В качестве иллюстрации нарушения принципа нейтральности (см. текст от 03.04.22) используем пример из открытой публикации. Итальянский лакановский психоаналитик и супервизор Сержио Бенвенуто в Европейском журнале психоанализа (который сам же и учредил) напечатал статью "Психоанализ в войне. Дебаты с российскими коллегами" (Pyschoanalysis in the War. A Debate with Russian colleagues, European Journal of Psychoanalysis).
Сержио Бенвенуто пишет: "28 февраля у меня состоялась встреча с одной из групп, действующей более 20 лет, для обсуждения клинических случаев. Я ознакомился с клиническим случаем. Но прежде, чем его комментировать, я хотел бы спросить у каждого из вас ваше мнение о нынешней войне на Украине".
После того, как высказался каждый член группы, Сержио Бенвенуто отказался проводить супервизию, объяснив это так: "Я не считаю это западноевропейской войной против россиян, совсем нет! Я вижу в этом войну между теми, кто ВЕРИТ В ЛИБЕРАЛЬНУЮ ДЕМОКРАТИЮ, КОТОРАЯ ЯВЛЯЕТСЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫМ УСЛОВИЕМ ПСИХОАНАЛИЗА, и теми, кто в нее не верит. Кажется, я понимаю, что вы не верите в нее. ПОСКОЛЬКУ СУЩЕСТВУЕТ ЭТИКА ПСИХОАНАЛИЗА, СУЩЕСТВУЕТ ПОЛИТИКА ПСИХОАНАЛИЗА. Расставанием с друзьями [российскими психоаналитиками], с которыми я счастливо сотрудничал много лет, я хотел внести свой маленький вклад в украинское сопротивление вторгшимся. Я пытался показать им [русским], что некоторых диктаторов нельзя безнаказанно поддерживать. ЕСЛИ ВЫ [российские психоаналитики] ДЕЛАЕТЕ ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ВЫБОР, ВЫ ДОЛЖНЫ ЗАПЛАТИТЬ ЦЕНУ. Даже если цена минимальна: остаться без клинических супервизий".
Сержио Бенвенуто родился в Неаполе в 1948 году, учился в университете Париж 7, магистр психологии (1973) и магистр социологии (1976). Среди крупных французских интеллектуалов было много нон-конформистов (они придерживались левых взглядов, зачастую троцкизма или маоизма) и среди них практически не было либералов-глобалистов (мейнстрим - это моветон). Сержио Бенвенуто же позиционирует себя как приверженец мейнстрима - генеральной политической линии либерального глобализма. Этот важный факт заставляет по-новому переосмыслить его заявления о "свободе личности", "диссидентах и диктаторах" и др. И неслучайно, что свой "Европейский журнал Психоанализа" Бенвенуто открыл в Нью-Йорке (странное место для учреждения итальянского журнала) в 1995 году. Крупные проекты: с 2011 года преподает психоанализ в Киевском институте глубинной психологии и Школе психотерапевтов Esculapio в Неаполе (Италия).
Рассказывая о своем отце (1916 г.р.), Сержио Бенвенуто пишет: "КОГДА РАЗРАЗИЛАСЬ ВОЙНА ПРОТИВ АНГЛО-АМЕРИКАНЦЕВ И СОВЕТОВ...". В интерпретации Бенвенуто (а он лакановский психоаналитик и слов просто так не произносит) история ХХ века видится какой-то нелепой случайностью - "вдруг разразилась война". А ведь речь идет о самой страшной войне в истории человечества. Войне, в которой погибло 27 миллионов советских людей, более 20 миллионов китайцев, миллионы европейцев, корейцев и этот список можно продолжать и продолжать. Вина за развязывание Второй Мировой войны лежит и на фашистской Италии как ближайшем союзнике нацистской Германии. Гитлеру очень нужен был этот союз, только он позволил укоренить нацизм среди немцев. Союз с фашистской Италией метафизически превратил нацистскую Германию в Третий Рейх - правопреемник Священной римской империи германского народа. Важно напомнить, что англо-американцами, начиная с амнистии 1946 года в Италии вместо денацификации проводилась декоммунизация с целью построения анти-СССР (анти-России). В этом причина того, что, по сути, будучи наследником итальянских фашистов, Сержио Бенвенуто не чувствует персональную вину за преступления Второй Мировой войны и описывает ее как некую нелепую случайность.
Далее Серджио Бенвенуто прямо отождествляет Россию с Нацистской Германией, что из уст наследника итальянских фашистов звучит по меньшей мере странно и неприлично. Он пишет: "Я представляю себе в 1940 г. психоаналитика с гитлеровскими симпатиями, который просил бы меня о супервизии: предоставил бы я его? Конечно, нет. Даже если гитлеровский аналитик не совершил никакого преступления, а просто дал себя привлечь, как и многих других, соглашаясь с идеями фюрера".
Наконец-то Сержио Бенвенуто переходит к своей главной цели: "Мы прощаемся, одни улыбаются мне, другие выглядят разъяренными. Мы по разные стороны баррикады не потому, что они русские, а я итальянец, БАРРИКАДА МЕЖДУ ПОДДЕРЖИВАЮЩИМИ ПОЛИТИКУ ПУТИНА И ТЕМИ, КТО С НЕЙ БОРЕТСЯ. (Я сказал себе: если уровень поддержки путинской политики в России среди этих аналитиков такой же, как и в стране, то поддержка тотальная)".
Важно! Сержио Бенвенуто отказался проводить супервизию российских психоаналитиков из-за того, что они поддерживают руководство своей страны.
Вопросы:
1. Почему для Серджио Бенвенуто политические убеждения супервизантов стали так важны именно сейчас, а не 20 лет назад?
2. Предупредил ли Серджио Бенвенуто 20 лет назад своих супервизантов о том, что для него вера в либеральную демократию является обязательным условием психоанализа?
3. Предупредил ли Серджио Бенвенуто 20 лет назад своих супервизантов о том, что для него супервизия - это пропаганда западной политики, идей либералов-неоконов?
4. Вернул ли Серджио Бенвенуто гонорар за срыв контракта на проведение супервизий?
Резюме. Сержио Бенвенуто нарушает принцип нейтральности (пишет прямо: "ДАЖЕ ПСИХОАНАЛИТИК НЕ МОЖЕТ БЫТЬ БЕСПРИСТРАСТНЫМ") и демонстрирует, мягко говоря, вполне осознанную неприязнь (агрессию) к определенной социальной группе (российским психоаналитикам, своим супервизантам) и сочувствие и поддержку другой социальной группе (своим украинским ученикам). Причем автор ссылается на психоаналитическую технику «отыгрывания вовне» (acting out) как на этический принцип (что не так) и сам же этот принцип нарушает.
Важно подчеркнуть, что психоанализ как психотерапевтическая модальность родился в момент, когда Зигмунд Фрейд предложил использовать (и ограничиться этим) для «отыгрывания вовне» (acting out) техники «толкования» (talking cure). Нарушение заключается в том, что вместо проговаривания и анализа своих чувств автор наказал своих супервизантов действием - отказался от продолжения супервизий. Тем самым Сержио Бенвенуто превратился в агрессора в треугольнике Карпмана (агрессор-жертва-спасатель).
Продолжение следует...