"умер молодым"

Jan 08, 2011 02:18

  • «Мы делаем неумную, неэффективную и бесполез­ную работу, обучая психологов в ущерб обществу.
  •  
  • Спросите любого психолога, сколько процентов из того, что он получил в вузе, он применяет в реальной работе?
  •  
  • А ведь сколько времени, сил и средств было потрачено на то, чтобы зазубрить-сдать-забыть, при полной неспособности к професси­ональной психологической помощи людям конкретному человеку в решении конкретной проблемы".
  •  

  •  
  • «…Человек - неизлечимо социален; он имеет глубокую потребность во взаимоотношениях»
  • «Многочисленные проблемы возникают, когда мы пытаемся оправдать ожидания других, вместо того, чтобы определить наши собственные.»

  •  
  • «Люди, не верящие в человеческую доброту, редко сталкиваются с её проявлениями.»
  •  Если я ничего не навязываю людям, они становятся сами собой


Карл Роджерс родился 8 января  1902 года в США. Он был четвертым из шести детей, пять из которых были мальчиками. Его отец был инженером и подрядчиком, Когда ему исполнилось 12 лет, семья переехала на ферму на западе от Чикаго, и в этой сельской местности он провел юношеские годы.



Карл рос застенчивым и чувствительным ребенком, тяжело переживавшим постоянные насмешки старших братьев и сестры. Едва достигнув семилетнего возраста, Карл поступил в школу. Кстати, в ту же школу ходил его сосед Эрнест Хемингуэй, а доктор , отец Эрнеста, преподавал там естествознание. Способности Карла к чтению оказались столь впечатляющими, что с первого же урока он был отправлен во второй класс.Однако если чтение Библии его родители - люди глубоко религиозные - поощряли, то к чтению художественной литературы относились неодобрительно, как к пустой трате времени. (Много позднее, уже став профессором, он порой ловил себя на безотчетном ощущении вины, которое возникало, когда кто-то заставал его читающим.) В школе он познакомился со своей сверстницей Хелен Эллиот, которая через пятнадцать лет стала его женой. (Роджерс иронично вспоминает: «Она была первой, кого я решился пригласить на свидание. Наверное, потому, что мы были уже давно знакомы. А я был так застенчив, что знакомиться ни с кем не осмеливался».) .Роджерс вспоминал, что его отрочество проходило в строгой и бескомпромиссной религиозной и нравственной атмосфере . Он описывал своих родителей как людей чувствительных и любящих, но, тем не менее, искренне и догматично приверженных фундаменталистским религиозным взглядам. После окончания школы Роджерс намеревался стать фермером. В 1919 году он поступил в Висконсинский университет, семейную alma mater, и в качестве предмета изучения выбрал научное земледелие. Однако на втором курсе он активно занялся религиозной деятельностью и посещал студенческую религиозную конференцию, имевшую своим лозунгом: "Наставляйте в христианской вере мир нашего поколения". В результате он решил готовиться к пасторской деятельности. В следующем, 1922 году произошло событие, которое перевернуло его жизнь. В числе десяти американских студентов колледжа он был избран для поездки на конференцию Всемирной студенческой христианской федерации в Пекине. Он провел более шести месяцев за рубежом, где наблюдал религиозные и культурные отношения, совершенно отличные от тех, к которым он привык. Он вспоминает: «Я увидел, как страшно ненавидели друг друга французы и немцы, хотя сами по себе они были очень приятными людьми. Это заставило меня серьезно задуматься, и я пришел к выводу, что у искренних и честных людей могут быть совершенно разные религиозные взгляды. В основном я в первый раз освободился от религиозной веры моих родителей и понял, что дальше я не могу идти вместе с ними. Из-за расхождений во взглядах наши отношения стали напряженными и причиняли нам душевную боль, но, оглядываясь назад, я думаю, что именно тогда я стал независимым человеком». Жизнь на Востоке не только сделала его взгляды на жизнь более либеральными, но и заставила усомниться в божественности Иисуса. Эта поездка также сделала Роджерса независимым от интеллектуальных и религиозных уз родителей. После путешествия на Восток Роджерс возвратился в Висконсин и получил степень бакалавра по истории в 1924 г. Он прошел только один курс по психологии - заочно! Он понял. что пастыри и психологи  имеют общую цель - помогать обездоленным людям.В 1928 году получил магистерскую степень по психологии, а в 1931 - степень доктора.В 1931 году Роджерс занял должность психолога в Отделении исследования детей Общества по предотвращению жестокости к детям и занимался с делинквентными и неблагополучными детьми. Он также играл важную роль в создании Рочестерского центра направляющей помощи и был его директором, несмотря на уверенность, что организацию должен возглавлять психиатр.

Роджерс первым ввел в научный обиход понятие «клиент». И это была не просто игра слов. За терминологическим изменением лежал коренной пересмотр всей стратегии психотерапии.
Ибо пациент - это тот, кто болен и нуждается в помощи, поэтому обращается за ней к профессионалу - психотерапевту. Последний руководит им, направляет его, указывает путь выхода из болезненного состояния.
А клиент - это тот, кто нуждается в услуге и полагает, что мог бы сделать это сам, но предпочитает опереться на поддержку психотерапевта. Клиент, несмотря на беспокоящие его проблемы, все же рассматривается как человек, способный их понять. В представлении о клиенте содержалась идея равноправия, отсутствующая в отношениях врача и пациента. (отсюда)
Роджерс  разработал психотерапевтический подход, известный как «недирективное консультирование», который он называл «личностно-ориентированной ли клиент-центрированной психотерапией». Роджерс утверждал, что «клиент» знает лучше, чем кто-либо, в чем заключается его проблема, и вместе с консультантом может сам найти ее решение.
Психолог - не направляет, не дает советов, не интерпретирует, не хвалит, не высказывает неодобрения, не выдвигает предложений.

Основная применяемая им техника - «отражение чувств»: каждый раз, когда клиент говорит, реакция консультанта заключается в сообщении клиенту, как он понимает его мысль или чувство. С помощью такого психологического зеркала клиент лучше понимает собственные проблемы.

Роджерс пришел к выводу, что установки консультанта имеют большее значение, чем его техника. Условия, необходимые для психотерапевтического изменения личности, создаются, если консультант способен продемонстрировать конгруэнтность, эмпатию, понимание мира клиента и возможность донести это понимание до клиента, а также безусловное позитивное отношение, т.е. признание личности клиента и уважение к нему, независимо от его проблем или степени антисоциальности.

Хотя достижения Роджерса приветствовались коллегами, только после публикации его избранных эссе в книге «Взгляд на психотерапию. Становление человека» (1961; русский перевод 1994) труды ученого привлекли внимание широкого круга читателей-неспециалистов.

В 1960-е годы Роджерс стал лидером движения, получившего название «групп встреч» (групповой психотерапии).Свою позицию он подытожил, цитируя Лао Цзы основателя даосизима :
Когда я удерживаюсь от того, чтобы приставать к людям,
они заботятся сами о себе.
Когда я удерживаюсь от того, чтобы приказывать людям,
они сами ведут себя правильно.
Если я удерживаюсь от проповедования людям,
они сами улучшают себя.
Если я ничего не навязываю людям, они становятся собой.
Осенью 1986 г. он приезжал в Москву, выступал перед многочисленной аудиторией психологов, провел терапевтические занятия.
Этот уже очень пожилой человек был удивительно бодр и оптимистичен, преисполнен жизненной энергии.
Те, кто встречался с ним в Москве, отказывались верить известию о его кончине, которое пришло из Америки год спустя.
Еще в конце семидесятых Карл Роджерс говорил:

«…В детстве я был болезненным ребенком, и отец как-то сказал, что я, наверное, умру молодым. В известном смысле он ошибся: ведь мне уже семьдесят пять. Но в каком-то смысле я готов признать его правоту. Я чувствую себя молодым и надеюсь никогда не стать стариком. Я и правда умру молодым…»Биография и работы

консультирование, медицина, психология, январь, религия, биография, психотерапия, Роджерс, люди, сша, образование

Previous post Next post
Up