первая пятилетка войны

Jan 20, 2016 03:56

Спору нет: с помощью принудительного туземного труда хорошо оплачиваемых иностранных инженеров можно построить гигантские технические сооружения. Но созданный из бетона и стали, они смогут противостать времени, лишь непрерывно обновляясь в работе. Консервация будет означать их гибель. Длительно же работать - даже в коммунистическом обществе - они смогут лишь тогда, когда будут рентабельными, т.-е. будут удовлетворять потребностям параллельно с ними возрастающего рынка. Между тем вся пятилетка построена на уменьшении покупательной силы населения, на опустынивании рынка, рост которого единственно и мог бы придать гигантам современной техники хозяйственную, а тем самым и вещественную устойчивость. Заставить нищего русского крестьянина «инвестировать» в строительство индустрии 30, а то и все 50 процентов своего дохода, - это не значит только количественно преувеличивать возможный темп хозяйственного развития страны. Это значит поставить себе безумную задачу построить благосостояние населения на его голоде.

Что подлинное существо пятилетки не заключается в строительстве хозяйства (почему задача ее и не так уже безумна), что пятилетка на самом деле есть лишь новое орудие для осуществления все той же неизменной цели - всемирной революции, - это ныне становится все более очевидным. Давно уже цифры первоначального плана утратили для советского Кремля все свое значение, и из плана хозяйственного строительства пятилетка обратилась в лозунг, в знамя нового решительного наступления коммунизма. «Социализм в одной стране» на деле оказался базой красного империализма. В зависимости от судьбы последнего, пятилетка удастся вся целиком или совсем не удастся.

Начиная с 1928 года, советская школьная политика вступила на путь прямой «военизации» школы. Школе ставятся отныне определенная цель подготовки «одиночного бойца» разных родов оружия (средняя школа) или «среднего командного состава запаса красной армии» (школа высшая). От 1/5 до 1/3 учебного времени учащихся отводятся ныне военным наукам, военным упражнениям и лагерным сборам. Во всех учебных заведениях учреждены специальные «кафедры военных наук», военные «кабинеты», а в средних школах штатные должности преподавателя военных предметов и «военные уголки». Более того: как все вузы распределены между отдельными отраслями производства, точно так же все они распределены и между отдельными родами оружия (артиллерийские вузы, бронетанковые, военно-химические, пехотные и т. п.), будучи даже, в отношении военной подготовки и учета учащихся, «прикреплены» к соответствующим частям Красной Армии. Что касается средней школы, то связь между нею и Красной Армией осуществляется в порядке «шефства» над отдельными школами различных частей армии. Школа тем самым становится не только составной частью производственного процесса, но в такой же степени также и органической частью военного аппарата страны. Неудивительно, что с начала пятилетки школьное законодательство и педагогическая литература в полной мере усвоили военный жаргон: «культпоход», «культэстафета», «культбригада», «грамотный призыв», «штаб культэстафеты», «прорыв» (на фронте учебы), «культштурм» - век эти новые слова совершенно вытеснили из употребления такие термины, как «единая трудовая школа», «комплекс», «лабораторный метод» и другие штатские лозунги предыдущих периодов советской педагогики.

В сфере новой школьной политики советской власти особенно ясно выступает наружу милитаристическое существо пятилетки. Ставка на мировую революцию является единственным разумным объяснением того безумного пожертвования реальными хозяйственными нуждами населения Молоху индустриализации, который составляет самое существо пятилетнего плана. Создание тяжелой промышленности на костях вымирающего с голоду населения, - задача эта получает хоть некоторое объяснение только при предположении, что индустриализация есть средство использования России, как плацдарма для осуществления коммунистической партией ее мировых задач. Действительно, Нэп, понимавшийся самим Лениным лишь как «передышка» между русской революцией и «запоздавшей» революцией европейской, тем более утрачивает свой смысл, чем более слабеет перспектива внутри-европейской революции. Чем более, с другой стороны, растет перспектива новой европейской войны, тем более коммунистическая партия должна быть готова к тому, чтобы, вызвав эту войну или вмешавшись в нее, раздуть ее по русскому примеру в социальную революцию. Если Ленин верил еще в европейскую революцию, как восстание самого рабочего класса, то Сталин возлагает уже всю свою надежду на войну. Красная армия своими штыками должна достичь того, чего не смог добиться собственными своими усилиями пролетариат капиталистических стран. Поэтому пятилетка и означает в первую очередь создание тяжелой промышленности, как необходимой в настоящее время основы военной мощи государства. Догнать и перегнать Европу в вооружениях - к этому в значительной степени сводится непосредственная цель осуществляемого под лозунгом пятилетки коммунизма. Если первая попытка ленинского коммунизма была объявлена в период Нэпа «военным коммунизмом» в том смысле, что коммунизм этот был не настоящим, а мнимым, результатом империалистической и гражданской войны, то рецидив коммунизма, осуществляемый Сталиным, представляет собою уже военный коммунизм по самому своему замыслу.

Красный империализм Сталина является лишь отрицательной изнанкой империализма капиталистических стран, как его понимал Ленин. Сталин осуществляет лишь видение Ленина: объединение всех колониальных народов, идущих войной на своих европейских поработителей. В этой новой игровой войне Россия есть и вождь и плацдарм красного империализма. Новая школьная политика советской власти, как впрочем, и вся пятилетка, должна служить этой великой последней цели.

© С. Гессен. 1931. http://krotov.info/library/14_n/ov_grad/01_08.htm

советский империализм

Previous post
Up