Могут ли мигранты бастовать?

Oct 18, 2012 00:55

Забастовка нескольких десятков мигрантов в Петербурге вызвала большое внимание к этому событию со стороны СМИ. Действительно, сама возможность бастовать и проявлять какую-либо другую гражданскую активность для мигрантов находится под большим вопросом. Не имеющие никакой законодательной защиты, находящиеся под постоянным прессингом со стороны властей и работодателей, полиции и миграционных служб, нацистов и враждебного общества, они оказываются самой бесправной частью российских трудящихся.


За последние десять лет можно вспомнить лишь несколько примеров выступлений работников-мигрантов. Наиболее заметные из них - забастовка на «Дон-Строе» в Москве в 2005 году, несколько крупных забастовок в строительном секторе в Свердловской области в 2008 году, а также на острове Русский в Приморье в 2011 году в ходе строительства объектов к саммиту АТЭС. Были и другие эпизоды, не оказавшиеся в центре внимания местных и федеральных СМИ.

Во всех случаях причиной недовольства стала невыплата в срок заработной платы. Кое-где звучали, - например, на «Дон-Строе», - со стороны мигрантов требования официального оформления на работу. Истории завершались по-разному. Часто работникам удается добиться выполнения своих требований, привлекая к разрешению проблем правозащитников и диаспоры. Однако такие случаи единичны, как единичны и примеры объединения мигрантов для защиты своих социальных и трудовых прав. В большинстве случаев, заявляющие о своих правах мигранты сталкиваются открытым давлением и угрозой высылки из страны.

Выступление питерских дворников-мигрантов из Таджикистана в октябре этого года важно не только как один из немногочисленных закончившихся положительно примеров. После двухдневной забастовки состоялись переговоры с работодателем, с которым удалось договориться о графике выплаты задолженности по зарплате. Этот случай важен также тем, что в ходе борьбы работники создали профсоюзную организацию, которая вошла в состав Межрегионального профсоюза «Новопроф», который, в свою очередь, входит в состав общероссийского объединения профсоюзов Конфедерация труда России.

Активисты «Новопрофа» в Санкт-Петербурге уже долгое время работают в сфере защиты социально-трудовых прав мигрантов, занимаются консультированием и юридической поддержкой. В составе профсоюза это уже вторая профсоюзная организация, созданная мигрантами. «Мы ведем обучение мигрантов в плане трудового законодательства, читаем лекции о том, как нужно разговаривать с миграционной службой, с работодателем и так далее», - рассказывает заместитель председателя «Новопрофа» Петр Принев.

«Мы рассказываем, что такое трудовой договор и почему желательно иметь его на руках и почему отсутствие трудового договора не является препятствием для выплаты зарплаты, - подчеркивает Принев. - Мигрант вправе ее требовать, если он работал, в любом случае. Если есть два свидетеля, которые подтвердят, что он работал, - уже хорошо. Это значит, что можно идти и добиваться».

Аналогичную работу в Москве ведет возникший несколько лет назад Профсоюз трудящихся-мигрантов. Эта структура не входит в состав профсоюзных объединений, однако поддерживает партнерские отношения с Конфедерацией труда России, активисты профсоюза традиционно участвуют в проводимых КТР публичных акциях. Трудовые права мигрантов рассматриваются в Конфедерации труда России в качестве одного из важных направлений работы.

«Мы работаем и активно взаимодействуем с Профсоюзом трудящихся-мигрантов и другими общественными организациями, работающими в сфере трудовой миграции, - говорит президент КТР Борис Кравченко. - Совместными усилиями нам удалось добиться положительного решения по перечислению работодателями страховых взносов за работников-мигрантов в Пенсионный фонд. То есть, фактически, работодатели экономили на иностранных работниках, труд которых использовали. Мы ставили вопрос в ходе встреч с первыми лицами государства, и норма об этом вступила в действие в январе 2012 года. Тем не менее, многие вопросы остаются нерешенными».

Проблемы мигрантов в социально-трудовой сфере в значительной степени связаны с общим несовершенством миграционной политики в нашей стране. «Большая часть работников-мигрантов находится в России вне правового поля, - отмечает председатель Профсоюза трудящихся-мигрантов Ренат Каримов. - Это связано, в частности, с открытостью границ и, одновременно, с явно недостаточными ежегодными квотами. При этом, власть стремится использовать в отношении мигрантов лишь ограничения и запреты».

В настоящее время обсуждается принятие закона, устанавливающего санкции в отношении мигрантов, совершивших административные правонарушения. В случае совершения такого правонарушения для мигранта будет запрещен въезд в Россию в течение 10 лет. Если в течение этого периода он въедет на территорию России, то его будет ожидать арест и тюремное заключение. Кроме того, в недрах Федеральной миграционной службы России готовится законопроект, обязывающий мигрантов сдавать обязательные экзамены, среди прочего, на знание российского законодательства и истории России.

«Эти предложения серьезно ужесточают положение мигрантов в России, особенно тех, кто хочет честно трудиться и зарабатывать на хлеб себе и своим семьям», - отмечает Ренат Каримов. По его мнению, взаимодействие мигрантов с российским профсоюзным движением поможет изменить ситуацию. «Только сотрудничество мигрантов с активными, боевыми профсоюзами, поддержка со стороны таких профсоюзов позволят мигрантам добиться изменения своего положения. Мы чувствуем себя частью российского рабочего и профсоюзного движения», - говорит председатель Профсоюза трудящихся-мигрантов.

«Мигранты должны включаться в существующие профсоюзные структуры, - отметил в одном из своих интервью Петр Принев. - Это необходимо самим профсоюзам, чтобы получать и нормальные отраслевые цены на труд, и нормальное развитие профессий, а не низведение их до уровня «принеси-подай», что мы видим, например, в случае с кровельщиками».

По мнению Петра Принева, ужесточение миграционного законодательства играет на руку работодателю, и еще более усложнит борьбу российских рабочих за достойную заработную плату. «Чем бесправнее мигрант, тем больше прибыль, которую получает работодатель и тем меньше его заинтересованность в российском рабочем», - считает он. Поэтому вопрос, могут ли мигранты бастовать, оказывается неразрывно связан с развитием профсоюзного движения в России и возможностью защищать свои права и бастовать для всех российских работников.

Александр Лехтман

http://www.rabkor.ru/analysis/14057.html
Previous post Next post
Up