октор психологических наук, профессор Эдуард Владимирович Галажинский назначен временно исполняющим обязанности президента Российской академии образования. Распоряжение о назначении подписал председатель Правительства Российской Федерации Михаил Владимирович Мишустин.
Освобожденный от должности президента доктор психологических наук, профессор Юрий Петрович Зинченко обратился к коллегам:
«К членам Российской академии образования
Дорогие члены Российской академии образования!
Благодарю Всех и каждого из Вас за Ваше доверие и уникальную возможность совместной работы на высоких постах в руководстве нашей Академии.
Для меня было высочайшей честью начать мою деятельность здесь с выдающейся личностью отечественного образования и науки, главным русистом планеты - академиком, Президентом РАО и СПбГУ Людмилой Алексеевной Вербицкой, с которой меня связывали долгие годы совместной деятельности и тёплой дружбы. Работая рядом с ней и с каждым из вас в нашей Академии, с 2013 года удалось многое сделать для развития сферы наук об образовании, педагогики, психологии, исследований в области изучения русского языка как главной ценности, скрепляющей Российскую государственность, укрепления экспертного статуса РАО в российской системе образования. Мы укрепили связи и вывели на новый уровень взаимодействие с Российской академией наук, Министерством науки и высшего образования РФ, Министерством просвещения РФ, Министерством здравоохранения РФ, другими учреждениями и ведомствами как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации.
Коротко остановлюсь на сделанном с вами. В 2019 году впервые в России мы организовали и провели крупнейший психологический форум планеты - XVI Европейский психологический конгресс. Мы недавно открыли первый и единственный Дата-центр в сфере наук об образовании, оснастили современным оборудованием уникальный высокотехнологичный Междисциплинарный центр исследований детства, начали долгожданный для страны и для каждого региона междисциплинарный лонгитюдный проект «Растём с Россией», который лучше поможет нам понимать современного ребёнка, возможности и риски его развития в грядущем цифровом мире. Мы работаем сегодня тесно и с учителями, и с родительским сообществом, привлекаем больше молодых исследователей и преподавателей к нашим проектам. У нас заметно прибавилось молодых профессоров и доцентов РАО. За последние годы было выстроено эффективное взаимодействие с ведущими университетами России и мира, была создана обширная сеть региональных научных центров РАО.
В период пандемии Академия не только не самоизолировалась и не дистанцировалась, а напротив, выступила инициатором и драйвером научно-методического обеспечения и координации фундаментальных и прикладных научных исследований возможностей и рисков цифровизации образования, ускоренной разработки основ цифровой педагогики и сетевой дидактики, киберпсихологии, медиаграмотности, эффективного психологического сопровождения всей системы образования от дошкольного до высшего и дальше. Особо нужно отметить исследования, профессиональную работу и помощь, которую оперативно, по просьбе Штаба Правительства России и Администрации Президента РФ развернули психологи, в том числе и члены нашей Академии. Для системы здравоохранения, в тесном контакте с медиками, в начале пандемии были оперативно подготовлены методические рекомендации по психологическим аспектам организации деятельности в инфекционных клиниках, оказывалась необходимая психологическая помощь пациентам, в том числе детям, родственникам заболевших, медперсоналу. Многие психологи и коррекционные педагоги работали в «красной зоне», они разработали уникальные электронные психодиагностические инструменты для пациентов, «психологические термометры» для диагностики психологического состояния врачей, испытывающих небывалые нагрузки, в дистантной форме. В непростое время был начат и сейчас продолжается мониторинг психологического благополучия всего населения России - Всероссийский проект «Исследуем дома», в котором приняло участие уже более 100 тысяч человек. Психологи нашей Академии оперативно инициировали взаимодействие в части психологического сопровождения образования, здравоохранения и населения в целом в период пандемии в рамках Международного союза психологической науки при ЮНЕСКО. С учётом условий пандемии были продолжены международные сравнительные исследования. Накоплен и продолжает собираться колоссальный объём уникального научного материала. Ситуация с пандемией, её очевидными и ещё неочевидным последствиями требует продолжения этой большой работы, к которой мне довелось быть причастным.
Ещё раз позвольте поблагодарить всех и каждого члена нашей Академии за оказанное мне высокое доверие и возможность в совместной работе с вами реализовать программу деятельности РАО, представленную при моём избрании. Мы вместе с вами её выполнили практически полностью и многого добились!
Глубокоуважаемые коллеги, продолжение той необходимой для общества научно-исследовательской деятельности, которую мы начали вместе в последнее время, потребует от меня ещё больше времени, сил и внимания, чем прежде. В связи с этим прошу с пониманием принять моё непростое решение оставить административную работу на посту президента РАО и сосредоточиться на научно-исследовательской и преподавательской деятельности в Московском университете, Российском психологическом обществе, Психологическом институте РАО…, оставаясь при этом активным членом нашей академической корпорации.
Наша Академия на марше. Сильная своими научными традициями и демократическими принципами, она уверенно смотрит вперёд и готова научно обеспечить возвращение системы образования России в число мировых лидеров!
В этом наша главная задача и наша миссия.
Успехов всем нам и каждому в достижении этих великих целей!
Всем Здоровья, особенно психического!!!)
С глубоким уважением, благодарностью за ваше сотрудничество и с готовностью к продолжению плодотворной работы на благо отечественного образования,
всегда Ваш,
академик РАО Ю.П. Зинченко».