Толкование снов о покойниках в русской народной традиции

Jan 19, 2016 21:33

Мотив сна интересен тем, что он встречается в совершенно разных жанрах фольклора: с одной стороны, он присутствует и в лирике, и в нарративах, и в паремийных формах, с другой - он характерен для жанров как «художественного», так и «бытового» фольклора. В первых он выполняет эстетическую функцию, может быть сюжетообразующим мотивом, становиться структурным элементом текста, а символика сна - распространяться на весь текст. Во вторых сон может становиться темой для бытовой беседы, к нему относятся более серьезно, чем к художественному вымыслу сказок и былин, сон воспринимается в непосредственной связи с реальностью и жизнью конкретного рассказчика. Отсюда интерес к сонникам и другим формам толкования снов.

1. В ходе работы с рассказами о снах было замечено, что мотив сна и мотив явления покойного часто встречаются во взаимосвязи. С одной стороны, среди сюжетов сновидений популярен сюжет, в котором во сне живому человеку является покойник (чаще всего, его умерший родственник) и этот сон обязательно воспринимается символически и будет как-то растолкован. С другой - разговоры о покойниках часто порождают мемораты о том, как эти покойники снились. Любопытно, что в ходе беседы исполнитель сам, естественным образом переходит на этот сюжет как с темы снов, так и с темы покойников. «Сны с явлениями святых, умерших людей и т.д. относятся как раз к древнему типу снов, когда сон мыслится как реальное бытие души в «том» мире, а персонажи сна обладают собственным бытийным статусом» [Бессонов 2004: 12].
2. Существует сложность с разграничением (если оно необходимо) снов, видений, обмираний, а также таких явлений, когда «чудится, кажется» (ср. былички о лешем и о том, как «мнится» или «блудит» в лесу), например, когда покойник «ходит» к тоскующим по нему живым родственникам:Тосковать нельзя. Он млиться будет, ходить (Мансурова А.В., Черепанова А.В.,  Мешкова Л.А., АКФ), Кто затоскует, у кого муж умрёт или что... Затоскует она, кажение приходит, будто кто-то пришёл и всё (Шатунова В.Г., АКФ). Существует распространенный быличечный сюжет о явлении покойника, толкующемся носителями традиции как признак того, что живой человек, которому является покойник, тоскует по покойному (чаще всего тоскует жена или мать). Провести в нем четкую границу между сном и явью (когда «кажется» наяву) не всегда возможно. Иногда сон осознается исполнителем не как сон, а скорее как видение: Мы только Василья похоронили, ночь одна прошла, на вторую я в семь часов утра. В семь часов утра светленько, он заходит и говорит: "А вот и я явился". С улыбкой стоит. Я открыла глаза - никого нету (Мансурова А.В., Черепанова А.В.,  Мешкова Л.А., АКФ). С этим сюжетом в свою очередь связаны сюжеты с явлением нечистой силы (вогляного, черта) в образе покойного супруга.
3. Покойник может являться во сне, потому что ему что-то «мешает», т.е. его «плохо похоронили». Иногда во сне прямо или косвенно дается знак поступить определенным образом, чтобы покойник больше не тревожил. …И вот тут тогда мне подсказали… на этой улице будут хоронять женщину или девушку, не знаю кто. Вот, ты, говорит, к ней сходи, туфли-то принеси. Она ходила. Взяла туфли, унесла и положила. Больше ничего она не видала уж (Шатунова В.Г., АКФ).
4. Интерес к толкованию снов не обошел и этот мотив: если покойник снится - то это хорошо (в приметах этот мотив трактуется иначе: покойник снится к дождю): [А сны вещие вам не снятся?] У меня умер крестный вперед моего отца. Я вот пришла на кладбище и спустилась в могилу, на гроб села и сижу. И вот крестный мой заворочался, а я ему говорю, чтоб он лежал спокойно, а то мне неудобно. И вдруг мне страшно стало, я у него спрашиваю, как мне выбраться. А он мне говорит: «Крестница, сейчас прилетят ангелы с неба, и ты выйдешь». Я, девки, ангелов-то не видела, но вроде как могила открылась и я вылетела. [А что значит, если они снятся?] Говорят, что это все к хорошему (П.П. Ташлыкова, АКФ).
5. Мотив вещего сна: [А вы верите в вещие сны?] Ой, не дай Господь. Это страшная штука. Вот мне приснилось, как снохе умереть. У меня выпали все до единого зуба без крови (Л.Д. Черных, АКФ). Рассказы о снах не всегда совпадают в порядке следования элементов с событиями в реальности. Толкование сна может быть предваряющим по отношению к его содержанию, а может быть констатирующим, т.е. следовать за ним. Именно толкование делает сон «вещим». «Толкование не только декодирует знаковый текст, но и, наоборот, «означивает» образный текст сновидения» [Лурье 2001:41]. Здесь исполнительница рассказала сон по принципу перестановки. В жизни ей сначала приснился сон с мотивом выпадения зубов (1), потом она истолковала его так, что кто-то из близких (но не кровных, она специально подчеркнула: «без крови») родственников должен умереть (2) и затем скончалась сноха (3). В рассказе о вещем сне обратный порядок следования сюжетных элементов: сначала она говорит, что случилось что-то нехорошее («Это страшная штука») (2), потом рассказывает, что именно произошло (3) и потом объясняет, как она догадалась, что это произойдет (1).
Таким образом, былички о снах могут служить хорошим материалом для понимания традиционной картины мира и тех пограничных зон, через которые человек связывается с потусторонним миром.
Литература:
1. Сны и видения в народной культуре. М., 2002.
2. И. Бессонов. Мотив вещего сна в славянском фольклоре (курс. работа, рукопись).2004 г.
3. АКФ - Архив кафедры фольклора филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
..."

Солосина Наталья Владимировна "Сны о покойниках (к проблеме текстопорождения)"
http://www.ruthenia.ru/folklore/folklorelaboratory/So..



(С) Игорь Ожиганов "Гамаюн", 2015

сновидения, Ожиганов, Солосина, этнография, теория метода

Previous post Next post
Up