Снято в июле 2007 г.
Подлинных памятников, увы, не много осталось после всех исторических перипетий. Чего стоит, например, погром, учинённый Иоанном Грозным в 1569 г., который не только уничтожил всякие остатки новгородского сепаратизма, но и превратил столицу некогда могучей Республики Святой Софии в мёртвый город. Не менее ощутимый ущерб нанесла последняя война - в силу достигнутого в ХХ веке совершенства технологии уничтожения. Новгород оказался практически на линии фронта (рубеж проходил по р. Волхов).
Знаменитая Спас-Нередицкая церковь 1198 г. восстановлена из руин, естественно, уже без уникальных фресок, фрагменты которых до последнего времени продолжали находить на прилегающей территории. Судя по результатам археологических исследований, церковь уже в XII в. имела небольшой притвор с западной стороны. Если решатся на его воссоздание, то право, будет жаль нынешней "кубической" простоты.
Церковь Успения на Волотовом поле 1352 г., также погибшая во время войны, восстановлена силами немцев и является теперь действующим храмом. Фрески, к счастью, были обстоятельно пересняты в 1910-х гг. Сейчас они собственно известны только по фотографиям и акварельным копиям.
Церковь Спаса на Ковалёве 1345 г. характерна наличием трёх притворов, северный из которых использовался как звонница. Храм разрушен супостатом в 1940-х гг. и восстановлен "в старых формах". Здесь, как и в Нередице, в принципе, обитает музей, но нам не было суждено застать его открытым (.
И Нередицкая, и Волотовская, и Ковалёвская церкви - монастырские. В древности Новгород был окружён своего рода кольцом из 60 монастырей. Это имело двоякое значение - оборона от видимых и невидимых врагов Республики Святой Софии. Софийский собор - один из древнейших памятников Средневековой Руси. В отличие от Софии Киевской, имеет более-менее аутентичный облик (естественно, за исключением луковичных глав и белых стен - но это общее место). Живопись внутри, правда, создана в XIX в., ну так мы её и не снимали)
Антониев монастырь уже давно функционирует как обитель московских реставраторов. По преданию, св. Антоний (прозванный Римлянин, очевидно, за итальянское происхождение) ПРИПЛЫЛ в Новгород по Волхову НА КАМНЕ. Всё-таки древние были лучше готовы к встрече с чудом. Собор Рождества Богородицы не сохранил первоначального облика ("пухлые" главы, обширная паперть).
Внутри собора росписи позапрошлого столетия (на фото они видны в алтарной апсиде) рядом с фресками XII в. смотрятся довольно убого. Но они тоже - памятник
Георгиевский собор Юрьева монастыря, стоящего у истока Волхова из оз. Ильмень, по архитектурному типу близок собору Антониева монастыря. И всё-таки они разные.
По дороге из Новгорода в Юрьев монастырь находится Перынский скит. Изначально здесь располагалось языческое святилище, посвящённое Перуну (собственно "Перынь" - это искажённое от "Перун"). В ходе христианизации Руси подобные сакральные для язычников места надлежало освятить, и лучшим способом сделать это было устройство монашеской обители. Шумный пикник неоязычников у ограды скита сразу давал понять, что Средневековье гораздо ближе, чем обычно кажется.