Сегодня, 23 ноября - день памяти св. Климента, третьего епископа Рима после апостола Петра, в самом конце первого века - во времена, когда профессия римского папы была не столько престижной, сколько очень опасной. Сосланный императором Траяном на каторжные работы на далёкий дикий север - в Крым, он и там, в каменоломнях где-то в окрестностях Херсонеса, продолжил пропаганду весьма нетрадиционных по тем временам ценностей, за что и был утоплен, привязанный к якорю, в Чёрном море.
Прошло несколько столетий, и греческие богословы, миссионеры и просветители, братья Мефодий и Кирилл, обрели мощи св. Климента, вместе с тем самым якорем, на островке возле Херсонеса. Мощи были привезены в Рим и определены в итоге в древнюю титулярную базилику, посвящённую Клименту. Там же, через несколько лет, был похоронен и Кирилл, соавтор первого полноценного славянского алфавита. Но это была вовсе не кириллица, как можно подумать из названия. Это была глаголица - очень интересная и действительно оригинальная система письма. И хотя глаголицей достаточно активно пользовались (в основном в юго-западных славянских землях) вплоть до 20 века, в целом алфавит Кирилла не стал рабочей письменностью для славянских народов. Они вернулись либо к вариантам латинского алфавита, либо к греческому унциалу, адаптированному, вероятно, в Преславской книжной школе в Болгарии в конце 9 века.
Последний алфавит, по иронии, и называется кириллицей, хотя это просто греческий с несколькими добавлениями (в том числе из глаголицы) - а ведь именно этого братья и стремились избежать, работая в Моравии над самостоятельной славянской письменностью.
Впрочем, ирония так же и в том, что в "могиле Кирилла", находящейся в современной (точнее, средневековой) базилике св. Климента, останков самого Кирилла тоже нет.
И вот как было дело.
История этой базилики во многом напоминает историю Рима в миниатюре; она - такой же гиперпалимпсест, как и сам город. Здание, которое мы видим сейчас, находится примерно в трёхстах метрах от Колизея, по дороге в Латеран. Но есть и важное третье измерение в его координатах - глубина. Хотя нынешняя базилика очень интересна сама по себе (например, мозаичный пол в технике косматеско; яркие мозаики апсиды 12 века, и т.д.), ещё более интересные вещи находятся под ней, на глубине нескольких метров. На самом нижнем уровне находятся остатки фундамента здания поздней республиканской эпохи, разрушенного во время великого пожара в 64 г., в правление Нерона. Да, того самого пожара, во время которого император упражнялся в театральном искусстве, а после, завершив упражнения, обвинил христиан в поджоге.
На месте этого здания было построено несколько других - многоквартирная инсула, хозяйственные постройки и, вероятно, вилла или домус более состоятельного жителя города. Именно в последнем здании в третьем веке размещался храм или дом собраний культа Митры - зороастрийского божества, привезённого легионерами из Персии или Передней Азии.
Митреум существовал примерно до конца 4 века, когда культ Митры в Риме был запрещён и на этом месте была построена первая христианская базилика, посвящённая Клименту.
Во времена Мефодия и Кирилла она уже пришла в упадок, здание требовало основательного ремонта, а разграбление Рима под руководством героического Роберта Гвискара (который явился туда вообще-то совсем не за этим) довело ситуацию до критического уровня. Когда дело дошло до конкретных планов, строители выбрали решение (из вполне практических соображений, далёких от заботы о сохранении культурных ценностей), позволившее дожить до нашего времени изумительным фрескам первой базилики: они просто наполнили её пространство камнями, крипичами и прочим строительным мусором и начали возводить новое здание на таком фундаменте. Именно на этом этапе останки Кирилла, вынесенные на временное хранение до завершения строительства новой церкви, куда-то потерялись. Потом что-то нашлось, но уже никто не мог поручиться, что найденное имеет хоть какое-то отношение к Кириллу. Впрочем, с мощами самого Климента нечто подобное произошло ещё раньше...
О существовании древней подземной базилики за несколько следующих столетий забыли: считалось, что здание 12 века - это она и есть, только перестроенная. И только в середине 19 века, благодаря усилиям ирландских братьев-доминиканцев, владевших базиликой и участком с 17 века, этот многослойный палимпсест стал постепенно (с учётом характера местности, геологии и состояния зданий - раскопки длились десятилетия и в общем продолжаются и сейчас) доступен для изучения и посещения. Частично сохранившиеся благодаря средневековым строителям фрески до сих пор на стенах, а простонародный (и не вполне пристойный) итальянский текст на одной из них - "Месса св. Климента" - вынесен в заголовок поста. Перевод предоставляется любознательному читателю в качестве упражнения.
Сейчас в археологический комплекс св. Климента можно попасть без сопровождения, нужно только забронировать время. Дальше следуют картинки из подземелий базилики св. Климента и её предшественников, вглубь до уровней поздней Республики...