Этика в психотерапии и психологическом консультировании

Nov 29, 2022 11:54

Виктория Рассабина Так много всего происходит, чем хочется поделиться, но часто просто не хватает времени на то, чтобы оформить это в слова.

Например, 6 часов в неделю по вечерам с октября месяца, вместе с коллегами мы продолжаем своё обучение адвайзингу. Хотя мне здесь совсем не подходит слово обучение. Это очень тёплая передача знаний - наставничество от уже совершенно своих с колоссальным жизненным и профессиональным опытом коллег. Абсолютно с каждым уже были какие-то профессиональные пересечения и вопросы. На деятельность каждого преподавателя лично я равняюсь многие годы. Тонкости и общее виденье, масштаб и нюансы - вот про что больше наши встречи.

Каждая встреча - кладезь практического опыта и понимания, как именно решаются вопросы на уровне коллегии адвайзеров, Комитета по обучающей личной терапии и выше в ППЛ. Невероятно ценно быть в этом пространстве и понимать, что мне доверяют.

В среду была вторая встреча с Владимиром Юрьевичем Слабинским, председателем Комитета по этике и защите профессиональных прав. Я конечно же была на определенном уровне осведомлена, как работает Комитет, но после этих встреч, тема раскрылась для меня иначе.

Когда звучит тема этики, как-то чаще встречаю мнение, что не защищен клиент. Оказалось, что специалисты порой не защищены куда больше. Разбирая реальные обезличенные до кейсов жалобы на членов ППЛ испытала гамму разных чувств. Ведущими же были спокойствие и благодарность за тот труд, который выполняет Комитет, я чувствую защищенность.





К сожалению, мой клиентский путь сложно назвать легким. Я попадала и уходила из очень разных пространств, как индивидуально, так и в группе. Секс с клиентами, манипуляции денежного характера, использование своего положения и влияния в том числе на несовершеннолетних и многое другое происходило на моих глазах и возмущало до глубины души. Почему так случалось?

15 лет назад, когда я активно искала пространства, большинство из них было стихийно организованными, без принципов этики, многие вообще принимали у себя дома и это считалось нормой.

Сейчас часто клиенты хорошо осведомлены о том что ок, а что нет. Коллеги чаще всё-таки проходят свою личную терапию и посещают супервизию, и это невероятно важно. Последние годы, когда количество специалистов увеличилось, начался естественный процесс самоочищения профессии. А также естественный и взрослый процесс саморегуляции - появились органы власти в проф. сообществах.

Увы, те, кто нарушает этику, всерьез не вступают ни в какие проф. сообщества намеренно, чтобы рычагов воздействия было как можно меньше. Однако мне нравится тенденция текущего времени. Этические нормы опубликованы, этические разбирательства происходят, а это значит, что профессия становится более весомой и стандартизированной, как следствие, клиенты смогут получать более квалифицированную услугу, коллеги смогут иметь важные ориентиры.

Работа Комитета крайне непростая, но невероятно ценная для оздоровления всей профессии. Этический кодекс - это тот документ, с которым мне видится важным должен быть ознакомлен не только психолог, но и клиент, чтобы иметь представление, что такое психотерапия.

Слабинский, Рассабина, этика в психотерапии, ОППЛ

Previous post Next post
Up