Несколько лет назад я сидела с подругой на набережной, и рассуждали мы, разумеется, о мужиках.
А конкретно об одном типе мужчин-юношей-парней, который назван "мерцающим".
Наверно, у каждой девушки среди знакомых и ухажеров есть такие мерцающие звезды, которые то ярко вспыхнут на небосклоне, осыпая комплиментами-подарками-признаниями - то пропадут в никуда. И не у других девушек мерцают, как могло бы подуматься. Дома сидят, в носу ковыряют, глядят на потолок. В аське сидят, сразу же сваливая оттуда, когда появляется девушка. При этом само собой разумеющимся считается то, что девушка ждет их у окошка и ловит каждое слово.
Неприятно то, что непонятно - чего от тебя хотят-то?
Надо было разбираться. Подруга привычно свела все к банальному зоологическому: все они ко.
Но у меня же не все как у людей, а обязательно с приподвывертом. Люблю читать и находить аналогии.
И вот он, типичный мерцающий типаж. Александр Андреич Чацкий. Все его помнят, все его любят. Один из самых, черт побери, передовых и прогрессивных литературных персонажей. Как бичует крепостное право и засилье фальшивой пошлости! Как пылко и пламенно выражает главные идеи своего времени! Чудо, а не персонаж.
Я его искренне не люблю с тех пор, как посмотрела на пьесу с точки зрения Софьи.
Вазир-Мухтар был гением - заложить в комедию столько глубинных психологических пластов, столько типажей дано далеко не каждому. Все типажи меня сейчас не особо волнуют: возьмемся за главных героев. Итак, Соня и Саша любят друг друга искренней юношеской любовью, первой любовью - но потом у Саши не заладилось в карьере (а карьеру он строил высоко), и он решает все бросить и уехать. На три года, за границу. Срок, сами видим, не маленький.
За границей он, судя по всему, бездельничал. Набирался прогрессивных идей. Очень похоже на наших либерастических блоггеров, которые занимаются перепостами "чего угодно, лишь бы против власти", воображая, что ведут активную общественную жизнь. Ну да ладно, бог с ними. Нас сейчас интересует срок в три года. За это время Софья использовала любую возможность, чтобы хоть словечко узнать о жизни Чацкого и передать весточку о себе.
Потому что ждала. Потому что любила.
Он за три года не написал ей ни строчки. Своей первой великой любви.
Ни строчки.
Потом она перестала ждать. Потому что под боком нарисовался другой. И Софья не слепая и не дура - она прекрасно видит и понимает, почему Молчалин так мил и любезен с ней.
Но он рядом.
А потом, как гром средь ясного неба, появляется Чацкий. И вот он у ног, и просит поцелуя, и удивляется, что ему не слишком-то рады. А он свататься приехал. Руку и сердце привез.
Тут прогрессивная критика начинает поливать Софью самой разной лексикой, суть которой сводится к тому, как смела она тотчас же не пасть ему на грудь и не признаться в любови вечной на земле.
Повторюсь: прошло три года. Чацкого вполне могла встретить мать семейства с супругом и тремя детьми.
Он рассуждал, как типичный мерцающий. Любит - подождет. Любит - будет и десять лет в окошо смотреть. А Софья так не считала, и из ее накопившейся горечи и родилась великая комедия. Потому что Грибоедов был гениальным психологом и писательским взглядом увидел типаж мерцающих мужиков во всей красе. Наверно, поэтому "Горе от ума" до сих пор живо и пользуется всенародной любовью. Много там всего типичного и очень жизненного.
...А подруга потом сказала:
- Это все, конечно, очень хорошо, но как с такими быть?
Я пожала плечами. По Неве скользили корабли, и мир казался большим и ужасно тесным.
- Не связываться, - ответила я. - Не выводить их из френдзоны.
Чтоб не пришлось потом в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов.