Анатолий Васильевич Луначарский (1875-1933) был внебрачным сыном крупного чиновника(генерала или судьи), который был внебрачным сыном дворянина Чарналуского и крепостной крестьянки. По традициям того времени 'незаконным детям' присваивалась фамилия отца в измененном виде.
Лу на чар ский - результат перестановки слогов в фамилии Чар на лу ский.
Талантливый фантазер Луначарский с детства выделялся среди ровесников. Писал стихи, баловался философией, ораторствовал и восхищался удалью тогдашних террористов.
Он был человеком невиданных противоречий. Страна многим обязана ему. Это он открывал новые научные институты, спасал памятники архитектуры, помогал театрам, актёрам, писателям и другим представителям творческой интеллигенции.
Но это он же запрещал пьесы Булгакова, участвовал в травле священников, интеллигенции, способствовал закрытию церквей.
Он добился власти, к которой стремился. И со знаком «плюс» или со знаком «минус»
Все биографические справочники говорят, что марксизмом Луначарский серьезно увлекся в 14 лет.Там же в 16 лет вступил в тайную марксистскую организацию и вел активную агитацию среди рабочих вместе с товарищем по учебе
Бердяевым, дворянином-революционером.
В 20лет вступил в РСДРП и поступил в Цюрихский университет. В 1896-98 жил во Франции, Италии; познакомился с Г.В. Плехановым, В.И. Засулич.
ЛУНАЧАРСКИЙ Фотография. Таганская тюрьма 1899
Традиционную христианскую религию Луначарский ненавидел с детства и рассказывал, как однажды схватил икону и стал стучать ею по столу с криком: «Предоставляю разразить меня за это оскорбление, и отсутствие немедленной кары за дерзость считаю доказательством несуществования самого Бога!»
В начале ХХ века Луначарский увлекся идеей богостроительства, которой отдался тогда и Максим Горький. Они считали, что «социалистическое учение есть подлинная религия человечества», а социализм - «самая религиозная из всех религий».
К концу 1900-х усилились философские разногласия между Луначарским и Лениным; вскоре они переросли в политическую борьбу. В 1909 Луначарский принял активное участие в организации крайне левой группы «отзовистов». Плеханов язвительно назвал Луначарского «блаженным Анатолием», а Ленин разнес его в своих философских трудах. Луначарский «покаялся» и отказался от своих взглядов.
На второй день революции ему предложили пост наркома просвещения.
После получения известия о страшных разрушениях в Москве, когда были повреждены кремлевские соборы и купол Василия Блаженного, Луначарский подал заявление о выходе из Совнаркома:
"Я только что услышал от очевидцев то, что произошло в Москве. Собор Василия Блаженного, Успенский Собор разрушаются. Кремль, где собраны сейчас все важнейшие сокровища Петрограда и Москвы, бомбардируется. Жертв тысячи. Борьба ожесточается до звериной злобы. Что еще будет. Куда идти дальше. Вынести этого я не могу. Моя мера переполнена. Остановить этот ужас я бессилен. Работать под гнетом этих мыслей, сводящих с ума, нельзя. Я сознаю всю тяжесть этого решения. Но я не могу больше", но после разговора с Лениным решил остаться.
НарКомПрос - был министерством науки, культуры и образования одновременно.
Луначарский был сторонником перевода русского языка на латиницу.
В 1923 г. выпустил томик "Силуэты", посвященный вождям революции. Только про Сталина забыл. Через год весь тираж изъяли, но изворотливый Луначарский избежал опалы.
С.В. Волков пишет(«Посев», 2004): Из-за молоденькой актрисы моралист Луначарский бросил жену, с которой прожил 20 лет, и сына. Пришлось съехать с кремлевской квартиры в апартаменты в Денежном переулке. Молодые зажили на широкую ногу. Каждый год - отпуск за границей. Летом - в графское имение Остафьево.
Даже сталинская цензура запретила демонстрировать парадный портрет наркома, написанный к его 50-тилетию. Слишком вальяжным был вид на фоне дорогого шкафа из красного дерева.Как писатель Луначарский был плодовит, но его стихи и пьесы бездарны и увидели свет лишь благодаря высокой должности автора. Луначарский не участвовал в борьбе за власть и, хотя осудил троцкистскую оппозицию, Сталин его не любил, в 1929 сняв с занимаемой должности.
Луначарский объявил Достоевского идеологически вредным. Преследовал он и независимо мыслящих современников. Особенно не прощал колкостей в адрес своих "пролетарских" произведений.
«У нас, пожалуй, нет другого столь ярко выраженного писателя,контрреволюционного, как Булгаков»,
- провозгласил Луначарский. А Булгаков в ответ вывел писателя-наркома в романе «Мастер и Маргарита» под видом критика Латунского, затравившего Мастера (это его роскошную квартиру, отчаявшись, громит Маргарита).
Недавно французский исследователь творчества Михаила Булгакова Рене Буве сделал сенсационное
заявление. Оказывается, бал Сатаны из романа «Мастер и Маргарита» на самом деле списан не с приемов в американском посольстве, как было принято считать ранее, а с вечеринок в особняке первого наркома просвещения. Впрочем, не только этот эпизод связан с Луначарским. Председатель «Акустической комиссии московских театров» Аркадий Аполлонович Семплеяров, любовные похождения которого на сеансе черной магии в театре «Варьете» разоблачает Коровьев, тоже списан с Анатолия Васильевича Луначарского.
После революции, как и во Франции, наказание за мужеложство, скотоложство и кровосмесительные связи кануло в лету вместе с царским уголовным законодательством (вспомним ещё Чечерина, Менжинского, Ежова) .
Некоторые несознательные граждане, правда, возмущались и говорили, что воровство, грабеж, убийство и мужеложство не перестали быть преступлениями от того, что в стране не стало царя. Но нарком просвещения Анатолий Луначарский, которого даже товарищи по партии называли педерастом, объяснял темным людям, что свобода должна существовать во всем, включая выбора пола партнера для любви.
В своих заметках о большевистских "вождях" историк Ю. В. Готье так писал о наркоме просвещения Анатолии Васильевиче Луначарском-Хаимове, которого саркастически именовал "Лупонарским" (лупонарами в Древнем Риме назывались публичные дома): "тов. Лупанарский - педераст, имеющий ближайшие дружеские связи с некоторыми известными футуристами... (см. Готье Ю. В. Мои заметки. - "Вопросы истории", 1991, ¦ 9 - 10, с. 177).
Письмо Л. Н. Андреева - В, Л. Бурцеву, 9 сентября 1919 г. в сборнике: Владимир Бурцев и его корреспонденты («Отечественная история» / РАН. Ин-т рос. истории. - М.: Наука, 1992. - N 6. Владимир Бурцев и его корреспонденты. Составитель О. В. Будницкий): "Он (большевизм - ред.) съел огромное количество образованных людей, умертвил их физически, уничтожил морально своей системой подкупов, прикармливания. В этом смысле Луначарский со своим лисьим хвостом страшнее и хуже всех других Дьяволов из этой свирепой своры. Он трус и чистюля, ему хочется сохранить приличный вид и как можно больше запутать людей, зная, что каждое новое “имя”, каждый профессор, ученый интеллигент или просто порядочный человек соответственно уменьшает его личную ответственность. Если даже Нерона многие одобряют за любовь к искусству, то как же ему, Луначарскому, не создать некоего “золотого века”, рая художников и режиссеров, рая, который так приятно контрастирует с черной чрезвычайкой и придает Л [уначарскому] вид исключительного джентельменства. Светлый луч в темном царстве - так, вероятно, он сам мыслит про себя, ибо кроме всего он человек пошлый и недалекий."
Луначарский и Крупская
А.В. Луначарский, К.С. Станиславский и Бернард Шоу
Л. Троцкий. // Силуэты: политические портреты. М., 1991. С. 369-370 : "Луначарский был незаменим в сношениях со старыми университетскими и вообще педагогическими кругами, которые убеждённо ждали от «невежественных узурпаторов» полной ликвидации наук и искусств. Луначарский с увлечением и без труда показал этому замкнутому миру, что большевики не только уважают культуру, но и не чужды знакомства с ней. Не одному жрецу кафедры пришлось в те дни, широко разинув рот, глядеть на этого вандала, который читал на полдюжине новых языков и на двух древних и мимоходом, неожиданно обнаруживал столь разностороннюю эрудицию, что её без труда хватило бы на добрый десяток профессоров"
В гости к наркому в Москву приезжали А. Барбюс, Г. Уэллс, Б. Шоу, А. Гидаш, Р. Роллан, Э. Синклер, Б. Келлерман, С. Цвейг и другие деятели литературы и науки. Поэт Брюсов был искренне предан трудам Луначарского и даже посвятил ему целый сборник произведений «В такие дни», с дарственной надписью «Поэту Анатолию Васильевичу Луначарскому преданный ему автор»
Черная книга имен, которым не место на карте России. Сост. С.В. Волков. М., «Посев», 2004.
http://lunacharsky.newgod.su/issledovania/professorskij-narkomhttp://dugward.ru/library/amfiteatrov/amfiteatrov_blajen.html А.В. Амфитеатров. "Блажен муж Анатолий"Л. Троцкий. Анатолий Васильевич Луначарский Наследие А.В. Луначарского ☭
http://www.rokf.ru/sosial/2009/05/29/090445.htmlhttp://grigoriyklimov.ru/protokoli-sovetskih-mudrecov/89-part17.htmlhttp://lubovniki.net/2011/07/page/20/
http://tabloid.vlasti.net/news/268180
http://www.hrono.ru/biograf/bio_l/lunachar_av.phphttp://www.diary.ru/~Eduard-Tre/p136585676.htm http://fenixclub.com/index.php?showtopic=110368