученные средства тут же и пропивались. Так вот, сидим мы мирно у костра. И захотелось мне присесть на большой валун, который еще весной того же года рыба- . ки вытащили из обмелевшего Волхова, а мы с другом в мае перетащили к нашему любимому костровому месту. Й вот я, приспосабливая этот самый валун пОд свои анатомические особенности, перевернул его и остолбенел. Передо мною была точная копия идола' с Троицкого раскопа, только из другого камня и менее хорошо сохранившаяся. Это был гранит с большим включением пирита, золотой крошки. На солнце камень просто переливался золотом. Учитывая то, что валун пролежал более тысячи лет- в реке', а затем еще побывал на углях .рыбацкого костра, он стал очень хрупким. Для начала я


Идол с Перыни. Соучастник находки Татьяна. Фото В. Ларионова.

решил его спрятать в ближайшей крапиве. Буквально в руках он развалился у меня на две части. Слава Богу, все части с каймой вокруг «головы» и части с каймой «бородки»'остались целыми. Далее я прибежал в Юрьев монастырь и рассказал настоятелю о находке.'Настоятель же тогда планировал сделать музей в крипте Крестовоздвиженского храма Юрьева монастыря и был крайне обрадован случившемуся. Еще бы, ведь.археологи давно перекопали Перынь, нашли место трех капищ, костровища, но вот идолов-то и не нашли. Да по-иному, и быть не могло. По летописи, мы доподлинно знаем;., что деревянную статую Перуна' сволокли в Волхов, отобрав у идола его священные палицы, которые -до XVII века хранились затем в храме Бориса и Глеба, в новгородском Детинце, а каменные идолы, о которых летописец знает, разбили и побросали также в воду, И вот тысячелетие спустя каменные идолы, всплывают: И продолжают всплывать. Года три назад, тоже осенью, в обмелевшем Волхове,'прямо напротив Перынского храма я обнаружил странную цепочку валунов^ тянувшуюся прямо к центру реки. Вероятно, это могли быть остатки' старой пристани или сооружения, по которому по деревянным настилам вытягивали лодки. Однако в цепочке валунов мое внимание привлек странный' камень, носивший следы явной обработки. Он был очень необычной- формы. Вместе со скитоначальнйком о. Димитрием Мы выволокли камень из реки, , и он хранится до сей поры в Перынском скиту.' Итак, языческие древности Господина Великого, Новгорода буквально всплывают. К чему бы это? Этот вопрос задавал себе не только я, но и настоятель. Но тогда он разрешил мне взять тележку и перевезти идола в одну из комнат Перынского скита. Это я смог совершить со своим другом только месяц спустя. Пока мы грузили идола на тележку, он совсем рассыпался на части. Я очень расстроился,, но решил;, что в декабре приеду с каким-нибудь чудо- клеем й все склею.- Приехали мы большой компанией; только на Рождество 1998 года. .Чудо-клей был у меня на руках. Прилетаем мы в скит, подбегаем к тогдашнему начальнику скита о. Владимиру и просим скорее открыть шестую комнату главного корпуса, где мы и сложили священные исторические реликвии нашего языческого прошлого. Отец Владимир молча открыл дверь ключом. Комната была, пуста! У. меня в глазах потемнело. Где .же идол? Отец Владимир Сначала делал вид, что вообще не понимает, о чем, собственно, идет речь. Хотя именно он в ноябре .1997 года давал нам тележку, и запирал идола' на ключ. Наконец он сознался. Настоятель Юрьева монастыря, видимо, после долгих бессонных ночей принял решение идола утопить вторично, как это н сделал» наши предки тысячу лет назад. На вопрос, к чему всплывают идолы, он . дал простой ответ: не к добру. Как знать? Но. .разве современному христианину не понятно, что бесы давно выбрали себе другие обиталища. Современный расхристанный человек, впав в состояние мистического возбуждения, уже никогда не будет молиться камням. У него есть иные, объекты поклонения: зеленые человечки в скафандрах и с занятными трубочками вместо носа; далекий «космический разум» и прочая дребедень. У него совсем другие идолы. В технократических фантазиях современного инфантильного разума свили бесы свои новые гнезда. Причем далеко не все эти новые истуканы можно взять и утопить в. реке. Бесы многому научились за последнюю тысячу лет христианской эры в России. Метая в воду свидетельства нашего дохристианского прошлого, мы ни на йоту не приближаемся к духовному оздоровлению нашего общества. Просто мы лишаем его древней истории, корней, в чем помогаем как раз всем бесам современности. Итак, я узнаю,что величайшая археологическая реликвия утоплена. Я давно не плакал, но тут ком подошел к горлу. Из шока я не мог выйти долго, Дальше начались чудеса, да не в решете. Я не могу сказать что,- но что-то подтолкнуло меня изнутри, и я пошел в Перынь опрашивать бомжей о деталях утопления идола. Ведь должен же был быть реальный исполнитель. Камень был далеко не легким. И если лед только появился в декабре и был тонким, то я не мог себе представить человека; который, рискуя жизнью, потащил бы по льду идола подальше от берега. А если его бросили в воду до заморозков, то это вообще должно было бы быть, около берега. Я не терял надежды летом отыскать хотя бы небольшие кусочки реликвии.
Вы знаете, что меня поразило в скиту: Вся. бомжеватая братия была в курсе случившегося и искренне мне сочувствовала. Почему-то именно эти люди с обочины жизни понимали, что мы потеряли нечто, большее,/чем просто булыжник. Оказалось,' что .уничтожение идола, было поручено некому.Якову. Обитатели скита уверили меня, что Яков понял, что приказание носит Оттенок чего-то предосудительного и не стал топить идола, но спрятал его где-то. На Перыни лежал глубокий- снег.. Яков уже исчез из скита, и больше его никто не видел. Насельники Перыни вместе со мной обшаривали разные подсобные помещения. Уверяю; делали они это не за деньги.или за бутылку, хотя я в благодарность и давал им денег «на хлеб и воду» и чуть больше. Но они сами не просили. Был и трогательный случай, когда бомжи привели, в марте нас с другом к своему умирающему товарищу, который вместе с Яковом исполнял поручение по низвержению кумира. Человек без возраста лежал на .кровати. Он еле дышал. Его страшно избили в городе. Приехала милиция разбираться. Удивилась нашему присутствию. Я пошутил, что мы ведем свое независимое расследование» но по другому.делу. «Менты» даже не обратили внимания на эти слова. Хотя почему бы нас не допросить, кто мы и откуда, и как нас занесло в сей неурочный час на Перынь. Им было абсолютно наплевать, на нас, на избитого бомжа, на все. Побитый человек, хрипя, подтвердил, что идол не утоплен. Я удивился, что в столь серьезном состоянии он сразу понял, о чем речь,- и не послал нас подальше, но обнадежил. Мы оставили денег его-друзьям, которые за ним нежно ухаживали! Странно, но эти люди, теряя внешний человеческий облик, внутри остаются зачастую очень человечными, иногда более, чем мы, благополучные. Утром наш последний информатор умер: Царствие ему Небесное. Узнав об этом, я был просто потрясен. Человек перёд , смертью разговаривал с нами об идоле. Казалось бы; ну что ему за дело до странных чудачеств двух благополучных и сытых москвичей. Ан нет. же. Не считал он это блажью упитанных умников. Вот уж поистине чудеса. Несколько раз приезжал я в марте и в начале апреля на Перынь. Бродил, искал, рылся в снегу. Все бесполезно, И вот середине апреля снится мне в Москве странный сон, будто я гуляю по Перыни вместе с девушкой, с которой, собственно, и нашел идола. Я будто теряю её из. виду и нахожу в кустах глубокую и пустую яму, всю аккуратно выложенную досками. Даже дно дощатое. Во сне я зачем-то. прыгаю в эту яму. А ;вот. выбраться- не могу и начинаю звать на помощь Татьяну, а именно так звали мою спутницу. На этом и просыпаюсь, не сказать прямо, что в холодном поту, но в задумчивости. И вдруг, лежа в постели, мысль-молния. И правда же, в Перыни, на том месте, где я во сне видел яму, есть большая яма для отходов. Больше, я не сомневался, ни секунды. Я тут же беру билеты в Новгород. Татьяна меня встречает. Приезжаем в Перынь, и я, ничего ей заранее не объясняя, бегу к этой яме. Снег почти уже весь сошел. И вот, не добегая еще до ямы, я уже все вижу. Остатки идола, именно остатки, сброшены прямо в. эту самую злополучную яму. Все, что было ценного в идоле, развалилось на мелкие фрагменты.. И далеко не все фрагменты были здесь. Я тщательно выгреб из ямы все, что нашел, и спрятал в корнях огромной сосны, которая впоследствии высохла, и ее уже нет. Может, тоже знак? Думаю - случайность. Несколько месяцев,приезжая в Питер по делам, я возвращался домой через Новгород и вывозил остатки идола домой. Наконец, все было собрано и отмыто. Уже на даче с Другом, с помощью клея и цемента мы собрали фрагменты вместе. Осталось не так. много, но, главное, остался местами характерный ободок «шапочки» и «головы» идола. И осталась фотография, как он выглядел, когда я его только обнаружил. И стоит этот осколок нашего великого былого на моем шестисоточном дачном участочке. И мне почему-то грустно от подобного символизма. А нужно ли нам еще величие, былое и грядущее?


Идол в Бронницкой церкви. ФОто В. Ларионова.
В августе 1998 года мы с товарищем, возвращаясь из- Новгорода в Москву, заезжаем в. Бронницы и залезаем на священный Бронницкий холм. Церковь разрушена. Прямо посредине -церкви кто-то устроил костровое место. Вы знаете, я почти не удивился; когда прямо у кострища увидел валун, гранита с уже знакомым мне ободком, носящим следы обработки. А как же иначе могло быть? Ведь и Бронницкий холм был языческим святилищем в древности. И разве случайно здесь-же мы обнаруживаем. свидетельство все того же культа? Пусть бронницкий. камень и не столь очевидно похож на идола Это никак не может служить аргументом против существования особого культа священных камней у славян. Возможно, камень уже от природы носил какие-то особью .знаки, которые в глазах наших , предков делали его священным. Далее требовалось лишь небольшое человеческое- вмешательство, и получался или фаллический символ или нечто семантически ему очень близкое. Впоследствии очень похожие на бронницкий экземпляр камни я находил в других, далеко - не случайных местах Новгорода. Один из камней был найден на Хутыни где в древности было языческое святилище, возможно, не: уступавшее но значимости Перыни, а другой камень еще осенью 1998 года мы с друзьями обнаружили прямо возле археологического раскопа на Рюриковом Городище Новгорода. Судьба этих камней мне неизвестна. Удалось только сфотографировать-камень на Хутыни, да и то не очень удачно. Два последних камня, хоть и не несли следов явной человеком совершенной обработки, все же были из того же типического ряда находок в местах бывших языческих святилищ, что вряд ли является случайностью. .


Идол в Варламо-Хутынском монастыреаа


Идол, найденный в 19 веке на реке Шексне, в Новгородском музее. Фото В. Ларионова.

Два года пролежал камень на вершине Бронницкого холма в Церкви. Мы с другом даже показывали его двум молодым геологам из Новгорода, и они подтвердили, что на камне явно есть следы человеческой обработки. В 2000 году я рассказал жене историю о Новгородском идоле и о. бронницкой находке. Мы решили более не искушать судьбу. Камень я увез, как я сам себе по- : обещал, до лучших времен на дачу. А то, не ровен час,.и: от него ничего не осталось бы. Пошел бы под фундамент нового коттеджа на реке Мете. Теперь в моей коллекции есть похожие камни, которые я нашел под полом храма в Вельском Устье Псковской области; Есть у меня и загадочный, плоский, камень из Ладоги, на котором высечены кресты очень архаичной, домонгольской формы. Есть у. меня и остатки выброшенного на кладбищенскую помойку каменного Креста, из Изборска, по виду века XIV или начала XV. Иными словами, на моем дачном участке мной создана миниатюрная аналогия музею древних камней под открытым небом, который есть например, в Минске. Есть в моей коллекции и фотография очень характерного камня из пушкинской усадьбы Михайловское..


Идол из Михайловского. Фото В. Ларионовааа
Еще в Пушкинские времена из этого камня сделали «спинку» каменной скамьи в саду. Но удивительная форма камня, все так же напоминающая фаллические символы плодородия, которым поклонялись древние, а также хорошо известные факты, что на территории усадьбы множество курганов славян-кривичей, а неподалеку" от каменной скамейки на поляне, очень вероятно, было языческое святилище, позволяет сделать предположение, что перед нами еще один поверженный' языческий идол. Но все началось со спасения новгородского идола, который всплыл из Волхова, возвращая нам знания о седой древности, когда в Новгороде правил князь Рюрик и, как знать, приносил жертвы у этого необыкновенного камня. Я полностью отдаю себе отчет в том, что кто-то может решить, что я отношусь к той породе не очень нормальных людей, которым знаки мерещатся всюду. И утренний осадок кофейной-гущи такие люди, готовы, трактовать как знамение конца времен. Понимаю. Я сам в ужасе от таких больных. И. поверьте, очень не хочется выглядеть таким же чудиком. Хотя, как читателю не сделать такой вот, например; немудрящий вывод из прочитанного. Нашел один странный человек пару камней, и вот ему уже в болезненной гордыне мнится, что вечность разговаривает только, вот с ним одним на; своем языке символов: Во-первых, .я сознательно ничего не искал. .Эти находки, все до.единой,.сделаны.совершен-, но случайно. Затем, речь, ведь идет не о том, что я дома обнаружил предметы; нижней одежды незнакомого мне мужчины, по поводу которых жена не может дать вразумительного. объяснения, что стало поводом для меня мучительно задуматься о символике данной находки; и попытаться установить причинно-следственную связь между ней и тем фактом, что у меня начинают чесаться и роговеть две шишечки на голове. Речь идет действительно об уникальных вещах. И это понятно всем, кто интересовался древнеславянским язычеством, от' которого, ничтожно мало сохранилось материальных памятников. Мне в руки попались предметы, которые важны не-для меня лиЧно, нО для всей нашей-отечественной истории, настоящей, в которой так нуждается сейчас русский народ." Заметим так же, что. я не профессиональный археолог. Я не ищу в своих находках особого профессионального гешефта, сделав из .них сенсацию. Я полагаю, что идолы попались мне в- руки вовсе не для меня лично. Эта весть всём нам, что ясно по характеру исторической значимости подобных реликвий седой старины русского. народа. Для меня эти находки не награда, но задание - сохранить их и донести информацию о них всем, кому дороги наши , корни. Эти знаки времен не для меня, но для всех и каждого, кто готов их видеть и понимать.' Вы спросите: почему же появление этих знаков было ограничено во времени и .пространстве? Почему их нахождение было связано с определенной камерностью? Мне думается, Что все по-настоящему важное совершается на земле тихо, прикровенно, вдали от возбуждённых толп и фанфар. Знаки времени - это..не сыпь ветрянки,- которая распространяется стремительно и носит «демократический» характер поветрия. В моих ощущениях нет случайности сделанных мною находок, нет никакой экзальтации и самолюбования-. Просто мне посчастливилось стать тем проводником, через который эти предметы вновь стали достоянием нашей истории, нашей национальной традиций. Восстановлено важное звено сокровенной цепи Духовной истории наших пращуров. И случалось это именно сейчас, когда в который раз за последние 80 с лишним лет кажется, что Россия на краю гибели. И в этом тоже, особый символизм переживаемого нами времени.

Оригинал взят у smelding в ЯВЛЕНИЕ ИДОЛОВ

символы, инферно, символизм, архетипы, Русь, инквизиция, славяне

Previous post Next post
Up