Сияние. Стэнли Кубрик+Стивен Кинг

May 24, 2012 23:17



23 мая 1980 г. на экраны вышел один из самых жутких фильмов XX века. Этот фильм замечательного режиссёра Стенли Кубрика по роману популярного автора Стивена Кинга был воспринят американскими критиками очень сдержанно, самим писателем - с резким раздражением, а «умники», придумавшие позорную премию «Золотая малина», даже набрались цинизма, чтобы Кубрика номинировать за худшую режиссуру (!!!). Однако лента «Сияние» пользовалась большим успехом в прокате, оставаясь в течение десятилетия (вплоть до появления «Мизери») самой кассовой среди многочисленных версий произведений плодовитого американского сочинителя, а ныне занимая почётное третье место.

Несмотря на множество негативных рецензий в год выхода на экраны, на сегодняшний день «Сияние», по мнению многих критиков, считается одним из лучших среди фильмов ужасов. Читатели журнала Entertainment Weekly поставили картину на 9-е место в списке самых страшных фильмов всех времён. По версии «Американского института кино», в 2001 кино «Сияние» заняло 29-е место в списке «100 самых остросюжетных американских фильмов двадцатого века». В 2003 году персонаж Джек Торренс занял 25-е место в списке «100 лет… 100 героев и злодеев». По версии Channel 4, в 2003 году картина возглавила список «100 самых страшных фильмов всех времён». По версии «Total Film». В 2004 году «Сияние» заняло 5-е место в списке «Лучших фильмов ужасов по версии „Bravo TV“», в 2005 году фильм занял 6 место в списке «100 самых страшных моментов в кино».

В то время, когда большинство постановщиков, дружно взявшихся за экранизации подчас действительно пугающих историй Кинга, воспроизводили как бы внешний, бытовой страх, Кубрик, который хоть и являлся американцем по происхождению, но с начала 60-х годов обосновался в Англии, проанализировал в данной картине состояние одержимости уже на бытийном уровне. Довольно неприхотливый сюжет (незадачливый писатель Джек Торренс нанялся сторожем на зимний сезон в опустевший отель «Оверлук» в горах Колорадо, начал постепенно сходить с ума и в итоге объявил охоту с топором в руках за своей женой Уэнди и маленьким сыном Дэнни) осмыслен постановщиком в традициях «готических романов», европейской романтической школы, философского понимания сверхъестественных, паранормальных явлений, которые не поддаются разгадке в житейском плане.

Отель с лабиринтами бесчисленных комнат и коридоров, залитых ослепительным и ослепляющим светом, знаменательно сопоставлен с настоящим лабиринтом около отеля, непривычно заснеженным и кажущимся оттого ещё более таинственным и мрачным. Кинематографическое мастерство Стенли Кубрика и Джона Олкотта, его главного оператора на трёх лентах, начиная с «Заводного апельсина», рождает загадочный - готический и одновременно пышный, роскошный, барочный - мир, который является, скорее всего, проекцией шизофренического сознания героя. Причём режиссёр не удовлетворяется обычным объяснением навязчивых маний Торренса, хотя при помощи актёра Джека Николсона создаёт невероятно точную картину сумасшествия как раз с психиатрической точки зрения. И его не очень-то привлекает типично кинговский мотив о ребёнке, который одарён способностью к предвидению и может избежать смерти благодаря своей телепатии.

Кубрика в большей степени интересует происхождение безумия человека, который словно заслан из прошлого, переместился во времени, оказался марионеткой в руках неведомой силы, побуждаем, помимо собственной воли, на кровавое преступление. Своеобразное проклятие над домом, довлеющее влияние призраков минувшего, ощущение безусловной чуждости настоящего мира, той физической плоти, в которую ныне помещена неупокоенная душа, - это ведь постоянные темы романтического искусства, всегда опасно увлечённого «темнотой до рождения и после смерти» (по выражению Владимира Набокова).

В американском справочнике «Мувиз он Ти-Ви энд видеокассет» сказано, что в этом фильме «режиссёр слишком контролирует себя, а Николсон совершенно неконтролируем». Но в данном упрёке скрыта, наоборот, похвала чёткости и продуманности мышления Стенли Кубрика, неудержимой энергии и актёрскому «безумию» Джека Николсона. Впрочем, может быть, что прославленный постановщик в своих экранных творениях, начиная с «Бэрри Линдона», действительно чуть холоден и расчётлив.



Жанр: ужасы, драма
Режиссёр: Стэнли Кубрик

Сценарий: Стэнли Кубрик, Дайан Джонсон, Стивен Кинг
Продюсер: Роберт Фрайер, Ян Харлан, Мэри Лиа Джонсон
Оператор: Джон Олкотт
Композитор: Уэнди Карлос, Рэйчел Элкинд
Художник: Рой Уолкер, Лесли Томкинс, Милена Канонеро
Монтаж: Рэй Лавджой
Бюджет: $19 000 000
Премьера: 23 мая 1980
В ролях: Джек Николсон, Шелли Дювалл, Дэнни Ллойд, Скэтмэн Крозерс, Бэрри Нельсон, Филип Стоун, Джо Тёркел, Энн Джексон, Тони Бертон, Лия Белдам
Продолжительность: 02:22
Производство: США, Великобритания
Награды: 1981 Премия «Сатурн» за лучшую мужскую роль второго плана - Скэтмен Крозерс

Трейлер

Трейлер к фильму представлял собой полную версию той самой сцены, которую часто показывают на протяжении фильма: из-за дверей лифта хлещут потоки крови. Только на этот раз сцена не прерывалась различными монтажными склейками. Между тем у фильма есть множество фанатских трейлеров, среди которых выделяется один, сделанный в оригинальном стиле: он представлял фильм как лёгкую семейную комедию. В результате этот ролик приобрёл вирусную популярность, заняв 33 место в одном из рейтингов.

image Click to view



Подготовка к съёмкам

На роль Джека Кубрик рассматривал кандидатуры Роберта Де Ниро, которого он наблюдал в «Таксисте», и Робина Уильямса, которого он наблюдал в сериале «Морк и Минди». Впоследствии он отверг обе кандидатуры, потому что, по его мнению, Де Ниро был недостаточно психотическим для этой роли, в то время как Уильямс, наоборот, был слишком психотическим. Во время подготовок к съёмкам Стивен Кинг пытался отговорить Кубрика приглашать на главную роль Джека Николсона и предлагал взамен взять Джона Войта или Майкла Мориарти. В качестве аргумента он приводил своё убеждение в том, что зрителю гораздо интереснее будет наблюдать за постепенным сумасшествием актёра с изначально нормальным выражением лица, нежели за Николсоном, у которого с самого начала фильма несколько безумный вид. Стивен Кинг также не одобрил Шелли Дювалл на роль Венди. По мнению Кинга, Венди - это стереотипная блондинка, никогда раньше не сталкивавшаяся с настоящими трудностями в жизни. По мнению же Кубрика, Шелли слишком ранимая и повидавшая многое в жизни, что является полной противоположностью образа в представлении Стивена.


 

Изначально Ллойда (бармен) должен был сыграть Гарри Дин Стэнтон, однако не смог принять участия в съёмках из-за занятости на «Чужой».



В книге действуют живые кусты-животные, которые двигаются только тогда, когда на них не смотрят. Однако Кубрик поменял их на большой лабиринт из живой изгороди из-за того, что подобный спецэффект казался ему малоосуществимым. На строительство декораций снежного лабиринта в концовке фильма ушло 900 тонн соли и пенополистирола. Сам лабиринт был построен в натуральную величину на аэродроме возле студии «Elstree studios», причём в нём действительно можно было заблудиться.



На пробах на роль Дэнни пробовалось пять тысяч мальчиков со всего Среднего Запада. До Дэнни Ллойда на роль Дэнни претендовал мальчик из «Близкие контакты третьей степени» Кэри Гуффи, но его родители отказались давать согласие, едва ознакомившись со сценарием.



Создание музыки

Венди Карлос и Рэйчел Элкинд написали электронный саундтрек к фильму, который практически полностью был отвергнут Стэнли Кубриком. Из их саундтрека в фильме сохранились только музыка на начальных титрах и ещё несколько незначительных элементов по ходу действия фильма.

Съёмки

Стэнли Кубрик хотел снимать фильм в хронологическом порядке. Учитывая различные декорации, подготовленные для фильма, и действие, постоянно перемещающееся из одной декорации в другую, абсолютно все съёмочные площадки и декорации, сделанные для картины, должны были быть доступны для съёмок в любое время. Поэтому все павильоны студии «Elstree Studios» были заняты только декорациями «Сияния». Съёмки начались 1 мая 1978 года и закончились в апреле 1979 года.

В качестве внешнего вида отеля «Overlook» на панорамных кадрах заснят отель «Timberline Lodge» в Орегоне. Все внутренние сцены были сняты в декорациях на «Elstree Studios» в Англии, ни одна из которых не имеет ничего общего с реальным внутренним интерьером этого отеля. Для сцены снаружи, где показана местность с лабиринтом, тоже была построена декорация, за основу которой была взята южная часть «Lodge». В реальности «Timberline Lodge» расположен на пологом склоне и у его входа есть крыльцо с каскадом ступеней.



Декорации зала «Колорадо» были основаны на интерьере красивого отеля «Ahwahnee» в Йосемитском национальном парке. Люстры и окна до сих пор почти идентичны тем, что там есть. От декорации зал отличается в основном тем, что камин расположен в нём в совсем другой стороне и отсутствием лестницы. После выхода картины множество людей приходило туда, чтобы спросить: «Это - „Сияющий отель“?» Вестибюль «Ahwahnee» также послужил основой вестибюля с красными колонами в фильме. Декорации зала «Колорадо» впоследствии использовал Стивен Спилберг в «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега».



Начальные панорамные кадры снимались в национальном парке Глейшер в штате Монтана. Озеро с маленьким островком, над которым проносится камера в самом первом кадре, это расположенное там же Озеро Св. Мэри.


 

Когда съёмочный процесс уже близился к концу на студии начались съёмки 5-й части эпопеи Звёздных войн «Империя наносит ответный удар» и искусственный горный снег, которым застлан отель «Оверлук», позже использовался для съёмок эпизодов на планете Хот. Стивен Кинг, присутствовавший на съёмках «Сияния», посетил съёмочную площадку «Войн» и пообщался с режиссёром Ирвином Кершнером. В дальнейшем это отразилось в романе «Оно», где Кершнер был выведен в качестве персонажа по имени миссис Керш, которая «говорит, как Йода».

Фильм был снят в классическом формате 1,37:1, однако из-за того, что при съёмке первых сцен фильма монтажёры по небрежности допустили ошибку (в кадре в нижнем правом углу можно видеть тень съёмочного вертолёта) прокатные фильмокопии решили печатать в кашетированном формате 1,66:1 по технологии Tilt & scan, обрезав кадр сверху и снизу. В дальнейшем на видео и DVD фильм распространялся в оригинальном полноэкранном формате 4:3. В релизах Blu-Ray фильм распространяется в формате 16:9, в соответствии с форматом прокатных фильмокопий.

Чтобы погрузить съёмочную группу в необходимое психологическое состояние, Кубрик показывал им фильм «Голова-ластик» (1977).
По словам актрисы Анжелики Хьюстон, которая в тот период жила с Николсоном, работа над фильмом настолько выматывала его, что, возвращаясь со съёмок, он падал в кровать и немедленно засыпал. Также Шелли Дювалл до того вымоталась во время съёмки сцены, где Венди запирает Джека в холодильнике, что с ней чуть не случился обморок от перенапряжения.

Во время съёмок актёры иногда подавали собственные идеи для тех или иных сцен. Например, сцена, где Джек, разминаясь, бросает теннисный мяч в стену, была придумана Джеком Николсоном. В сценарии она была описана просто - «Джек не работает». А идея, что Дэнни шевелит указательным пальцем каждый раз, когда говорит с Тони, была предложена самим Дэнни Ллойдом.



По словам Шелли Дювалл, её роль требовала такого постоянного стрессового состояния, что в какой-то момент из-за огромного количества дублей она уже не могла больше плакать. Чтобы добиться от неё нужного результата, Стэнли Кубрик перед началом съёмок потребовал от всей съёмочной группы, чтобы никто на съёмках не симпатизировал, поддерживал или говорил комплименты Шелли. Сам же Кубрик придирался к любым мелочам в её актёрской игре, постоянно поддерживая её во взвинченном состоянии. Доходило даже до того, что режиссёр в присутствии всей съёмочной группы кричал на Шелли, что она впустую тратит его время и время съёмочной группы. Позднее Дювалл согласилась, что Кубрик сделал всё возможное, чтобы добиться от неё максимально правдоподобной актёрской игры, и она нисколько не винит его за использованные методы.

Чтобы снять сцену, ближе к концу фильма, где Венди бежит вверх по лестнице, держа в руке нож, потребовалось 35 дублей. За время съёмок данной сцены Шелли Дювалл пробежала по лестнице расстояние, равное подъёму по лестнице на крышу Эмпайр-стейт-билдинг. А чтобы снять кадр, где теннисный мячик подкатывается к игрушкам Дэнни, потребовалось 50 дублей. Аналогично чуть не вышло со сценой убийства Дика Халлоранна, в которой Кубрик хотел наснимать 70 дублей, но после 40 дубля Джек Николсон уговорил его проявить уважение к 69-летнему Скэтмену Крозерсу, который не выдержал и заплакал, спрашивая «Что вы хотите, мистер Кубрик?»



Фотография 1921 года в концовке фильма подлинная с единственным изменением: голову Джека Николсона «прикрутили» к телу другого человека. Изначально Стэнли Кубрик намеревался собрать массовку и сделать фотографию, однако позднее он решил, что лучше подлинной фотографии ничего быть не может.



Тони Бертон, сыгравший Лари Даркина, принёс на съёмочную площадку шахматы. Стэнли Кубрик, заядлый шахматист, не мог их не заметить. Несмотря на то, что съёмки заметно отставали от графика, Кубрик остановил съёмки на один день и весь день проиграл в шахматы с Тони. Бертон выиграл только одну партию, однако Кубрик поблагодарил его, сказав, что он давно не играл против такого сильного соперника.

Сценарий фильма был настолько существенно изменён во время съёмок, что Джек Николсон перестал читать новые версии, а читал только новые страницы, которые ему нужно было сыграть в следующей сцене.

Знаменитую сцену, где из-за дверей лифта хлещут потоки крови, снимали в течение целого года, прежде чем Кубрику наконец понравился тот дубль, где, по его мнению, можно было не сомневаться, что на экране хлещет кровь. Два лифта из этой сцены были скопированы с лифтов из «Ahwahnee».

Вдохновением для кадра с двумя девочками-близнецами в коридорах отеля полужила Фотография «Identical Twins, Roselle, New Jersey, 1967» Дианы Арбус.


 

В декорациях зала «Колорадо», где работает Джек, из-за интенсивной высокой температуры, произведённой осветительными приборами, которые изображали солнечный свет за окнами, случился пожар. К тому моменту почти все сцены в нём были сняты.

К моменту выхода фильма на экраны организация MPAA уже успела сделать постановление, не разрешающее присутствие крови на экране в трейлерах, которые не имеют возрастных рейтингов. Официальный рекламный ролик «Сияния» как раз состоял из одной сцены, снятой единым ракурсом, где кровь заливает холл гостиницы. Поэтому Стэнли Кубрику пришлось приложить немало усилий, чтобы убедить MPAA в том, что это ржавая вода.

В качестве камео можно увидеть дочь Стэнли Кубрика, Вивиан Кубрик, в сцене вечеринки. Она одета в чёрное платье и сидит на правой стороне дивана, ближайшего к бару, куда подходит Джек.

Для съёмок сцены, где Джек выламывает дверь в ванную комнату, были сделаны облегчённые двери, которые Джек Николсон, проработавший добровольцем в пожарной службе, ломал слишком легко. После нескольких дублей пришлось делать новые, более тяжёлые и массивные двери. В итоге сцену снимали три дня, а Николсону пришлось разломать около 60 дверей.


 

Художественные приёмы

Фразу, которую Джек раз за разом набивает на пишущей машинке - «All work and no play makes Jack a dull boy» («Сплошная работа и отсутствие развлечений превращают Джека в зануду»), специально для иностранных версий Кубрик напечатал на соответствующих языках и потом снял на плёнку, кадры из которой пошли в соответствующие версии. В итальянской это - «Il mattino ha l' oro in bocca» («Тот, кто рано встаёт, встречает золотой день»), в немецкой - «Was Du heute kannst besorgen, das verschiebe nicht auf Morgen» («Никогда не откладывай на завтра то, что ты можешь сделать сегодня»), в испанской - «No por mucho madrugar amanece mas temprano» («От того, что встанешь ни свет, ни заря, рассвет не наступит раньше»), во французской - «Un 'Tiens' vaut mieux que deux 'Tu l’auras'» («Птица в руке стоит двух в кустарнике»). К сожалению, данные кадры считаются почти что утерянными, потому что в Италии, Германии, Испании и Франции на данный момент фильм выпускается только с кадрами английского текста.



Как и в книге, в сценарии была сцена, в которой Джек находит альбом с газетными вырезками об отеле. По неизвестным причинам эта сцена так и не была должным образом снята, однако альбом всё же можно увидеть в кадре. Он лежит рядом с пишущей машинкой в сцене, когда Джек сообщает Венди о том, чтобы она его никогда не беспокоила в то время, как он работает.

Почти все кадры с Дэнни сняты, что называется, «от бедра», то есть на уровне глаз ребёнка. Кубрик сделал это для того, чтобы показать окружающую обстановку именно с точки зрения Дэнни. Позднее такой эффект использовал Стивен Спилберг в своём знаменитом фильме «Инопланетянин».


 

Фильм стал одним из первых, в съемках которых использована система стабилизации камеры «Стэдикам». Некоторые сцены, в которых камера движется (проезды Дэнни по коридорам на велосипеде, проходы героев по лабиринту), сняты с применением этого устройства.

Вырезанные сцены

Версию, в которую входят вырезанные сцены, ошибочно считают режиссёрской, хотя перечисленные ниже сцены являются как раз сценами из театральной версии. Недовольный отзывами критики и сборами после премьеры Кубрик вырезал все эти моменты и смонтировал новую версию, которая пошла в европейский прокат. Именно поэтому очень часто полная версия фильма ошибочно считается режиссёрской. В дальнейшем эти самые сцены были вставлены в европейский видео-выпуск фильма.

После сцены, где зрителю первый раз показывают Венди и Дэнни, следовало продолжение собеседования Джека. В ней Джек представлен Биллу Уотсону (Барри Деннен). Улман рассказывает Уотсону, что Джек раньше работал школьным учителем. Джек подтверждает это, говоря, что стал писателем, потому что хотел изменить свою жизнь. Далее Улман объясняет, что «Оверлук» закрывается каждый год с конца октября до мая, потому что постоянная расчистка снежных завалов на дорогах очень дорогостоящая.



Сразу после того, как Дэнни видит первый раз дочек Грейди, была сцена, где его после этого осматривает доктор (Энн Джексон). Здесь из их разговора узнаётся более подробная информация про Тони. Затем доктор и Венди уходят в другую комнату, где у них происходит диалог, из которого выясняется, что Тони начал являться Дэнни три месяца назад и тогда же Венди начала курить. Также там рассказывается про тот случай, когда Джек сломал Дэнни руку.

Сцена, где Джек и Венди осматривают в отеле предложенный им номер, была урезана в конце. Был вырезан момент, где они заходят в ванную.

Перед тем, как Улман рассказывает Джеку и Венди про то, на чём построен отель, и затем показывает им снегоход, был вырезан момент, где они втроём выходят из лабиринта.

Улман показывает Джеку и Венди бальный зал, а затем представляет им подошедшего туда Дика Холорана. После чего одна из служащих приводит Дэнни и они разделяются. Дэнни и Венди уходят с Холораном, Джек - с Улманом.

В сцене, где Холоран показывает Венди и Дэнни кухню, в самом начале был вырезан момент, где он спрашивает у Венди, что если её полное имя Винифред, то как к ней обращаться уменьшительно: Вини или Фреди?

После того, как мы первый раз видим Дэнни, катающегося на велосипеде по отелю, был вырезан фрагмент, где Венди в халате идёт по вестибюлю и толкает сервировочный столик.

У сцены, где Венди приносит Джеку завтрак в постель, был отрезан конец, в котором их снимали уже не как отражение в зеркале.



После сцены, где Венди и Дэнни гуляют по лабиринту, была вырезана сцена «Четверг», которая состояла из одного кадра: Венди под звуки телевизора накрывает на кухне стол на троих.

Сцена «Понедельник» начиналась совсем иначе. Мы видим крупно экран телевизора, по которому идёт фильм «Лето 42-го» (1971). Крупный план плавно сменяется общим и мы видим, что телевизор стоит в вестибюле. Слева с ногами на диване сидит Венди, справа на полу - Дэнни. В какой-то момент Дэнни спрашивает у Венди, не видела ли она его пожарную машинку. Венди отвечает, что машинка у них в номере, но она не советует ему пока туда ходить, потому что Джек всё ещё спит. Дэнни говорит, что будет вести себя тихо.

Дополнительный диалог Джека с барменом.



После разговора Джека с Грэйди в туалете была вырезана сцена, где Венди расхаживает по номеру и вслух строит планы побега. В какой-то момент она слышит, как Дэнни у себя в комнате начинает кричать «Redrum». Она бежит к нему и просит его успокоиться. Дэнни голосом Тони говорит, что Дэнни здесь нет. Венди просит его проснуться, но Дэнни отвечает, что он не может проснуться и что Дэнни ушёл.

После сцены, где Холоран проезжает место аварии, была вырезана сцена, следующая на следующее утро. В ней Дэнни и Венди сидят в номере и смотрят телевизор. Венди говорит Дэнни, что она выйдет ненадолго, чтобы поговорить с Джеком. Дэнни голосом Тони говорит ей «Хорошо». На выходе из комнаты Венди незаметно от него берёт бейсбольную биту.

После того, как Венди выпихивает Дэнни из окна ванной и кричит ему, чтобы он спрятался, был вырезан момент, где Дэнни по сугробам пробирается к входной двери отеля. Этот кадр не вошёл ни в одну версию, но то, как он снимался, можно увидеть в документальном фильме по созданию «Сияния».

Во время погони Джека за Дэнни по лабиринту была вырезана сцена, где Венди возвращается в вестибюль (после того, как сбежала оттуда, увидев человека с окровавленным лицом) и видит, что там всё опутано паутиной, а на диванах сидят скелеты в одеждах.

Альтернативный финал. После кадра с телом Джека следовала сцена с полицейскими снаружи отеля (зритель видит лишь их ноги). После этого шла сцена в больнице, где находятся Венди и Дэнни. Уллман приезжает в больницу и сообщает, что им не удалось обнаружить тело Джека. Перед уходом из больницы Уллман бросает Дэнни теннисный мячик - тот самый мячик, который прикатился к Дэнни, когда он играл в коридорах гостиницы. Уллман смеётся и выходит из больницы, а камера плавно переходит к последнему кадру с фотографией. По неясным причинам Кубрик спустя неделю после премьеры попросил все кинотеатры отослать назад катушки с фильмом, после чего взамен были возвращены копии фильма, из которых эта сцена была уже вырезана. Возможно, поэтому она не попала ни в одно издание.

Интересные факты

На бейсбольной бите, которой Венди бьёт Джека, в одном из кадров можно увидеть подпись Карла Ястрземски, известного игрока команды «Ред Сокс», преданным болельщиком которой является Стивен Кинг.



Человек с окровавленным лицом, который пугает Венди возгласом «Прекрасная вечеринка, не так ли?!» - редактор фильма Норман Гай.
Декорации отеля Overlook до сих пор являются одними из крупнейших в истории кино.

Страшная комната из фильма имела номер 217, однако руководство отеля попросило сменить номер на якобы не существующий номер 237 для того, чтобы он не казался отдыхающим «проклятым». В январе 2010 американский конспиролог Джей Вайднер на своём сайте выложил статью, в которой раскрыл многие по его мнению скрытые намёки в фильме (в частности, то, что высадка космонавтов «Аполлон-11» была заранее снята Кубриком). В ней он утверждает, что специально связался с руководством отеля «Timberline Lodge», где ему ответили, что номер 237 всегда был в их отеле.



Машина Торренса - Volkswagen Beetle.

В начале, когда машина писателя едет по горам в одном кадре, в нижнем правом углу можно увидеть тень вертолёта.

Мелодия в начале фильма представляет собой цитирование григорианского хорала «Dies Irae».


 


 

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
Previous post Next post
Up