В среду на заседании Профессиональной Медицинской Психотерапевтической Ассоциации (ПМПА) Александр Бессмертный (Oleksandr Bezsmertnyi), к.пс.н., прочитал доклад на тему: "Когнитивный стиль и лингвистика психотерапевтов из стран СНГ". В докладе обобщались результаты 2-летнего исследования, проведенного в виде интервью с психотерапевтами (врачами и психологами). Сами видеоинтервью можно найти в интернет по названию проекта "100 смыслов психотерапии". На заседании я, к сожалению, не присутствовал потому, что по средам читаю лекции на цикле "Философия и психология отношений (к 145-летию со дня рождения С.Л.Франка)". Запись смог посмотреть только сегодня, и поскольку уважаемый докладчик, отвечая на вопрос из зала, сослался на наш с ним разговор, позволю себе небольшой комментарий.
Александр Бессмертный (Oleksandr Bezsmertnyi) сказал дословно следующее: "Доктор Слабинский мне говорил о том, что проводилось похожее когда-то исследование то ли в 70-е, то ли в начале 80-х годов, но он мне не сказал, что за исследование. Похожее в том смысле, что записывали, ну, брали интервью у психотерапевтов, по-моему в штатах, но зачем это исследование и к чему - я не получил какого-то развернутого ответа".
Данное высказывание является хорошей иллюстрацией к избирательности памяти. Владимир Николаевич Мясищев описал этот феномен в работе "Психические функции и отношения" (1949). В ходе того разговора я - доктор Слабинский - совершенно ясно рассказал про знаменитое классическое исследование особенностей человеческой коммуникации, проведенное в 1950-х годах в Пало-Альто под руководством Грегори Бейтсона и Джона Джексона. В составе исследовательской группы работали: Дж. Хейли, Р. Лэйнг, Дж. Уикленд, Дж. Гриндер и др. Результаты исследования легли в обоснование феномена "double bind" и коммуникативной теории шизофрении. Появились такие методы как эриксоновская терапия, стратегическая семейная психотерапия и НЛП (см. Слабинский В.Ю. Психотерапия. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. - СПб.: Питер, 2020. - 608 с.). Еще я упомянул возможность использования при анализе нарративов интервью методологии профессора Владимира Александровича Шкуратова (Ростов-на-Дону). А при желании Александр Бессмертный (Oleksandr Bezsmertnyi) мог бы получить и более развернутый ответ на свой вопрос, но желания такого не высказал.
У меня нет цели нападать на уважаемого Александра Владимировича Бессмертного, он делает действительно важное дело. Однако долгие годы работы с историческими материалами воспитали во мне определенную научную аккуратность. У участников заседания и тех, кто будет смотреть доклад в записи, может сложиться неверное представление о сути нашей беседы. Внести точность - вот мой мотив. Разговор был при уже выключенной видеокамере, но при свидетеле.