Бела Ференц Дешо Бласко родился 20 октября 1882 года в городе Лугош в Австро-Венгрии (ныне - Лугож в Румынии) в семье среднего класса, а сам был четвёртым ребёнком в семье. Актёрскую карьеру Лугоши начинал в театре маленького городка Шабадки, куда устроила его старшая сестра. Первым его псевдонимом был «Лугосси», который был упрощён до Лугоши. Он играл множество ролей, иногда до 40 в год. В молодости у него был хороший голос и он часто играл в опереттах. Особенно у него удалась роль Ромео, благодаря которой он в 1911 году был приглашен в крупные театры Будапешта, где заслужил большую популярность. Профессиональный актёр, играл в театре в классических пьесах. Во время Первой мировой войны, куда пошёл добровольцем, служил в чине лейтенанта в пехоте. Получил три ранения, был награждён. Прослужил до 1916 года. Из-за ранений, полученных на военной службе, у него развился хронический ишиас. В результате в 40-х годах он начал принимать очень сильные болеутоляющие, а потом алкоголь и наркотики. На съемочной площадке, чтобы скрыть свою зависимость от наркотиков, Бела постоянно пил красное бургундское вино.
Кинокарьера Лугоши началась со знакомства с продюсером и режиссёром Альфредом Диши - Лугоши подписал контракт сроком на 2 года с его фирмой «Звёздные фильмы» на девять фильмов. В Венгрии снимался под своим сценическим псевдонимом «Ариштид Ольт», а в Европе под псевдонимом Лугоши. Также в Венгрии он снимался и в трех фильмах кинокомпании «Феникс», которые режиссировал Михалы Кертеж, который после эмиграции в США сменил имя на Майкл Куртиц и снял в Голливуде такие фильмы как «Касабланка» и «Приключения Робин Гуда» (интересно, что в Голливуде Лугоши не сотрудничал с Куртицом). Его первым шагом к ужасам можно назвать последний венгерский фильм «Королевская жизнь» (Az Elet Kiralya), который был нелегальной версией романа Уайльда «Портрет Дориана Грея». Лугоши оказался сильно втянут в политические события своей страны и активно участвовал в создании короткоживущей Венгерской Советской Республики, в том числе организовал Актерский Профсоюз. После падения венгерских коммунистов ему пришлось бежать из страны и в 1919 году он эмигрировал в Германию, где продолжал сниматься и играть в театре (всего там снялся в 11 фильмах). В 1920 году снялся в фильме «Голова Януса» кинокомпании Lipow Film - экранизации повести о докторе Джекилле и мистере Хайде. Лугоши играл доктора Хайда, а режиссировал этот фильм Мурнау, который войдет в историю благодаря «Носферату».
В 1921 году он переезжает в Нью-Йорк (официально получил американское гражданство 26 июня 1931 года).
В Америке Лугоши сначала зарабатывает чем придётся, но затем начинает играть в театре венгерской национальной общины, а также сниматься в кино в ролях третьего плана - например, в фильме «Тот, кто получает пощёчины» (He Who Gets Slapped, 1924) он играл одного из множества цирковых клоунов в неразличимом гриме. Его первая серьёзная кинороль в Голливуде - полицейский инспектор в звуковом фильме Тода Броунинга «Тринадцатое кресло» (The Thirteenth Chair), 1929 года. Фильм определили в совершенно новую категорию, названную латинской буквой «H», что обозначало «Horror!», т.е. Ужас. Так родилось официальное название жанра, которое оказалось очень живучим. Так что «Тринадцатое кресло» - это первый американский фильм, официально признанный ужасником! (Лугоши исполнял там второстепенную роль).
В 1929 году актер женился на богатой сан-францисской вдове Беатрис Уикс, но их союз просуществовал только три дня. Развод был вызван тем, что в жизни Лугоши появилась «другая женщина», которой была названа голливудская кинозвезда Клара Боу, что произвело эффект разорвавшейся бомбы и создало ему плохую репутацию.
Кадр из фильма "Тринадцатое кресло"
Однако к этому времени Лугоши добивается большого успеха в заглавной роли в сценической постановке «Дракулы», написанной Джоном Балдерстоном адаптации одноимённого романа Брэма Стокера. Значительный коммерческий успех постановки привлёк к ней внимание киностудии Universal Pictures, которая к 1930 году сумела собрать пакет авторских прав, необходимых для осуществления экранизации и начала работать над фильмом. Главная роль была закреплена за Лоном Чейни, однако тот умер от рака и проект едва не был закрыт. Когда было решено продолжить работу над фильмом, студия пригласила ставить его режиссёра Тода Броунинга, а на главную роль - Лугоши, который уже был знаком с образом по работе в театре. Понимая, что участие в этом фильме открывает перед ним широчайшие перспективы, Лугоши подошёл к этой работе очень ответственно, сутками работал над образом и, в итоге, сыграл Дракулу блистательно не только в части пластики, которая была отработана в театре, но и на крупных планах. Он практически отказался от грима и создал классический образ вампира-аристократа, которого светскость не делает менее чудовищным.
К 1931 году финансовые дела компании сильно пошатнулись. Фильмом, который спас студию от разорения оказался «Дракула» с Белой Лугоши в главной роли. Огромный успех фильма принес ту финансовую стабильность, которая была так нужна компании. Лугоши стал звездой компании (в те времена актеры обычно снимались в фильмах только одной кинокомпании и были ее лицом), а Лэммле поверил в прибыльность ужасов. Мрачная готическая кинематография стала фирменным знаком для фильмов ужасов Universal Pictures.
Фильм вышел в прокат 14 февраля 1931 года (в день святого Валентина) и позиционировался как «история самой невероятной любви из известных миру» и пользовался грандиозным успехом у зрителей, выдержав несколько повторных релизов. Его успех не только позволил сделать впоследствии несколько тематических продолжений, но и открыл дорогу целой волне фантастических фильмов ужасов. Бела Лугоши получил постоянный контракт со студией Universal, которая хотела сделать из него «второго Лона Чейни» и тут же предложила сняться в роли Чудовища во «Франкенштейне». Однако после первых проб Лугоши это предложение отверг, так как роль была без слов и он не хотел играть в тяжёлом гриме; по другой (более правдоподобной) версии, его кандидатуру отверг режиссёр Джеймс Уэйл. В итоге роль досталась Борису Карлоффу, который впоследствии неоднократно был партнёром Лугоши на съёмочной площадке.
Существует легенда, что Бела Лугоши играл роль Дракулы, не зная английского языка и выучивая реплики на слух. Однако эта история правдива лишь частично: Лугоши действительно очень долго не желал учить английский язык и текст для своих театральных ролей зазубривал на слух. Ко времени же начала работы над фильмом он уже вполне мог общаться на английском языке.
Поскольку аппаратура для воспроизведения звуковых фильмов ещё не успела полностью сменить «немые» кинопроекторы, крупные фильмы в те времена часто снимались в звуковом и немом вариантах. Известны копии «Дракулы», смонтированные с титрами и без звука.
Параллельно со съёмками англоязычного фильма в тех же декорациях и в то же время другая команда снимала по тому же сценарию фильм на испанском языке - он известен как «Испанский Дракула».
В середине 30-х годов он получал больше писем от поклонников, чем Кларк Гейбл. Однако амплуа убийц, чудовищ и безумных ученых закрепилось за ним навсегда. Под давлением продюсеров и из соображений рекламы он вел себя эксцентрично, появляясь на людях в образе вампира, лежа в гробу во время интервью и т.д.
После «Дракулы» Лугоши стал регулярно сниматься в жанровых фильмах - обычно ему доставались роли злодеев, которые он играл добросоветстно, но, за несколькими исключениями, довольно однообразно. Таковы Доктор Миракл в «Убийстве на улице Морг» (Murders in the Rue Morgue, 1932), Легендре в «Белом зомби» (White Zombie, 1932), Роксор в «Маге Чанду» (Chandu the Magician, 1932) и так далее. Лугоши также сыграл Говорящего Закон в «Острове потерянных душ» (Island of Lost Souls, 1933), экранизации романа Герберта Уэллса «Остров доктора Моро». В фильме «Чёрный кот» (The Black Cat, 1934) он играл роль доктора Вердегаста, который не является злодеем, но одержим жаждой мести. Затем он практически точно повторяет свой же рисунок роли вампира в «Знаке вампира» (Mark of the Vampire, 1935). Роли в фильмах «Ворон» (The Raven, 1935) и «Невидимый луч» (The Invisible Ray, 1936) укрепляют его репутацию жанрового актёра.
"Убийство на улице Морг"
"Белый Зомби"
За съёмки в фильме «Белый зомби» Лугоши получил тысячу долларов, в то время как сам фильм стоил студии Universal 100 тысяч долларов. Следует отметить, что Лугоши снимался не только в фильмах ужасов, но и в детективах, триллерах и даже драмах (на вторых ролях), однако этот аспект его карьеры остался в тени.
"Остров потерянных душ" "Черный кот"
"Знак вампира"
"Ворон"
"Невидимый луч"
В 1933 году Лугоши женился на Лилиан Арх, которая через пять лет родила ему сына сына - Бела Лугоши младшего. В фильме Чёрный кот Лугоши впервые снялся вместе с Борисом Карлоффом.
Лилиан Арч Бела Лугоши и Борис Карлофф
Выделяется очень яркая и богатая по выразительным средствам роль злобного горбуна Игоря, которую Лугоши сыграл в фильмах «Сын Франкенштейна» (Son of Frankenstein, 1939) и «Призрак Франкенштейна» (The Ghost of Frankenstein, 1942). Чтобы получить роль в фильме Сын Франкенштейна ему пришлось умолять об этом создателей фильма. В то время у него родился сын и были тяжёлые проблемы относительно денег. За эту роль он получил 500 долларов. Он также сыграл (всё-таки) Чудовише Франкенштейна в фильме «Франкенштейн встречает Человека-Волка» (Frankenstein Meets the Wolf Man, 1943).
"Сын Франкенштейна"
"Франкенштейн встречает Человека-Волка"
Всё чаще оставаясь без работы, а от сыгранных ролей не получая ни творческой, ни финансовой отдачи, Лугоши во второй половине 1940-х годов опускается и становится морфинистом. В этот период ему изредка достаются малозначительные роли в фильмах категории «Б», и его слава быстро затихла. Актер начал спиваться и злоупотреблять наркотиками.
Еще в 1952 году брак Белы с Лилиан распался (они развелись в 1953), и Лугоши окончательно опустился на дно своей карьеры, стал законченным наркоманом.
Под конец жизни он подружился с Эдом Вудом, печально известным в качестве худшего режиссера всех времен. В 1950-х годах Лугоши снялся в нескольких фильмах - «Глен или Гленда» (Glen or Glenda, 1953), «Невеста чудовища» (Bride of the Monster, 1955), - режиссёра Эда Вуда, который был горячим поклонником его прежних ролей. Гонорар, полученный Лугоши за участие в этих фильмах, помог ему победить зависимость от морфия, и он решил вернуться к работе в большом кино. Его возвращение знаменовала небольшая роль в фильме «Чёрный сон» - по иронии судьбы, роль была без текста, и она же стала его последней ролью.
Лугоши собирался сняться в фильме План 9 из открытого космоса, но не успел - он умер когда было снято всего около 10 минут фильма. Однако его можно видеть в нескольких сценах, Эд Вуд использовал архивные съёмки Лугоши в плаще Дракулы и ввёл в фильм персонаж, якобы сыгранный Лугоши. Большую часть роли сыграл дублёр с лицом, почти полностью закрытым плащом. История их отношений легла в основу картины Тима Бертона «Эд Вуд» (Ed Wood, 1994).
Эд Вуд
"Гленн или Гленда" "Невеста монстра"
"План 9 из открытого космоса"
Исполнитель роли Белы Лугоши в биографическом фильме Тима Бёртона «Эд Вуд» (1994) актёр Мартин Ландау за свою работу удостоился премии «Оскар». Наблюдатели увидели в этом запоздалое признание заслуг классического исполнителя роли Дракулы. Сын Белы, юрист в Лос-Анджелесе, был очень недоволен изображением в картине своего отца, хотя никогда не смотрел ее. После длительной переписки с Бартоном, отпрыск согласился посмотреть фильм в компании с самим Ландау, после чего согласился, что игра актера очень похожа на его отца, и они стали с Ландау друзьями.
"Эд Вуд"
Бела Лугоши умер 16 августа 1956 года от сердечного приступа. На момент смерти актер был так беден, что за его похороны заплатил Фрэнк Синатра.
Его дом в Лос-Анджелесе купил Джонни Депп, сыгравший друга актера, режиссера Эда Вуда в одноименном фильме 1994 года.
Бела Лугоши удостоен звезды на Голливудской Аллее Славы.
Уже после смерти Лугоши стал воистину культовой фигурой, и его жизнь, а еще больше смерть, обросли легендами. Вот парочка из них: Белу Лугоши похоронили в костюме Дракулы...
По легенде, на похоронах актера другой великий "кинозлодей" Винсент Прайс был настолько потрясен видом усопшего, что спросил кого-то из присутствующих: "Может нам, на всякий случай, вбить ему в сердце осиновый кол?". Комедиант Джои Бишоп, услышав о смерти Лугоши, на полном серьезе заявил: "Он вернется!".
Серия сообщений "
Актеры":
Часть 1 -
Лон Чейни. 129 лет со дня рождения.Часть 2 -
Марлон Брандо. Крестный отец Голливуда. ...
Часть 28 -
А.Абдулов. ИГРОК ПО ЖИЗНИЧасть 29 -
Еще одна Мэрилин: Милла Йовович в образе МонроЧасть 30 - Бела Лугоши... Я никогда не пью... вина...
Оригинал записи и комментарии на
LiveInternet.ru