В последние годы в современной психологии биографические методы становятся все более популярными вследствие усиления тенденции целостного изучения личности в масштабе исторической эпохи на всём протяжении её жизни [9]. Изучение жизненной траектории ученого помогает лучше понять суть его мировоззрения и, как следствие, суть научной теории, и, напротив, анализ динамики развития научных идей косвенно проясняет нюансы биографии - причины выбора, сделанного в сложных жизненных обстоятельствах, на развилке жизненного пути. Профессор Б.Г. Ананьев определил биографический метод как «собирание и анализ данных о жизненном пути человека как личности и субъекте деятельности (анализ человеческой документации, свидетельств современников, продуктов деятельности самого человека и т.д.)» [1].
В психотерапии есть прием, когда психотерапевт задает вопросы, а клиент, отвечая на них, рассказывает о себе самом и одновременно - о каком-либо значимом человеке. Благодаря «двойным» ответам возникает эффект «психологического зеркала», вследствие чего клиент лучше понимает самого себя, нюансы взаимоотношений со значимыми другими и свои реакции на актуальные жизненные события.
Основные вехи биографий главных героев удивительно схожи: родились в небольших провинциальных городках старых империй, разница в дате рождения - менее одного года, образование получили в столичных университетах, увлекались философией Ницше, в глазах современников были хорошими организаторами и крупными учеными. Однако если первого помнят в основном историки науки, то узнаваемость и популярность второго до сих пор сравнимы с узнаваемостью и популярностью звезд шоу-бизнеса. Впрочем, намного важнее другое: как будет показано далее, несмотря на практически одинаковые результаты, полученные на отдельных участках жизненного пути, только один из них сумел из отдельных пазлов сложить целостную картину - предложить оригинальную теорию личности и самостоятельный психотерапевтический метод - основать Психотерапевтическую школу. В чем же причины такой разительной разницы? Поиску ответа на этот вопрос посвящена настоящая статья.
Чиж Владимир Федорович (09.06.1855 - 04.12.1922) - русский психиатр, невролог, психолог, профессор, писатель.
Фрейд Зигмунд (06.05.1856 - 23.09.1939) - австрийский психиатр, невролог, психолог, профессор, автор психоанализа.
Продолжение по ссылке
http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2015_3_32/nomer06.php (С) Слабинский В.Ю. Владимир Федорович Чиж и Зигмунд Фрейд: схождение биографий и различие судеб // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2015. - N 3(32). - C. 1 [Электронный ресурс]. - URL:
http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг)